Здесь хранится история

В текущем году старейшему в области Мариупольскому краеведческому музею исполнилось 92 года. Официальной датой его основания, согласно архивной справке, считается 6 февраля 1920 года. Но празднование дня рождения традиционно приурочивают к Международному дню музеев, который ежегодно отмечается 18 мая.

Впрочем, эти празднества в последние годы проходят более чем скромно. Их «проведение» в основном возлагается на самих виновников, которые вопреки времени высоко несут эстафету славы известного далеко за пределами региона учреждения, поддерживая статус музея как действенного и постоянно совершенствующегося научно-методического центра по изучению истории Приазовья.

Сегодня его служители в определенном смысле – сами себе меценаты. Невзирая на равнодушие власти к культуре и затянувшиеся экономические трудности, они продолжают вести огромную научно-исследовательскую работу и максимально направлять весь свой научный, творческий, гражданский потенциал на сохранение, преумножение, пропаганду историко-культурных ценностей края и вовлекать широкие слои населения в диалог с ними.

Всего 2 года назад музей отметил свое 90-летие. Но город оказался финансово не готов к проведению соответствующих праздничных мероприятий. И что особенно обидно – не способен даже оплатить издание уже готовых к печати нетленных трудов об истории Мариуполя и края.

История становления и развития нашего музея достойна напоминания всем мариупольцам и представления тем, кто только знакомится с городом и его прошлым. Наиболее полно и интересно она описана в приуроченной к 80-летию учреждения серии публикаций заведующей отделом досоветского периода Раисы Божко.

Предтечей Мариупольского краеведческого музея был открытый еще в 1893 году при Александровской мужской гимназии по инициативе ее директора, члена Императорского Московского археологического общества Григория Тимошевского историко-церковно-археологический музей – как «хранилище древностей и редкостей». Причем, самое активное участие в организации и наполнении его коллекции, отдельные экспонаты которой имели мемориальный характер, принимала «просвещенная» громада, как сейчас принято говорить, элита города.

Стремительному развитию музея и росту его культурно-просветительской роли способствовали «увлеченные краеведением» педагоги и представители мариупольской интеллигенции во главе с будущим директором Иваном Коваленко. Незадолго до 1917 года он создает в гимназии природоведческий кружок под названием «Мариупольское общество изучения истории местного края». Вскоре он преобразовывается в «Общество изучения местного края и содействия развитию Мариупольского уездного земского музея», которому на стыке формаций удается не только укрепить, но и расширить статус учреждения до историко-этнографического с отделом по истории революции.

Энтузиазм мариупольских краеведов и специалистов в различных областях знаний В. Голицына, М. Колесникова, Л. Попова и других не сломили трудные 1918-1919-е. Музей пополняется вывезенным из Харькова арсеналом мастерской школьных наглядных пособий и последовательно «отвоевывает» помещения особняка в стиле модерн на Георгиевской, где расположен по сей день. «Открыта для осмотра пока одна комната с принадлежностями по изучению минералогии, ботаники, насекомых, коллекциями стекольного, текстильного и другого производства, — сообщала в 1920 году местная газета. — На днях открывается вторая комната с физическими приборами».

Спустя три года музей уже располагает более чем 20 тысячами рассказывающих о природе и истории края экспонатов, которые представлены в 30-ти комнатах. Среди них изготовленные местными умельцами чучела птиц и животных, вывезенные из здания бывшего итальянского консульского агентства картины и модели судов, ценные документы из административного органа мариупольских греков, архива греческого суда и другие не менее интересные материалы.

Объявленные благодаря настойчивости И. Коваленко заповедными зонами Хомутовская степь, Каменные могилы и известняковые склоны Кальчика стали для исследователей-краеведов настоящими природными лабораториями. Наши ученые активно сотрудничают с коллегами из Всеукраинской ассоциации востоковедения НИИ истории литератур и языков Запада и Востока и Центра-музея Тавриды (Симферополь). Участвуют в научно-археологических экспедициях и самостоятельно проводят исследования в области этногенеза греков в Крыму. Все это позволило к 1927-1930 годам собрать значительную уникальную коллекцию на базе нового историко-археологического отдела и получить разрешение на раскопки в Мариупольском округе, в процессе которых было найдено огромное количество и сегодня являющихся гордостью музея древних памятников. В 30-е годы его коллекция продолжает пополняться ценнейшими находками, обнаруженными в Приазовье в ходе археологических изысканий под руководством завотделом истории В. Евсеева.

В 1937 году Мариупольский музей получил статус областного и пополнился материалами, характеризующими природно-географические и культурные особенности всего огромного региона – Донбасса. Реорганизация учреждения потребовала серьезного ремонта здания, который затянулся на три года и многое изменил, в том числе облик: с оштукатуренного фасада исчезли балконы.

20 июня 1941 года открылась самая короткая за всю историю музея экспозиция отдела социалистического строительства. И уже спустя два дня музейщики готовили новую выставку «Фашизм – это война, голод, нищета», в полной мере предвосхитившую постигшие город и страну ужасы Великой Отечественной. В условиях оккупации оставшимся в меньшинстве работникам героическими усилиями удалось противостоять жестокости, варварству зондеркоманды, мародерству и спасти уникальный музейный фонд от разграбления и уничтожения. Исполняющий обязанности директора Леонид Жилиев поплатился за это собственной жизнью.

В 1950 году музей вновь становится городским, и вместе с материалами северных территорий Донбасса практически все ценное из его запасников отправляется в Сталино (прежнее название Донецка). Но энтузиазм и научно-творческий потенциал нового поколения сотрудников Мариупольского краеведческого не иссякает. Коллектив ищет новые и новые формы организационной работы, расширяет сферы исследовательской деятельности, пополняет арсенал фондов и трудов, которые не только пользуются популярностью на родине, но и входят во всесоюзные издания и удостаиваются высокого признания в масштабах огромного государства СССР.

Не смогли повлиять на активность и плодотворность работы музейных специалистов ни «лихие 90-е», ни последовавшие за ними не менее сложные годы нового тысячелетия. Подтверждение тому — огромное число книг, буклетов, справочников, хроник, каталогов и других изданий и публикаций, регулярно продуцируемых научно-творческой мыслью ревностных служителей краеведческого музея и города, чье имя он носит. И главное – растущий интерес к творчеству музейщиков и регулярно устраиваемым ими экспозициям и выставкам со стороны населения, возраст которого молодеет. Радостно констатировать, что сегодня мариупольский социум представлен значительно увеличившимся за последние годы и, надеемся, жадным до знаний о природе, культуре и истории своего края студенчеством. А это существенный стимул для полнокровной и одухотворенной деятельности высокопрофессионального и неутомимого персонала нашего музея.

 

Алиса ЛОЖКИНА.