Трагическая судьба памятников архитектуры

Когда заходит речь о современной застройке Мариуполя, невольно вспоминаются былые времена и старый провинциальный южный городок с его своеобразным архитектурным «лицом», которое невозможно было спутать ни с одним другим городком царской Малороссии.

Старый Мариуполь создавался около полутора веков, и во всех его постройках угадывалась творческая мысль и фантазия тогдашних архитекторов – явно жителей и патриотов именно этого города. Лучшие здания старого Мариуполя связаны с именами архитекторов Виктора Нильсена и других, ему подстать. Если бы судьба была к нашему городу благосклонна, то большинство старинных построек украшало бы до сих пор старые кварталы.
Несколько слов об архитектурных памятниках города. К сожалению, когда после окончания войны началось восстановление всего разрушенного, то проектантам из харьковского Гипрограда было, собственно говоря, наплевать на архитектурные реликвии старинного Мариуполя. Вот и запроектировали старую часть города монументальными жилыми постройками в духе своего времени. Как будто бы вокруг не было свободного пространства для полета их фантазии?
И ссылки на то, что в первую очередь необходимо было строить жилье, не оправдывают недальновидность местной архитектурной власти.
Ведь можно было беспрепятственно сохранить большинство старинных построек в пределах тогдашнего, исторически сложившегося центра города, а помпезные дома со шпилями поставить, например, в начале загородного пустыря — бывшей Покровской площади (за подземным переходом). Они стали бы символическими воротами в новый, как тогда было модно называть, «социалистический город», Уголок же старины остался бы этаким музейным экспонатом — «Старым Мариуполем», с обязательной булыжной мостовой на Главной улице, со старинными уличными фонарями, с круглыми рекламными тумбами на углах кварталов. .
А так, навсегда «погибли» оригинальные торговые ряды на улице Торговой, и старое здание Мариупольского земства на улице Земской (его сгоревшую «коробку» поручили перестроить в жилой дом моему отцу — архитектору Никаро).
Не сохранились и ряд домов на Проспекте. Вот здание старого театра! Его можно было бы отдать юным зрителям; а здание Дворца пионеров (уникальное, в стиле конструктивизма) – лучше и не придумаешь для центра детского и юношеского творчества.
Замечательный по своей архитектуре особняк купцов Хараджаевых у сквера мог бы стать центральной библиотекой или картинной галереей памяти Архипа Куинджи. Кстати, великого художника связывала тесная дружба с этой семьей Потомственных Почетных граждан нашего города.
Вот написал эту фразу и забеспокоился: не начнут ли и наши нынешние, «выбившие» себе эту самую «почетность», теперь биться и за такую вот еще категорию ее, как «потомственость»?
В других же — одно и двух этажных постройках позапрошлого века (лучших в городе!) – разместились бы всякие магазинчики, уютные кафе, мастерские художников, как это устроено, например, во Львове, в Одессе, в городках Прибалтики, да и везде, во всем мире.
Новые жилые дома тогда можно было бы строить (если уж так было не в мочь!) и на соседних улицах. Там было немало особняков, в архитектурном отношении не представлявших особой исторической ценности.
Слава Богу, что еще хватило сообразительности сохранить такую архитектурную жемчужину старого Мариуполя, как бывшую гостиницу «Континенталь» (что ожидает ее в ближайшем будущем – трудно предугадать!). Также вот «устояли»: особняк, где теперь редакция газеты, гостиница «Спартак», здание банка, старая башня и спиртовой склад. Хотя, дни последнего, вероятно, сочтены.
Сначала казалось поразительным, что при реконструкции не разрушили особняки у сквера, где после войны размещалась поликлиника. Возвращались они к «жизни» почти без существенного изменения фасадов. Но вот случилось обычное для нашего города – одного особняка уже не стало. А рядом, на бывшей спортплощадке техникума, растет еще один монстр из бетона и стекла, и опять — в полном диссонансе с соседними постройками!
А тем учащимся? Зачем им спорт? Пусть курят, выпивают и колются, на здоровье!
Не дай Боже! Если найдется еще один такой, «крутой», который захочет, например, свою контору (нынче это называется иностранным словом «офис») поставить на месте театра? Теперь, ведь, за большие деньги можно где угодно и что угодно сотворить!
