КОГДА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА

О послевоенном Мариуполе, истерзанном двадцатитрехмесячной оккупацией, напряженно восстанавливающем взорванные заводы и штурмующем новые высоты, впервые в советской художественной ли­тературе рассказал Борис Галин.

Его книга, изданная в Донецке в 1947 году, сразу же завоевала все­союзную известность и была удостоена Государственной премии СССР.

Ее автор Борис Галин — известный советский писатель, очеркист, член КПСС с 1925 года — уже тогда не был новичком в литературе. Его имя часто появлялось в «Правде», специальным корреспондентом ко­торой Борис Галин был в 20-30 годы, оно стояло на обложках книг об индустриализации, написанных им в то же время. Затем -фронт, очерки и корреспонденции в «Красной звезде», выходившие и отдельными книгами.

Кончилась война. Заводы, о рождении которых некогда писал Бо­рис Галин, лежали в развалинах, и писатель потянулся туда, где кипела работа по восстановлению разрушенного хозяйства. В первую после­военную осень он приехал в Донбасс.

Творческим результатом этой поездки и явилась книга «В Донбас­се», состоящая из девяти очерков. Два из них — «Песня о Макаре Мазае» и «Точка опоры» — посвящены Мариуполю, заводам имени Ильича и «Азовсталь», металлургам и строителям Приазовья

В рабочем поезде, который медленно, «останавливаясь у каждого столба», шел из Ясиноватой к берегам Азовского моря, писатель услы­шал песню о Макаре Мазае — мариупольском сталеваре, замученном фашистами в первую осень войны. Пел ее старик, один из тех бродячих музыкантов, которых всюду приветливо встречают.

Не знаю, удалось ли нашим фольклористам записать эту песню — в сборниках устной народной поэзии я ее не встречал, — но даже в про­заическом изложении Бориса Галина она поэтична и эмоциональна.

«Все было в этой наивной и простодушной песне: молодость Мака­ра Мазая, его талантливая душа, его любовь к огню, его гибель. Вот ведут Макара Мазая по улицам Мариуполя, рассказывал певец, ведут связанного, с залитым кровью лицом; вот немцы подводят его к проти­вотанковому рву, в последний раз говорят ему: «Покорись!». Они истя­зают Мазая, топчут его ногами. Но даже в эти последние минуты своей жизни Макар Мазай не сдается. «И голова его поднялась навстречу мерзким палачам. Он крикнул на всю степь: «Сталью зальем вам глот­ки, сталью…».

И с тех пор, говорил старик, как только с моря подует ветер низо­вой, слышится голос замученного сталевара. Он встает из могилы, по­долгу смотрит на грозное пламя далеких заводских огней, быстрым, легким шагом идет по-над морем и вахту несет у печей».

Своему очерку автор мог бы дать и другое название -«Наследники Макара Мазая», потому что в нем рассказывается не только о погиб­шем герое, но и о тех, кто продолжал дело прославленного мариуполь­ского сталевара: о братьях Васильевых, Кучерине, Смотрове, Аврамове, Шкарабуре…

Очерк «Точка опоры» повествует о подъеме 4-й доменной печи на заводе «Азовсталь». Отступая, фашисты заложили авиационные бом­бы под опорные колонны и в самый горн печи. От взрыва ее качнуло, она вздрогнула до самого основания, осела на полметра и сдвинулась с проектной оси на полтора метра. Каким-то чудом она не рухнула, устояла, накренившись, как знаменитая Пизанская башня. Вывод на­прашивался один: разобрать домну и строить заново. Но нашлись люди, которые предложили другой вариант: печь приподнять (2600 тонн ме­таллоконструкций), довернуть и поставить на прежнее место.

Очерк — самый боевой, самый оперативный жанр литературы, об этом говорят и пишут достаточно часто. Несколько реже и со вздохом со­жаления признают, что жизнь очерка коротка, что он умирает, как только проходит злоба дня, его породившая. Некоторые цифры в книге Бори­са Галина сегодня способны вызвать улыбку: за минувшие десятиле­тия страна гигантски шагнула вперед. Но не в цифрах суть и значение этих очерков, а в характерах советских людей, которых талантливо за­печатлел писатель. «Точка опоры» не случайно начинается с такой фразы: «Характер инженера Каминского?.. Я затрудняюсь ответить одним словом». Он ответил на этот вопрос на двадцати страницах книж­ного текста. И раскрыл в очерке не только облик Алексея Самойловича Каминского, но и характеры инженеров Петра Алексеевича Мамон­това, Сергея Сергеевича Крупенникова, такелажника-верхолаза Петра Петровича Шкатова, передал напряженный драматизм борьбы, труда и побед. Вот почему «Точка опоры», как и другие очерки книги «В Дон­бассе», и сегодня читаются с интересом и неослабевающим внимани­ем.

Одна из основных причин долгой жизни очерков Бориса Галина — в их несомненных художественных достоинствах. Вот, например, как ску­по и выразительно рисует писатель пейзаж. «Поезд подходил к Мари­уполю. Голубая чаша неба как бы расширилась, приподнялась, и вне­запно за поворотом дороги открылось залитое солнцем море. Где-то далеко-далеко, у самого горизонта, белым пятном застыл рыбачий па­рус, воздух над морем был светел и прозрачен, и только над доменной печью «Азовстали» медленно плыло косматое бурое облако рудничной пыли».

И, наконец, я хочу привести еще один отрывок из очерков «Песня о Макаре Мазае». «Город металлургов и рыбаков — Мариуполь весь уто­пает в зелени. С какой любовью здесь собирают все, что относится к многолетней истории города! Во дворе музея, среди душистых акаций, стоят свезенные из приазовских степей суровые каменные изваяния — «половецкие бабы». С гордостью говорят здесь о том, что Пушкин, про­езжая азовскими берегами близ Мариуполя, вдохновившись шумом волн, написал стихи, что Куинджи, родившийся в этом городе, с детства впи­тал в себя запахи моря и степи, что сын мариупольского рыбака Геор­гий Седов отсюда начал свой мучительный и славный путь полярного исследователя».

Если бы я не знал, что эти строки напечатаны четверть века назад, я подумал бы, что они написаны сегодня.

Нет, очерки не умирают. Если написаны они рукой талантливого мастера, если в них бьется горячее сердце художника.

Лев Яруцкий

«Приазовский рабочий», 15 июля 1967 г.