История одной картины Куинджи

Осенью 1870 года Архип Куинджи показал на академической выставке картину «Вид реки Кальчик в Екатеринославской губернии». Это была подряд третья выставка в Петербурге, на которой демонстрировались полотна художника, приехавшего в столицу из провинциального Мариуполя.

В «Указателе выставки…» Куинджи значится как свободный художник. Это звание «за хорошие познания в живописи пейзажной» он получил решением совета Академии художеств 15 сентября 1868 года. В дни, когда проходила упомянутая выставка, Куинджи был удостоен звания классного художника «за отличные успехи в живописи». Исправить в «Указателе выставки…» прежнее звание на новое не успели. Сразу же после окончания выставки Куинджи обратился в совет Академии художеств с просьбой допустить его к «конкурсу на малую золотую медаль, а в противном случае покорнейше прошу классного художника первой степени». Это прошение Куинджи было зарегистрировано в канцелярии Академии художеств 26 октября, а 2 ноября совет отказал художнику в его просьбе. Причиной отказа послужило то, что по уставу Академии художеств каждое последующее звание присуждалось только через год после получения предыдущего, а его Куинджи присвоили 22 октября 1870 года. Поэтому отказ этот никак нельзя связывать с картиной «Вид реки Кальчик в Екатеринославской губернии», показанной на последней выставке. Хотя сам Куинджи с присущей ему прямотой в уже указанном прошении самокритично признал, что эта его работа «значительно слабее в сравнении с прежде выставленными мною произведениями».

И все-таки картина Куинджи «Вид реки Кальчик в Екатеринославской губернии», к работе над которой он приступил в Мариуполе, — заметный шаг в творческой эволюции пейзажиста. Из всех прежде показанных на академических выставках полотен именно в этом произведении заметно ослабевает влияние творческой манеры Айвазовского, зримо намечается преодоление устаревших канонов романтического искусства. И пусть еще отдаленно, но уже просматриваются ростки того, что сделает Куинджи основоположником целого направления в пейзажной живописи.

Из пяти ранних работ нашего земляка, показанных на академических выставках 1868, 1869 и 1870 годов, в настоящее время известно местонахождение только одной – «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении» (Смоленский областной музей изобразительных и прикладных искусств). Картина «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма» при жизни Архипа Ивановича находилась в его мастерской. После смерти художника по его завещанию стала собственностью Общества имени А.И.Куинджи, а впоследствии была передана художественному музею Новгорода. Но в годы Великой Отечественной войны она бесследно пропала. Любителям живописи знакома лишь репродукция этого самого первого произведения Куинджи, увиденного зрителями. О третьей картине – «Рыбачья хижина на берегу Азовского моря» — до нас дошло лишь описание в книге М.П.Неведомского «А.И.Куинджи» (1913 год). Две работы – «Буря на Черном море при закате солнца» и «Вид реки Кальчик в Екатеринославской губернии» — долгие годы были известны только по названиям. Не так давно нами обнаружены печатные источники, которые хоть в какой-то мере позволяют судить о ранних произведениях великого пейзажиста.

Репродукции картин «Буря на Черном море при закате солнца» и  «Вид реки Кальчик в Екатеринославской губернии» были помещены в «Художественном автографе Императорской Академии художеств» соответственно за 1869 и 1870 год. Рисунок с первой картины сделан Виктором Васнецовым, а со второй – самим Архипом Куинджи. Это единственное воспроизведение в печати ранних полотен нашего земляка. «Художественный автограф…» выходил мизерным тиражом, и в настоящее время сохранилось всего несколько экземпляров. Для нас особо значимой является картина «Вид реки Кальчик в Екатеринославской губернии». Ведь в обширном художественном наследии выдающегося пейзажиста не так много работ, навеянных природой родного края.

Весной 1870 года Куинджи второй раз после приезда в Петербург собрался на родину. Сколько прошло времени, как будущий знаменитый художник покинул Мариуполь? Это тема специального исследования. Мы же только отметим, что, судя по совокупности всех архивных документов и печатных источников, это могло случиться или осенью 1867 года, или весной 1868-го. И никак не раньше. И, конечно же, не в 1860-1861 годах, как пишет первый биограф Куинджи М.П.Неведомский. Итак, после двух лет пребывания в столице молодой живописец снова дома. По каким нуждам он здесь оказался?

