«ЗВОНКИЙ, ПЕСТРЫЙ, КАК ПЛАТОК МОЛОДУХИ»

Краеведческая прогулка по историческому центру Мариуполя

Зашел я как-то в Мариупольский краеведческий музей. Внимание привлекла группа посетителей — людей разного возраста, рассматривавших выставку репродукций открыток с видами старого Мариуполя. На открытках отражены все наиболее интересные и характерные места города: здания ,соборы, гостиницы, устье реки Кальмиус, гавань с рыболовецкими судами. заводы «Никополь» и «Русский Провиданс», живописные окраины — Слободка, Шишманка, Карасиевка. Большую часть снимков сделали фотографы М. Улахов, И. Куюмджи, М. Краснопольский, А. Целинский, И. Шляпов.

Вот он, наш город в начале ХХ века, каким его запечатлел тогда объектив неуклюжего ящика-фотоаппарата. Улицы знакомые и одновременно отдаленные от нас временем. Часть изображенных на фотографиях зданий узнаваема — они сохранились до нашего времени, другие, удивляющие свой архитектурой, увы, исчезли… Многие из них, особенно храмы, утрачены навсегда.

На некоторых фотографиях запечатлены люди. Они спешили по своим делам, не подозревая, что их фотографируют. Лихо мчались по булыжной мостовой извозчики, шумел разноликий базар.

Наверное, современному горожанину было бы интересно хоть на миг окунуться в гущу мариупольской жизни того далекого от нас времени и совершить увлекательную и волнующую прогулку по родному городу.

Для начала возьмем подшивку старых мариупольских газет начала века. Полистаем их ,и перед мысленным взором оживет городская жизнь, заговорит реклама.

В начале прошлого века Мариуполь рос, перестраивался, украшался. Строились банки, магазины, увеселительные заведения, общественные здания, доходные дома, трактиры, которых в городе насчитывалось более 45. Сохранились многие здания, построенные по проектам архитектора В. А. Нильсена и Н. И. Шилкова. Различен почерк этих мастеров. По мнению специалистов, архитектурное убранство гостиницы «Континенталь» выполнено в псевдорусском стиле с использованием элементов греческого орнамента. В облике других зданий использовался элемент в стиле модерн.

Застраивался коммерческий центр города, расположенный на пересечении улиц Екатериниской и Торговой, Николаевской и Земской, Георгиевской и Торговой. Наиболее оживленное место — базарная площадь (ныне площадь Освобождения). Вот как писал о ней К. Паустовский: «Мариуполь — звонкий, пестрый, как платок молодухи; базар, красный от помидоров, от баклажанов, росистый и свежий от капусты и арбузов, пахнущий топленым молоком, вишнями и сдобными ватрушками…».

Улица Торговая — это множество магазинов, лавок, игорных домов. В домах, многие из которых до нашего времени не сохранились, размещались магазины обув и, галантереи, табачных изделий. Например, в доме Балахова размещался винно-гастрономический магазин Авертикова. Особенно он рекомендовал столовое вино «Сандоринское» по 30 копеек за бутылку.

Если бы мы направились вверх по Торговой улице к Екатериниской, непременно проходили бы мимо магазина братьев Адабашевых (ныне столовая №22) на углу Николаевской и Торговой. Здесь предлагали мужские костюмы и дамские платья. Теперь этот магазин можно увидеть только на фотографии. На углу Екатерининской и Торговой — парижский магазин Виткина. Владелец специальным объявлением оповещает горожан, что выехал за границу за моделями и за новейшими материалами к предстоящему сезону. Книжный магазин Приходько-Пыхненко предлагает лучший набор детской подарочной литературы на русском и немецком языках, причем, заказы на все книги исполняются «скоро и аккуратно». А на Георгиевской, 14 кондитерская фабрика Горелова предлагает конфеты, пряники, мармелад, монпансье, пастилу, бисквиты. Цены — самые недорогие.

Недалеко от Базарной площади — Харлампиевская улица. Здесь все чинно. Роскошная гостиница «Континенталь» в доме Томазо, рядом с гостиницей — английский магазин Шленского. Граммофоны, грампластинки… Ресторан гостиницы, который расположен на первом этаже,  предлагает отведать обеды греческой кухни — всего за шестьдесят пять копеек. Дорого это или дешево? Рабочий получал в месяц тридцать-сорок рублей.

Конечно, с «Континенталем» не сравниться другим гостиницам, расположенным также в центре города и имеющим ен менее звучные названия. У Базарной площади в доме Псалти, на Екатерининской, — гостиница «Россия». На углу улиц Торговой и Греческой и ныне стоит двухэтажный дом, бывшая гостиница «Петербургская», а на Торговой — гостиница «Бристоль». Гостиницы поскромнее — на Николаевской в доме Левина, на Биржевой — в доме Карамали, на Соборной площади — в доме Хиверних. В этих гостиницах комнаты сдавались посуточно от рубля до трех с полтиной.

На солнечной стороне Екатерининской улицы, как видно на фото, больше прохожих, витрины прикрыты тентами, вокруг обилие вывесок, размер которых зависел от капитала хозяев. Чаще других на фасадах домов мелькают названия «Фотография». В начале века она была делом модным и прибыльным. Обращает на себя внимание тот факт, что реклама фотографов располагалась на домах выше всех прочих рекламных вывесок.

Хорошо был известен в городе мукомольный и макаронный фабрикант Трегубов. До сих пор сохранились здания некогда принадлежавших ему мельниц и макаронной фабрики, а также построенные в центре города у Александровского сквера особняки.

На углу Екатерининской и Греческой (ныне в этом здании магазин обуви) в кинотеатре «ХХ век» шли фильмы «Голубая кровь», «Аромат греха», «Любовь была его святыней». Демонстрация фильмов в кинотеатре сопровождалась игрой на пианино, которое стояло перед экраном за загородкой. Но не каждый пианист мог работать тапером в кино. Для этого требовался особый талант — ведь музыка должна соответствовать содержанию фильма, а события на нем экране менялись быстро. Значит, и тапер обязан был быстро перестраивать музыкальное сопровождение. В Мариуполе этим искусством в совершенстве владел тапер Гольштейн.

Город не только строился, но и благоустраивался. В свое время Г. Г. Псалти, друг А. Серафимовича, занялся перепланировкой городского сада (ныне Детский парк культуры и отдыха), который был заложен еще в 1863 году. И все же, для старожилов более привычное название — Городской сад. В Конце центральной аллеи, у самого обрыва открывается великолепный вид на море. Здесь были сооружены две видовые площадки, украшенные кованой ажурной изгородью, в центре сада — фонтан, летняя эстрада.

… После заката солнца в саду сидят, отдыхая, упиваясь ароматом цветов, дамы с зонтиками, мужчины в чесучевых костюмах. Сюда приходят послушать игру духового оркестра. Гуляющие пары продвигаются по аллеям медленными встречными потоками. На скамейках сидят гимназисты. Чинно гуляет публика. Мужчины церемонно раскланиваются со знакомыми…

С тех пор прошло девяносто лет.

 

Аркадий ПРОЦЕНКО.