Жизнь Жданова: неизвестные факты- 11

После войны

С деятельностью Жданова в конце 40-х годов связана и попытка привить советскому человеку новый планетарный взгляд на мир, думать о далеких землях и континентах – не зря именно в те годы пошел поток переизданий старой русской «ориентальной» литературы о путешествиях, кругосветных плаваниях, первопроходцах и т.п. СССР выходил на новый уровень и его гражданам требовались глобальные масштабы мышления. Жданов в своей идеологической деятельности и пытался раздвинуть эти географические рамки мышления наших людей, побудить их поднять голову от мелочей районного быта к высотам большой политики, привить им вкус к управлению планетой. Сам Жданов участвовал в управлении планетой в прямом смысле этого слова – как руководитель Отдела внешней политики ЦК он, по сути, был партийным министром иностранных дел и от имени партии курировал деятельность МИДа СССР. Но главное, Жданов от имени ВКП(б) осуществлял оперативное руководство и взаимодействие со всеми коммунистическими партиями мира. Период 1946-48 гг., наряду с активной работой внутри страны, для Жданова стал чередой сплошных встреч, переговоров и переписки с руководством и активистами почти всех иностранных компартий.

Портрет Жданова 1947 г. Художник Ефанов

Это было время, когда наша Родина, израненная мировой войной, под руководством сталинской команды буквально за несколько лет достигла пика своего идейного и геополитического влияния. В Восточной Европе – в Чехословакии, Болгарии, Румынии, Польше и Венгрии – именно в 1946-48 гг. по технологиям, напоминающим пресловутые «оранжевые революции», к власти пришли коммунистические партии. На западе Европейского континента, во Франции и Италии компартии насчитывали сотни тысяч членов, имели многочисленные парламентские фракции и десятки тысяч неплохо вооруженных бывших партизан с припрятанными в ожидании близкой революции стволами. В те годы представители Коммунистической партии Франции открыто заявляли в парламенте, что начнут партизанскую войну, если США развяжут боевые действия против СССР – и их слова не были голословными, среди членов ФКП помимо множества бывших партизан имелись даже офицеры французского генштаба. В Греции шла масштабная партизанская война местных коммунистов за власть против американцев, англичан и их местной прислуги. Даже во франкистской Испании коммунисты вели партизанские и террористические действия, с не меньшим размахом, чем поддерживаемые с Запада бандеровцы или «лесные братья» на территории Западной Украины и Прибалтики.

Еще большим был масштаб коммунистического движения в Азии. Вооруженные силы Компартии Китая насчитывали три миллиона штыков и вели успешную гражданскую войну против ориентировавшихся на США чанкайшистов. На севере Корейского полуострова бывшим заместителем товарища Жданова по Ленинградскому обкому генералом Штыковым и бывшим капитаном советской армии Ким Ир Сеном создавалось новое социалистическое государство. Во Вьетнаме обморозивший на похоронах Ленина уши старый коминтерновец Хо Ши Мин вел полномасштабную партизанскую войну против французских колонизаторов и уже претендовал на власть во всём бывшем французском Индокитае. На Филиппинах десятки тысяч местных коммунистов, ранее партизанивших против японцев, начали повстанческую войну против войск США. В Индонезии партизаны-коммунисты контролировали обширные освобождённые районы этой голландской колонии. Проводили свои первые съезды коммунистические партии и организации арабского Востока и Африки.

На другой стороне Земного шара, в Латинской Америке многочисленные компартии уже готовились начать герильи против местных банановых диктатур. И даже в США после окончания Второй мировой войны коммунистическая партия насчитывала свыше ста тысяч членов, в том числе десять тысяч рядовых и офицеров US-army.

Излишне повторять, что все эти силы ориентировались на идеи и голос Москвы. В практическом плане этим «голосом Москвы» и был Отдел внешней политики ЦК ВКП(б) во главе с товарищем Ждановым.