Хотелось бы, чтобы и особняк бывшего владельца шахт Рутченкова, на Торговой (над обрывом) тоже остался в прежнем виде.
Если бы тогда думали о будущем города, то территорию старого базара не застраивали безликими «коробками», а сберегли, чтобы со временем воссоздать там что-то подобное крепостному укреплению «Кальмиус» запорожских казаков (подобно знаменитой Каменецкой крепости – она всего на два века младше). Ведь с того места, еще задолго до прихода сюда греков-переселенцев, начинался этот город!
Место это — стало бы замечательным этнографическим музеем Приазовья, которое привлекало бы сюда культурных туристов, кстати, неплохо пополняющих городскую казну!
Да и в Александровском сквере, на святом месте не строили бы театр, а зарезервировали его под новый храм во имя Святой Марии Магдалины. Да где там?
Старинные храмы Мариуполя были разрушены еще до войны, и ни один из них так не восстановили, как это делается в других городах. И очень жаль! Все новые храмы строят уже другие люди, и архитектура у них совершенно иная, не имеющая ничего общего с нашими старинными храмами.
И только один храм, на Левом Берегу – Свято-Михайловский с шатровыми куполами радовал глаз, так как напоминал старый Успенский собор на Марьинской площади. Но не долго музыка играла! Вот уже купола этого храма заменили «луковицами», с формой, не традиционной для украинской храмовой архитектуры, нарушив тем самым весь стиль здания.
Уничтожение мариупольской архитектурной старины продолжается и в наши дни.
Это, кажется, Гете сказал, что архитектура – застывшая музыка. Так вот, глядя на некоторые современные «шедевры» этой самой архитектуры вспоминаешь если не музыкальную какофонию, то уж точно модный «реп».
А во что превращаются в результате, так называемого, «евроремонта» фасады случайно сохранившихся общественных зданий и особнячков на старых уличках? В этакие безликие, не свойственные старым постройкам Мариуполя псевдо «шедевры».
Таким  вот образом неоправданно был обновлен и фасад здания бывшей гимназия Дарий. Изменились после реконструкции торговые здания бывшего гастронома-ресторана «Маяк» и заводской фабрики-кухни. А ведь это были уникальные памятники эпохи модернизма и конструктивизма в архитектуре.
Вот, например, в Харькове известный Госпром до сих пор сохранился в первоначальном виде, и даже претендовал стать одним из чудес Украины! А вот рядом — здание Дома проектов, с не менее интересной архитектурой, но подвергнутое переделке — утратило свою оригинальность.
Так и наши упомянутые здания могли бы, как экспонаты разных эпох, войти в ряд «чудес» города.
Досадно, что рядом с сохраненными старинными фасадами, словно какие-то «будяки» среди золотого пшеничного поля, вырастают образцы этакого архитектурного хулиганства. Например, эта страсть к стеклянным аквариумам, которые будто бы пытались вставлять в отверстия на фасадах существующих зданий, но они не подошли по габаритным размерам и так остались торчать вкривь и вкось.
Или вот — старинное здание технического училища, по Митрополитской! Теперь оно оказалось буквально «затерто» безликими торговыми блоками. А это все на совести нынешнего архитектурного руководства города.
Мы совершенно не против экспериментов с архитектурными формами, но все должно быть функционально обосновано, а также к месту и в меру.
И еще об окнах! Ведь окна, кроме выполнения своего основного предназначения — нести свет внутрь помещения, считаются одним из главных украшений фасада. Теперь же, при реконструкции оконные проемы заглушены, фасады безлики, а внутри сплошь искусственное освещение. Да кто об этом думает? Ведь затраты на электроэнергию с лихвой оплачивают покупатели.
Ходят слухи, что музей краеведения задумал собрать сведения об архитектурной старине Мариуполя. И для этого обращается за помощью к патриотической общественности. Очень ценное начинание! И уже давно надо было его начать. Ибо буквально «на глазах» мы теряем последнее, что еще связывает нас с историческим прошлым города. Еще несколько лет, и страшно подумать, что каким был Мариуполь, можно будет увидеть только на фотографиях.

Олег КАРПЕНКО, 1.07.08.