Музыкальный рынок Мариуполя

 Из воспоминаний о мариупольском пластиночном рынке.

 Воскресная утренняя толчея на грампластиночном «пятачке» Базарной площади пульсировала своей обычной жизнью. Рядом с патефонами и старым пластиночным барахлом терпеливо взирали на потенциальных покупателей продавцы. Изредка в их рядах возникали случайные люди: владельцы чердачно-подвальных залежей выносили свой товар с надеждой что-нибудь на нем заработать, как правило, не догадываясь о его реальной стоимости. На них хищными коршунами набрасывались искушенные меломаны и перекупщики, знающие конъюктурную ценность «добра». После мгновенной «фильтрации» товарных поступлений отдельные их образцы сразу же становились удачными приобретениями коллекционеров или достоянием пластиночных спекулянтов, взвинчивающих продажную цену по установившимся рыночным стандартам.

Тогда (это было на рубеже 1940-1950-х годов) большинство продавцов и покупателей были облачены в рабочие сатиновые спецовки летом, а зимой – в стеганые ватные телогрейки (их еще называли «фуфайками»). И вот однажды зимнею порой на пластиночном «пятачке» возникла начальственного вида вальяжная моложавая пара: он был в американском кожаном пальто и велюровой шляпе, а она – в черном бостоновом пальто с воротником из черно-бурой лисы. На таких людей тогда взирали с подозрительным любопытством.

Как раз в этот момент один из коллекционеров вынес на продажу большой комплект грампластинок из своего раритетного собрания. Обладатель кожаного пальто один из первых склонился перед стопой продаваемых пластинок. Завсегдатаи напряженно наблюдали эту сцену: подобное приходилось видеть не часто. Покупатель отобрал солидную пачку грампластинок Александра Вертинского и Изы Кремер фирмы «Колумбия» и спросил: «Сколько все это стоит?». Продавец с осторожной вежливостью назвал внушительную сумму, соизмеримую с месячным заработком рабочего человека. Тогда покупатель с пачкой пластинок в руке обратился к своей подруге: «Зина, заплати». Она с мольбой в голосе простонала: «Так мы тогда останемся без копейки денег». На что последовала вполголоса реплика: «Что же, мне ему пальто свое оставить?». Зина молча заплатила требуемую сумму.

Когда странная пара удалялась из места приобретения ими редких даже в ту пору пластинок, присутствовавшие при этом коллекционеры и базарные барышни одновременно заключили: да, это был настоящий «любитель» ( так тогда величали фанатичных меломанов)

Из книги:

Котлярчук Б. Л. Старые песни. История и судьба. – Мариуполь.

Изд-во «Азовье» ЧП «Печатное бюро»,2011 г. — 60 с.: ил.

 ISBN    978-611-504-026-1