Жданов первым среди высших руководителей СССР встретился с 33-летним Ким Ир Сеном, который спустя полвека, когда имя нашего героя на Родине всячески очернялось в «перестроечном» угаре, с большим уважением вспоминал об этой встрече в Москве. Архивы Жданова сохранили материалы его рабочих встреч с Энвером Ходжей и Никосом Захариадисом – первый в годы Второй мировой возглавлял албанских партизан, второй командовал партизанской армией в греческой гражданской войне 1946-49 гг. Примечательно, что именно эти люди все дальнейшие десятилетия без колебаний и до конца сохраняли верность сталинской политике и традиции.

По свидетельству генерал-лейтенанта Ивана Ковалева, бывшего в 1946-49 гг. фактическим представителем Сталина при ставке Мао Цзедуна, лидер китайских коммунистов, уже побеждая в гражданской войне и готовясь к первому визиту в Москву, «имел желание встретиться ещё со Ждановым, считая его крупным политическим деятелем и теоретиком». И такая оценка нашего героя крупнейшим коммунистическим лидером Азии и основателем современного Китая явно не случайна.

Вершиной деятельности Жданова на посту «партийного министра иностранных дел» стало создание Коминформа – Информационного бюро коммунистических партий, учреждённого девятью коммунистическими партиями Европы. 22 сентября 1947 г. в польском городке Шклярска-Поремба, в ещё недавно немецкой Силезии, под председательством Жданова представители компартий СССР, Югославии, Польши, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Франции и Италии создали международную организацию, официальной задачей которой провозглашался обмен информацией и координация действий европейских компартий. Но, фактически, Коминформ представлял собой модифицированную версию Коминтерна, новый инструмент для нового издания мировой революции. Это был не только шаг на пути консолидации коммунистических сил в Восточной Европе, но и инструмент влияния СССР, его политики, идеологии и культуры на социалистические и коммунистические круги западноевропейских стран – по сути, одна из необходимых ступеней, превращения нашей страны в руководящую миром сверхдержаву.

Это у нас об этом ничего не известно и не написано ни строчки, а, к примеру, в Италии существует обширная литература и публицистика, посвященная выступлению Жданова на первом совещании Коминформа в адрес Итальянской коммунистической партии с требованием «большей идеологической жёсткости» – исследуются и обсуждаются последствия этих ждановских слов для итальянской политики и даже философии и культуры, вплоть до живописи и кинематографа. О восприятии и авторитете Жданова в итальянской интеллектуальной среде конца 40-х гг. ХХ века свидетельствуют слова знаменитого сицилийского художника-футуриста Ренато Гуттузо, через несколько дней после смерти Жданова в 1948 г. писавшего: «Жданов умер, он был, как всем извест¬но, одним из лучших людей на земле: один из кристально чистых большевиков, твердый как кристалл. Наша война потеряла одного из наиболее доблестных воинов».

К нашему же стыду мы практически ничего не знаем и о том огромном влиянии, которое некогда оказывали рождённые в нашей стране идеи на соседние народы и страны. Не знаем о том самом настоящем культе СССР, который когда-то исповедовался массой людей во всём мире. Одним из создателей и проводником этого мирового культа нашей Родины и был Жданов, чьё имя и заслуги сейчас очернены и забыты.

На первом заседании Коминформа 22-28 сентября 1947 г. центральным стал один из докладов Жданова «О международном положении», 22 октября он был опубликован в «Правде». На Западе этот доклад нашего героя является аналогом фултонской речи Черчилля, с которой в нашей исторической традиции отсчитывается начало холодной войны. Но противники СССР в этой самой холодной войне отсчитывали «официальное» начало глобального противостояния именно с доклада Жданова. Тут враги СССР привычно лукавили – Черчилль в присутствии Трумэна высказал эти положения западной доктрины в марте 1946 г., официальный идеологический ответ СССР устами Жданова последовал лишь осенью следующего, 1947 года.

