Митрополит Игнатий — земной и небесный

Имя святителя Игнатия Мариупольского известно православным верующим. Они отлично осведомлены о заслугах столь выдающейся личности, относятся к владыке с глубоким почтением и в трудную минуту обращаются к нему с молитвой.

Но среди людей нецерковных мало кому известно, что один из самых крупных городов Донбасса, Мариуполь, основал именно этот великий человек, который был не только служителем Бога, но и тонким, здравомыслящим политиком, искренне переживавшим за греческий народ, оказавшийся под властью иноверцев, и сделавший всё, чтобы 30 тысяч его братьев по крови, таврических греков, сохранили свою православную веру и не были уничтожены как этнос.
В феврале нынешнего года исполнилось 225 лет со дня кончины Игнатия — митрополита Готфейско-Кафайско-Мариупольского. В Приазовской Пальмире, Мариуполе, решили достойно отметить эту дату, воздав должное памяти святителя — издать книги о жизни и подвиге основателя города, показать цикл тематических передач по телевидению, в университетах провести «круглые столы». Не обошлось без такого события, как городской литературно-художественный конкурс «Святитель Игнатий — основатель города Мариуполя». Рамками города он не ограничился, и география участников превратила его статус в региональный. Желание продемонстрировать свои художественные и литературные таланты проявили жители Донецка и Одессы, Мангуша и Старого Крыма, Симферополя и Сартаны. Когда подвели итоги конкурса, оказалось, что не все желающие смогли принять в нем участие. Особенно это касалось детей. Вот и решили организаторы, Мариупольский научно-методический центр, художественная школа имени А. И. Куинджи, Свято-Троицкий храм г. Мариуполя, кафедра социологии и философии МГУ, Мариупольское общество греков и Федерация греческих обществ Украины, провести еще одни художественно-литературные состязания между детьми — «Игнатий Мариупольский — земной и небесный». По словам представителей жюри, такое мероприятие поможет не только познакомить учащихся с историей родного края, расширив их кругозор, но и поспособствует формированию духовных и моральных ценностей у подрастающего поколения. Детям и подросткам, лишенным достойных подражания идеалов, есть чему поучиться у святителя Игнатия. Вся его жизнь — подвиг, достойный подражания.

Многие современники и потомки сравнивали Игнатия с пророком Моисеем. Как ветхозаветный пророк вывел израильтян из египетского рабства, так и митрополит Игнатий избавил таврических греков от подчинения татарам. Точная дата рождения святителя неизвестна. По мнению одних историков, он появился на свет в 1710 году, а другие предполагают, что в период с 1715 по 1717-й. Его родиной называют остров Термия (нынешний о. Китнос), недалеко от Аттики. Он стал вторым сыном благочестивых и знатных родителей семейства Гозадино. Отца будущего митрополита звали Константином, а деда — Игнатием. При крещении мальчика нарекли Иаковом. Он получил блестящее образование в Венеции, в греческой Венецианской коллегии. Но светская карьера не привлекала молодого человека. Взяв благословение у родителей, он отправился на святую гору Афон, чтобы стать монахом. Постриг юноша принял с именем Игнатий, в честь великого святого Игнатия Богоносца. Ведя строгую иноческую жизнь, он прославился своим смирением и кротостью не только на Афоне, но и далеко за его пределами. В 1769 году в Крыму умер митрополит Готфейский и Кафайский Гедеон. Трудно было найти в те времена архиерея, готового отправиться в епархию, где властвовавшие турки и татары создавали невыносимую атмосферу для православных греков, используя их в качестве дешевой рабочей силы и всячески притесняя. Владыка Игнатий добровольно согласился занять место умершего митрополита Гедеона. Все силы он направил на возрождение и сохранение греками их веры, культуры, национального самосознания, став истинным предводителем христианства. В то время обеднел классический греческий язык, приобретя много татарских неологизмов, изменились церковные обряды, одежда, быт, жилища. Всё утрачивало чистоту православного образа жизни. Стал входить в обиход турецко-татарский язык, на котором греческими буквами писались грамоты и распоряжения митрополитов. Практически не было греческих школ. Язык эллинов оставался только в религии, церкви и письменности.