Причина приезда одна – истекал срок выданного ранее вида на жительство, который служил одновременно как документ, удостоверяющий личность, и дающий право «на отлучку из места постоянного жительства». До получения звания неклассного художника Куинджи числился «мариупольским мещанином из привилегированных греков». Как лицо, относящееся к податному сословию, он получал вид на жительство сроком на один год. Приехав в Мариуполь, Куинджи сразу же обратился в городскую думу. И 22 марта ему на руки выдали документ, по которому он увольнялся «в разные города и селения Российской Империи для собственных надобностей».

Этот приезд на родину молодой художник использовал и для работы с натуры, сделав множество рисунков и набросков будущих картин. Выходя к Кальчику, шел вдоль изгиба по его течению, любовался суровой красотой местности, примыкающей к Кальмиусу. От русла реки проходил мимо озера Домаха. Дальше по песку брел по береговой кромке моря, подымаясь по обрывам на самые высокие точки и спускаясь к Клиновой балке. Таким же путем уже в сумерках возвращался домой. В этих путешествиях будущий великий пейзажист сделал и несколько зарисовок вида Кальчика.

Вернувшись в Петербург, Куинджи приступил к написанию картины. Помогали тщательная работа с натуры, огромное желание воспроизвести на полотне природу родного края. Художник досконально продумал сюжет, все его детали. Передний план картины – легкая, чуть заметно движущаяся поверхность реки, уходящая изогнутой лентой к далекому горизонту, и два баркаса, один из которых причален к берегу, а другой, с фигурами рыбаков, медленно приближается к нему. Спокойно огромное небо над речной гладью и стройными тополями, бросающими тень на высокий каменистый берег. В отличие от предыдущих работ в этой Куинджи «дает» как бы положительный образ природы. Нет и следа тревожного ощущения предстоящего ненастья, картина передает жизнеутверждающее, оптимистическое настроение. Можно считать, что именно с этого произведения начало проявляться лирическое дарование художника.

К сожалению, по черно-белой репродукции нельзя судить о цветовых особенностях полотна, колористических решениях. Возможно, именно здесь и кроется причина того, почему сам Куинджи считал картину «Вид реки Кальчик в Екатеринославской губернии» слабее своих прежних произведений. Кстати, о названии картины. В «Указателе выставки художественных произведений в Императорской Академии художеств в 1870 году», изданном тогда же в Петербурге, она названа так: «Вид реки Кальчик в Екатеринославской губернии». В «Художественном автографе Императорской Академии художеств. Выставка в 1870 году» пейзаж назван несколько по-другому: «Река Кальчик в Екатеринославской губернии». Первый вариант и стал официальным названием в литературе о Куинджи (М.Неведомский, Г.Коняхин, В.Манин).

Какова же судьба этого пейзажа? На выставке рядом с картиной была приклеена табличка «Продается», без указания цены. И, видимо, ее кто-то приобрел, так как в дальнейшем эта ранняя работа художника нигде не упоминается. Нет сведений о «Виде реки Кальчик в Екатеринославской губернии» и в книге записей произведений Архипа Ивановича, хранившейся в Обществе имени А.И.Куинджи, которую составили ученики художника после его смерти в 1910 году. В книгу внесены 499 картин, этюдов, эскизов и рисунков нашего земляка. Здесь указываются название, размер, год написания и на чем написаны, кто купил и за какую цену, где находится. Есть только одно свидетельство, которое косвенно можно принять за упоминание именно этой картины. Сын архитектора Валериана Андреевича Волошинова (племянника Веры Леонтьевны Куинджи) Лев Волошинов в 1966 году в одном из писем в Кисловодский художественный музей имени Н.А.Ярошенко сообщал, что у сестры его отца в Ленинграде есть ранняя работа Куинджи с изображением вида реки. Кто знает, возможно это и есть та самая картина, писать которую наш знаменитый земляк начал в свой приезд в Мариуполь весной 1870 года.

На снимках: А.И.Куинджи (с фотографии 1870 года); рисунок А.И.Куинджи с картины «Вид реки Кальчик в Екатеринославской губернии»

Николай Аджавенко