Просравший за годы войны Британскую империю сэр Уинстон Черчилль обиженно вещал: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен «железный занавес». За этой линией располагаются все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы: Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София, все эти знаменитые города с населением вокруг них находятся в том, что я должен назвать советской сферой, и все они, в той или иной форме, объекты не только советского влияния, но и очень высокого, а в некоторых случаях и растущего контроля со стороны Москвы… Коммунистические партии, которые были очень маленькими во всех этих восточноевропейских государствах, были выращены до положения и силы, значительно превосходящих их численность, и они стараются достичь во всем тоталитарного контроля… В большом числе стран, далеких от границ России, во всем мире созданы коммунистические «пятые колонны», которые работают в полном единстве и абсолютном послушании в выполнении директив, получаемых из коммунистического центра».

Жданов в своём докладе ответил на претензии Черчилля и лишь констатировал уже сложившийся факт международной политики: «Сформировались две противоположные политические линии: на одном полюсе политика СССР и демократических стран, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, на другом полюсе политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии…»

И поныне актуальны тезисы товарища Жданова об особенностях политики США: «Экспансионистская внешняя политика, вдохновляемая и проводимая американской реакцией, предусматривает одновременную активность по всем направлениям:

1) военно-стратегические мероприятия,

2) экономическая экспансия и

3) идеологическая борьба.

…Одним из направлений идеологической «кампании», сопутствующей планам порабощения Европы, является нападение на принцип национального суверенитета, призыв к отказу от суверенных прав народов и противопоставление им идей «всемирного правительства». Смысл этой кампании состоит в том, чтобы приукрасить безудержную экспансию американского империализма, бесцеремонно нарушающего суверенные права народов, выставить США в роли поборника общечеловеческих законов, а тех, кто сопротивляется американскому проникновению, представить сторонниками отжившего «эгоистического» национализма… идея «всемирного правительства» используется как средство давления в целях идейного разоружения народов, отстаивающих свою независимость от посягательств со стороны американского империализма».

Жданов недвусмысленно дал понять, что в новых условиях важнейшим долгом коммунистов во всех странах, особенно там, где они входят в состав правительства, является оказание помощи и поддержки Советскому Союзу. «Поскольку во главе сопротивления новым попыткам империалистической экспансии стоит Советский Союз, – говорил он в своём докладе, – братские компартии должны исходить из того, что, укрепляя политическое положение в своих странах, они одновременно заинтересованы в укреплении мощи Советского Союза, как главной опоры демократии и социализма». Далее он выразил несогласие с тем, что некоторые деятели компартий подчеркивают свою независимость от Москвы: «Нарочитое подчеркивание этой «независимости» от Москвы, «отречение» от Москвы по сути дела означает угодничество, приспособленчество, подыгрывание тем, кто считает Москву врагом». Так идейный авторитет СССР Жданов искусно конвертировал в прямое геополитическое влияние.

Наш герой весьма ловко ответил и на всяческие обвинения СССР в тоталитаризме: «В идеологической борьбе против СССР американские империалисты, не разбираясь в политических вопросах и демонстрируя свое невежество, выделяют, прежде всего, идею о том, чтобы изобразить Советский Союз как силу якобы антидемократическую, тоталитарную, а США и Англию и весь капиталистический мир как демократию. Эта платформа идеологической борьбы – защита буржуазной лжедемократии и обвинение коммунизма в тоталитаризме – объединяет всех без исключения врагов рабочего класса, начиная от капиталистических магнатов и кончая лидерами правых социалистов, которые с величайшей готовностью подхватывают любую клевету на СССР, подсказанную их империалистическими хозяевами. Стержнем этой мошеннической пропаганды является утверждение о том, что признаком истинной демократии служит якобы многопартийность и наличие организованного в оппозицию меньшинства. На этом основании английские лейбористы, не жалеющие сил для борьбы против коммунизма, хотели бы обнаружить антагонистические классы и соответствующую борьбу партий в СССР. Невежды в политике – они никак не могут понять, что в СССР уже давно нет капиталистов и помещиков, нет антагонистических классов и нет ввиду этого множественности партий. Они хотели бы иметь в СССР милые их сердцу буржуазные, в том числе псевдосоциалистические партии, как империалистическую агентуру. Но, к их прискорбию, история обрекла эти эксплуататорские буржуазные партии на исчезновение».