Фото 1

Владыка Игнатий решил освободить свой народ от ига татар и турок. Для этого он был готов рискнуть жизнью и совершил безрассудный по тем временам поступок: попросил в ноябре 1771 года российскую императрицу Екатерину II принять таврических греков в российское подданство. Лишь спустя шесть лет, когда назревала война между Россией и Турцией, а грекам в Крыму грозило уничтожение как силе, способной поддержать православных воинов, было принято решение переселить всех православных христиан Тавриды в Приазовье. Даже находясь в смертельной опасности, митрополит Игнатий принял приглашение императрицы Екатерины, выдвинув собственные условия, главным из которых стала гражданская и духовная автономия для его паствы, чтобы греки могли сохранять свою национальную идентичность. Решающим стал первый день Пасхи, 23 апреля 1778 года, когда после праздничной литургии в пещерной церкви Свято-Успенского скита под Бахчисараем владыка объявил о предложении православных братьев из России и переселении в пределы империи. С этого момента началась агитация, в которой активное участие принимал малолетний племянник митрополита Игнатия Иван Гозадинов, будущий капитан русской армии. Тайком он ездил по греческим поселениям в Крыму, развозя воззвание святителя Игнатия к православным братьям и сестрам, в котором описывалось положение греков в Крыму и перспективы переселения в Приазовье. Уже 16 июля работа была завершена и начался исход православных из Крыма. Покидали полуостров не только греки, но и грузины и армяне, также бывшие христианами. Когда переселенцы прибыли на территорию России и казалось, что все трудности позади, начались бытовые неурядицы и эпидемии. Нашлись и люди, обвинившие во всех бедах митрополита. Но не понимали они, что в ином случае всем грекам грозило полное уничтожение. Святитель не обижался на тех, кто клеветал на него, а делал все, чтобы помочь народу обустроиться. Его настойчивость и умение быть тонким политиком и дипломатом помогли добиться от Екатерины II указа о создании Мариупольского греческого уезда, с городом Мариуполем, названным в честь Богородицы, чья чудотворная Бахчисарайская икона помогала грекам на протяжении всего пути, и двадцатью греческими селами. В городе началось строительство не только домов, но и церквей. Первые службы проходили в Свято-Николаевском храме, возведенном еще запорожскими казаками. Но вскоре появились Успенская, Харлампиевская церкви, храм Рождества Пресвятой Богородицы. Умер владыка 16 февраля 1786 года. Сначала он был забыт и скромно похоронен на окраине Мариуполя. Но потом греки оценили подвиг своего великого соотечественника, и святитель Игнатий стал пользоваться у них особым почетом. Уже в 20-м веке выяснилось, что мощи митрополита остались нетленны. Сначала советская власть забрала их в краеведческий музей как «экспонат, представляющий научный интерес». В годы Великой Отечественной войны останки владыки перенесли в Свято-Преображенский храм, где оккупанты временно разрешили служить литургии. Отступая, немцы подожгли город, и мощи сгорели. Спасти часть святыни удалось благочестивому отроку Василию Мултыху, который служил в храме пономарем. Позже он стал священником. А мощи святителя Игнатия покоятся в ковчеге в Свято-Николаевской церкви, где много лет назад святитель отслужил первую в новом городе литургию.

Работы на конкурс «Святитель Игнатий Мариупольский — земной и небесный» принимаются до 15 октября 2011 года, в художественной школе им. Куинджи, в Мариуполе. Проводится он в двух номинациях: литература (жанры: сочинение, эссе, стихотворение, исторический очерк, объем 1-3 печатных листа) и изобразительное искусство (станковая композиция, графика или живопись; в историческом или бытовом жанре; размер 60х42 см). Так что,  уважаемые родители и педагоги, спешите показать таланты ваших детей и учеников.

Ольга СТРЕТТА

http://dkr.com.ua