О чем молчали каменные бабы

Еще не так давно на просторах Приазовья, как писал в свое время А. П. Чехов, на курганах кое-где встречались каменные бабы — немые свидетели далекого прошлого. Да и сейчас одна стоит на возвышенности в Хомутовской степи, а две — у входа в городской краеведческий музей.


И если бы хотя бы одна из них обрела дар речи, она могла бы рассказать как давным-давно  пришли в Приазовскую степь кипчаки-половцы, заполнили ее и стали совершать набеги на княжества русичей и возвращаться снова в степи с богатой добычей. Не смогла бы она умолчать и о черных днях для половцев, когда в их степь ходил походами князь русичей Мономах, именем которого половчанки пугали своих детей, ибо, как писал летописец, он «нашпаче был страшен поганым»…

Но молчат каменные бабы, собранные в краеведческом музее, молчит и стоящая стражем в Хомутовской степи. Зато говорят летописи, былины, легенды и труды историков. Так южнорусские летописи сообщают, что первый набег половцы совершили в 1061 году на Переяслвское княжество, где в стольном городе Переяславе жил со своим отцом, князем Всеволодом восьмилетний Владимир, будущий Мономах.

Еще более жестоким стало второе нашествие половцев в 1068 году. Тогда половецкие орды под водительством хана Шарукана опустошили русские земли вплоть до Чернигова. А потом один за другим шли другие не менее опустошительные набеги. Они повторялись до тех пор, пока набравший силу Владимир Мономах не добился объединения дружин удельных князей дабы «оборонить землю руськую от поганых».

И тогда он начал бить (как их потом назвали историки) и динских, и донецких и приморских половцев.

Летописи сообщают о шести крупных походах Монамаха в половецкую степь: в 1103, 1109, 1110, 1111 и 1112-м годах. О них, в частности в «Истории городов и сел Украины. Донецкая  область» говорится: «Отбивая набеги кочевых племен, войска Владимира Мономаха достигали Азовского моря». И если верить опубликованной в энциклопедическом справочнике «Украинская Советская Социалистическая Республика» карте «Киевская Русь в 9 — начале 12 века», то в 1103 году вышли дружины русичей к морю Сурожскому, где-то между Кривой и Белосарайской Косами.

После того, как войска Мономаха захватили в 1116 году половецкие города на Северском Донце и до самой смерти киевского князя степняки не решались нападать на земли русичей. Больше того они откочевали подальше от границ Киевской Руси. Как свидетельствует волынская летопись, один из сыновей Шарукана Сырчан затаился со своей ордой в низовьях Дона, а второй — Отрок и вовсе ушел на Северный Кавказ.

Осмелели же половцы только тогда, когда до них дошла весть о кончине Мономаха. И они стали снова готовиться к набегам на Русь. Отголосок событий послемономаховской орды донесла та же волынская летопись. В ней говорится, что один из шаруканцев — Сырчан, узнав о смерти Мономаха, решил вернуть брата в Приазовские степи и погнал к нему на Кавказ гонца с вестью о том, что уже нет на свете их страшного врага и с призывом вернуться туда, где он рос и мужал.

Не будучи уверенным в том, что этой вестью и призывом он вернет Отрока, Сырчан приказал еще спеть половецкие песни, а если и это не подействует, дать ему вдохнуть запах степной  полыни. Все произошло так, как и предвидел Сырчан. На Отрока не подействовала ни весть гонца, ни его песни. И только «степной травы пучок сухой» вызвал у него острейший приступ  ностальгии и он, бросив основанное там царство, отправился в Приазовские степи. Так гласит древняя легенд,: которая и положена Апполоном Майковым в его знаменитую балладу «Емшан».

Николай РУДЕНКО.