В 40-е гг. Советский Союз вполне успешно отбил идеологическое наступление Запада внутри и снаружи. Примером такого успешного ведения психологической войны за пределами нашей страны может служить ситуация с перебежчиком Кравченко. Подготовка к войне идей против СССР на Западе началась ещё до конца Второй мировой. В 1944 г. некто Виктор Кравченко, работавший в США в советской комиссии по закупке вооружений, «выбрал свободу», т.е. дезертировал из своей сражающейся страны и остался в США, где и опубликовал книгу “I choose freedom». Обосновывая свою свободу от защиты Родины, господин Кравченко расписал ужасы НКВД и весь прочий набор ныне привычных штампов. По сути, это был первая попытка распространить на Западе такой пробный «Архипелаг ГУЛАГ» со всеми традиционными страшилками. Книгу в 1946-48 гг. активно стали издавать в США и Западной Европе, перебежчик Кравченко сделался весьма состоятельным господином. Но это брежневский СССР, впав в идейный маразм, носился со всяческими «солженицинами», а СССР Сталина и Жданова быстро организовал активную контрпропагандистскую кампанию. Издатели дезертира Кравченко погрязли в судебных исках и разгромных газетных статьях, авторами которых были европейские коммунисты, участники движения Сопротивления. В итоге этот первый «Архипелаг ГУЛАГ» был ошельмован, как заказной пасквиль, а его автор через несколько лет покончил жизнь самоубийством, доказав, что в отличие от того же Солженицына у него ещё присутствовали некие остатки русской совести…

Внутри СССР растущей идеологической агрессии США были противопоставлены аксиомы Жданова о «безродном космополитизме» и «низкопоклонстве перед Западом». В отличие от провозглашенного в СССР принципа интернационализма, пресловутый «космополитизм», рядившийся в тогу «общечеловеческих ценностей», справедливо разоблачался как самый настоящий западный шовинизм, несущий высокомерное презрение ко всем иным культурам и идеям, кроме буржуазных культуры и быта Запада. В наши дни такой «безродный космополитизм» именуется «толерантностью» и «политкорректностью».

В те же годы в СССР всяческое низкопоклонство перед Западом, столь распространённое среди отечественной якобы «интеллигенции» и чиновничества, было объявлено одним из тяжелейших идейных и духовных проступков. В марте 1947 г. Ждановым подготовлено Постановление Совмина СССР и ЦК ВКП(б) «О Судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах». Отчасти Жданов использовал опыт дореволюционных офицерских судов чести. Текст опубликованного в «Правде» постановления был подписан Сталиным и Ждановым. Данные Суды чести, избиравшиеся общим тайным голосованием из работников соответствующих министерств и ведомств, должны были выкорчёвывать у своих коллег благодушное и угодническое отношение к иностранным структурам и воспитывать советский (по сути – русский) корпоративный дух. Как указывалось в постановлении, суды чести должны были заниматься «рассмотрением антипатриотичных, антигосударственных и антиобщественных поступков и действий, совершенных руководящими, оперативными и научными работниками министерств СССР и центральных ведомств, если эти проступки и действия не подлежат наказанию в уголовном порядке». Излишне говорить, что после смерти Сталина опыт этих судов был ошельмован и предан забвению.

