Голос рукотворного камня

«На руинах иудейского храма еще можно найти кирпичи, из которых некогда были сделаны печи и дымоходы синагоги, — Рассказывает Игорь Боровков со страниц своей будущей книги. — Рукотворный камень — немой свидетель прошлого. Он тоже имеет свое имя и родословную. Серые шамотные кирпичи двух иностранных производителей (вероятно, английских или шотландских) с клеймами «FERGUSLIE PATENT» и «HAMSAS» наглядно подтверждают факт, что в старой России таких кирпичей производилось немного. Во всяком случае, иностранные силикатные и шамотные кирпичи до 1917 года применялись в России очень широко.

Только в одном 1898 году в Россию было импортировано более 186 тысяч тонн огнеупорных кирпичей. Это происходило из-за дефицита отечественных огнеупоров, которые изготавливались в основном кустарным способом. С ростом потребности в огнеупорных материалах, обусловленной бурным ростом металлургической промышленности (футеровка доменных и мартеновских печей и т.п.), годовое производство огнеупоров в России приблизилось к 500 тыс. тонн (1912 г.). Однако процент предприятий, выпускавших силикатные и шамотные кирпичи, по отношению к общему количеству российских кирпичных заводов оставался крайне низким.

В 1896 году в России было 1894 кирпичных завода. Кирпичные мастерские, на которых работало два-три человека, без какой-либо механизации производства, в промышленной статистике не учитывались вовсе. В Екатеринославской губернии, к которой относился Мариуполь, в 1913 году насчитывалось более 50-ти кирпичных заводов, подотчетных надзору губернской фабричной инспекции (мелких кустарных мастерских было значительно больше).

Кирпичные заводы Мариуполя, количество коих на рубеже XIX -XX вв. колебалось в пределах тридцати, производили кирпичи чаще всего без нанесения клейм. Да и сами кирпичи были с разной степенью обжига, отличались по размерам и, естественно, качеству. Например, кирпичи алого цвета были сильно пористыми — это так называемый недожог. Красный кирпич — нормального обжига, со средней пористостью. Были еще облицовочные и клинкерные кирпичи, обладавшие значительной механической прочностью.

Среди мариупольских кирпичных заводов, зарегистрированных в губернской фабричной инспекции (достаточно больших), можно назвать заводы А.Р. Пенцлина, С.Е. Душнова, И.С. Горенштейна, И.Д. Ликаки, Трусова, братьев Корольковых (в списке около 15-ти предприятий). Другие виды кирпичей, например силикатные, выпускались на заводе силикатного кирпича общества «Берген, Завацкий и Ко», силикатном заводе Е.Л. Криштофовича и Васильева, а также на заводе строительного и силикатного кирпича И.С. Горенштейна. Заметим, что силикатные кирпичи отличаются от традиционных, производимых на основе разных сортов легкоплавких глин, другой рецептурой изготовления (на основе смеси известкового молока и песка).

Как же идентифицировать клейма найденных на руинах синагоги кирпичей? Трудный вопрос. Точно известно: надпись «PATENT» указывает на использование при изготовлении кирпича запатентованного состава огнеупорной смеси. Например, кирпичи известной фирмы « Glеnbоіg Union Fireclay Co. Ltd.» из графства Северный Ланкашир имели клеймо «GARNKIRKK PATENT». Клеймо «PATENT» могло использоваться и как самостоятельное. Клеймо «HAMSAS» сразу наводит мысль на слово «сhamesh» — рука на иврите, часто обозначающее амулет от дурного глаза в виде раскрытой ладони. Также слово «сhamsa», имеющее семитские корни, обозначает цифру пять и символизирует защиту рук Творца.

Идентифицировать клейма кирпичей, найденных на развалинах синагоги, очень сложно. Определить название фирмы-производителя кирпичей, исходя только из содержания клейма, трудно из-за того, что зачастую они (название фирмы и клеймо) различны. Например, огнеупорные кирпичи фирмы «Low Beechburn Colliery», расположенной в местечке Крук на юго-западе графства Дюрэм в Британии, имели клеймо «JSHARP» (производились с 1896 по 1934 год). Естественно, идентифицировать кирпич с таким клеймом, не зная историю достаточно большого количества британских фирм-производителей огнеупоров как минимум за сто лет, невозможно.

То же можно сказать и о продукции старых кирпичных заводов Мариуполя и уезда. Кирпичи большинства местных заводов обезличены отсутствием каких-либо знаков: рельефных рисунков, имен владельцев, цифр и т.д. Достаточно пройти по улицам старого города и внимательно осмотреть «кладбища» дореволюционных кирпичей, чтобы убедиться в этом. Например, детальное изучение автором этих строк развалин бывшего казенного винного склада №7 (ныне тоже бывший ликероводочный завод) на предмет кирпичей с клеймами окончилось безрезультатно. Только на кирпично-черепичном «Клондайке» — перекрестье улиц Базарной, Земской и Фонтанной, а также части Малофонтанной, мне посчастливилось отыскать фрагменты двух недожженных кирпичей с клеймом в виде литеры «Л» (клеймо завода И.Д. Ликаки).

Касаемо идентификации клейма «HAMSAS» следует привести несколько версий. Собственно, первая уже прозвучала: это импортный кирпич одной из европейских фирм (возможно, даже канадской или североамериканской). Вторая версия связана с местными производителями. Мариупольские кирпичные заводы, выполняя заказ на изготовление кирпичей для строительства синагоги, могли нанести на них особые клейма-амулеты.

Кирпичи «HAMSAS» и «FERGUSLIE PATENT» отличаются по размерам и качеству. Если пропорции и клеймение первого достаточно грубы, то второй характерен меньшими размерами, но лучшим качеством нанесения клейма и более «тонким» исполнением. Кирпичи, естественно, отличаются и по составу (кирпич «FERGUSLIE PATENT» имеет более сложную, многокомпонентную структуру).

Вот, собственно, и все. Поиск только начинается, а это уже немало. В истории Мариуполя добавилось несколько строк — коротких и малозаметных. Только печально, что поиск идет на пепелище».

Алиса ЛОЖКИНА.