Для тех лет Жданов очень чётко понимал все тонкости перманентной психологической войны против СССР, не зря он уже тогда говорил, что «в упаковке и даже в таре есть политика, которую проводят американцы». Такое на первый взгляд гипертрофированное высказывание в действительности очень верно. Достаточно вспомнить, как велись на броскую иностранную упаковку советские люди эпохи Брежнева и позднего совка, как на эту яркую и пустую упаковку променяли своё содержание великого народа и великой державы…

Защищая страну и народ от иностранного морока, Жданов, однако, не стремился замкнуть их в собственной скорлупе. Наоборот, СССР по его замыслу должен был стать центром активного притяжения всего лучшего в остальном мире. Помимо прочего, наш герой прекрасно понимал необходимость научного обмена опытом и результатами исследований между разными странами. В его рабочих записных книжках тех лет присутствует кратко сформулированный план: «СССР как средоточие мировой научной литературы». Далее под заголовком «Вопросы инолитературы» он отмечает суть этого плана: «Создание фундаментальной библиотеки мировой научной литературы всех стран + журналы и газеты». Началом реализации данной программы Жданова стало учреждение по его инциативе «Государственного издательства иностранной литературы», которое не подчинялось никакому министерству и действовало, по сути, на правах госкомитета при Совете Министров СССР.

Практическая деятельность Жданова, второго человека в СССР, в короткий период 1946-48 гг. настолько обширна и разнообразна, что не может быть освещена в полном объёме даже в одной монографии, не говоря уже об одной статье. Помимо всех указанных выше аспектов его деятельности, кратко опишем еще одно весьма важное направление его работы.

Глобальные изменения в стране и мире после 1945 г. должны были отразиться и в основнойм документе правящей в СССР партии – в Программе ВКП(б). Жданов вместе со Сталиным готовил проект этой новой Программы. И здесь можно говорить даже об идейной борьбе двух старых друзей, подельников и соратников вокруг одного из самых принципиальных вопросов нашей истории – русского вопроса.

В 1947 г. Жданов вносит в проект новой партийной программы следующие слова: «Особо выдающуюся роль в семье советских народов играл и играет великий русский народ», который «по праву занимает руководящее положение в советском содружестве наций». По сути, такой вариант партийной программы официально закреплял ведущую и центральную роль русской нации в СССР. В подготовленном Ждановым проекте программы партии провозглашалась и особая роль русской культуры, как самой передовой из культур составляющих СССР народов – в ждановском проекте предусматривалось, что ВКП(б) «будет всячески поощрять изучение русской культуры и русского языка всеми народами СССР».

Обложка журнала Тайм 9 декабря 1946 г.

Все эти предложения в будущую программу партии были отклонены лично Сталиным. Можно лишь предполагать какие споры шли между вождём СССР и Ждановым по столь сложному вопросу. Баланс и отношения между нациями в Советском Союзе являлись настолько тонкой материей, да еще осложнённой и внешним давлением врагов и идеологией планетарной миссии СССР, что тут сразу не ответить однозначно, кто прав в этом великом и скрытом от всех споре двух единомышленников, товарищей, соратников и просто друзей – Сталин или Жданов…

Кстати, Жданов, как ведущий идеолог сталинского СССР, не обошел стороной и актуальный в послевоенные годы вопрос об объединении всех славянских народов. Ведь сразу после 1945 г., впервые за тысячи лет истории возникло первое политическое объединение всех славян, то самое о котором всяческие дореволюционные «славянофилы» и монархисты могли только мечтать. Лишь победившие в мировой войне большевики смогли обратить в реальность эту мечту. Вопрос официального оформления политического объединения славянства рассматривался в марте 1948 г. на заседании ЦК ВКП(б), в те дни когда в Москве с большим размахом проходил Первый общеславянский Конгресс учёных-славистов. Жданов, учитывая международную обстановку, сказал по поводу славянского союза следующее: «Мы можем дать этим повод американской пропаганде для обвинения нас в том, что славянство объединяется против США. Могут сказать, что Конгресс есть звено в цепи подготовки славян к столк¬новению с Америкой. Это, конечно, не значит, что мы фактически не объединяем славян, это объединение идёт. Но не надо высту¬пать сейчас с этим, пусть пальма первенства в объединении блоков принадле¬жит самим американцам. США и Англия ищут сейчас всякого повода для того, чтобы обвинить нас в объединении славян против них. Зачем мы будем давать им в руки этот козырь?»

Не сложно заметить, что Жданов всячески одобрял это фактическое объединения всего славянства вокруг сталинского Кремля, он лишь предлагал временно отказаться в этом деле от всяческих формальностей, дабы не давать в руки геополитических соперников лишние пропагандистские доводы. По замыслу «партийного министра иностранных дел» создателями всяческих блоков и коалиций и, соответственно, инициаторами мирового раскола в глазах остального мира должны были выглядеть именно враги нашей Родины. В послевоенные годы из всего высшего сталинского руководства Жданов являлся одним из наиболее активных и последовательных сторонников идеи русского патриотизма. Так, выступая в 1945-48 гг. по вопросам минувшей Отечественной войны, он неизменно подчёркивал, что «победа в войне была одержана благодаря великому советскому народу и его руководящей силе – русскому народу». На заседании Центрального комитета ВКП(б) в январе 1948 г. Андрей Александрович Жданов окончательно резюмировал понятие пролетарского и советского интернационализма: «Если в основе интернационализма положено уважение к другому народу, то нельзя быть интернационалистом, не уважая и не любя своего собственного народа».

Для более эффективного представления в масштабах СССР интересов именно русских областей, Жданов вскоре после войны предложил в рамках Всесоюзной коммунистической партии образовать Российское бюро ВКП(б). Ведь в отличие от РСФСР остальные союзные республики имели собственные компартии, что позволяло им более настойчиво продвигать свои интересы в союзных министерствах и ведомствах. Незадолго до смерти Жданов даже предпринял некоторые шаги для реализации идеи такого бюро, в частности, в 1947 г. было опубликовано созданное по его предложению историческое исследование «Русское бюро большевистской партии: 1912-1917».

Но при этом не стоит думать, что идологические новации Жданова в «русском вопросе» были возвращением к банальному национализму или являлись казённым «патриотизмом» — наш герой всегда оставался убежденным и фанатичным революционером-коммунистом с футуристическим уклоном в глобальные проекты будущего. Провозглашая авангардную роль русской нации в СССР или ценность русских национальных традиций в построении коммунистического будущего, он не отрацал наличия в истории России глубоких национальных проблем. Но Жданов предлагал разделить историю Российской империи на историю политики враждебных эксплуататорских классов и общую историю русского народа, который, наоборот, явился освободителем всех иных народов империи от колониального и социального угнетения, свергнув первым феодально-буржуазную верхушку и указав тем самым пример остальным народам нашей страны и всего мира. Эта идеологическая доктрина Жданова позволила органично включить достижения всей дореволюционной русской истории в идеологию сталинского СССР.

Не случайно данная национальная грань коммунистической идеи, наиболее активным и последовательным выразителем которой в 30-е и особенно в 40-е годы был товарищ Жданов, во многих западных политологических и исторических исследованиях именуется национал-большевизмом. Достаточно вспомнить известную книгу «Национал-большевизм» Михаила Агурского или опубликованное уже в нашем веке фундаментальное исследование Давида Бранденбергера «Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)». Так что, для сведения всяческих борцов с экстремизмом из «правоохранительных» органов РФ, по авторитетному мнению разных «британских учёных» за национал-большевизм надо привлекать прежде всего генералиссимуса Сталина и генерал-полковника Жданова.

Но вернёмся от путинских борцов с национал-большевизмом к сталинским национал-большевикам. В данной статье дана самая краткая попытка описать глобальные проблемы, которые приходилось решать товарищу Жданову в те три коротких года, что отвела ему судьба после Великой Отечесвтенной войны. На грандиозном, действительно планетарном фоне этих масштабных дел и задач практически теряется тот основной «грех», который вот уже седьмой десяток лет с пеной у рта никак не могут простить Жданову те граждане, что в современной России после развала СССР с выгодой приватизировали для себя звание «интеллигенции». Речь идёт конечно же о пресловутом постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) о ленинградских журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 г. Впрочем, об этой стороне многогранной деятельности Жданова читайте уже в следующей главе.

Продолжение следует

Алексей Волынец

http://www.apn-spb.ru