15 февраля 2010 года в драматическом театре состоялся концерт камерного оркестра «Ренессанс» под управлением Василия Крячка, посвященный юбилею известного мариупольского скрипача и педагога Г.В. Чебанова, солиста этого музыкального коллектива. Геннадий Владимирович дирижировал оркестром, солировал под его аккомпанемент, играл в составе созданного им трио и в ансамбле скрипачей, исполнил виртуозную пьесу дуэтом с профессором Донецкой музыкальной академии Евгением Лебедевым. Кстати, профессор отметил не по годам безукоризненное владение инструментом нашим земляком. Зал театра во время концерта был полон, мариупольцы — поклонники классической музыки каждый номер отмечали аплодисментами. Звучала музыка Вивальди и Моцарта, Шуберта и Штрауса, Брамса и Россини, других композиторов. Получился подлинный праздник музыки.
Что ж, в связи с этим, наверное, будет уместно представить жизнеописание Геннадия Владимировича. Итак, он родился в Мариуполе, в 1935 году, но через некоторое время семья переехала в Таганрог, что, вероятно, было связано с предчувствием репрессий, которым были подвергнуты мариупольские греки в печальной памяти тридцать седьмом году. Началась война, город был оккупирован немцами, фронт проходил между Таганрогом и Ростовом-на-Дону, шли тяжелые затяжные бои, из-за постоянных артиллерийских обстрелов и бомбежек жителям приходилось большее время суток проводить в подвалах. Чебановы возвратились в Мариуполь. Именно к этому времени относятся первые уроки игры на скрипке Геннадия, полученные сначала от отца – скрипача-любителя, а затем от профессионального педагога Якова Ивановича Арзаманова. Незаурядные способности мальчика были налицо, его необходимо было учить дальше. В нашем полуразрушенном городе получить даже начальное музыкальное образование было негде. Решено было перебираться в Таганрог, где возобновила свою работу одна из старейших на Юге России музыкальных школ.
Воспоминая эту школу, Геннадий Владимирович рассказывал: «По уровню владения инструментом я мог бы заканчивать ее уже на следующий год, но моя теоретическая подготовка находилась на нуле, поэтому меня приняли в пятый класс. За три года я догнал своих сверстников, и успехи в учебе были настолько очевидны, что было решено продолжить музыкальное образование в Москве». Он сдал вступительные экзамены, преодолел немалый кокурс и был принят в училище при знаменитом Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. После трех лет обучения в училище Геннадий Чебанов в числе наиболее одаренных выпускников поступил уже в сам институт. Об учебе в институте: «Нас учили прекрасные педагоги: Михаил Израилевич Фихтенгольц – мой преподаватель по специальности, Микитянский, Юровецкий, Георгиан, Кубацкий, многие другие. Нас учила сама Москва, музыкальная жизнь этого города, где мы имели возможность слушать выдающихся музыкантов всего мира».
Случилось так, что в год окончания Чебановым института, главный дирижер симфонического оркестра Иркутской филармонии обратился к ректорам «гнесинки», Московской и Ленинградской консерваторий с просьбой направить наиболее успешных выпускников в его коллектив. Так он попал в Иркутск. Там началась трудовая жизнь: концерты, гастроли, сотрудничество с прессой и…первые опыты дирижирования оркестром. Все складывалось очень удачно, если бы не сибирская суровая зима, плохо переносимая южанином. Геннадий Чебанов, отработав положенный срок молодого специалиста, уезжает в Таганрог к родителям.
В августе 1962 года его назначают главным дирижером народного театра оперы и балета Таганрогского комбайнового завода, а уже в сентябре – заместителем директора Таганрогского музыкального училища. Через два года Чебанова пригласили вести спектакли народного театра оперы и балета дворца культуры завода «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону. За четыре с небольшим года в этих городах Геннадий Владимирович провел более пятидесяти спектаклей. Это были оперы «Кармен», «Царская невеста», «Русалка», «Евгений Онегин», «Травиата», «Паяцы», «Фауст», балеты «Жизель», «Тщетная предосторожность», «Барышня и хулиган» по Маяковскому на музыку Шостаковича. Согласитесь, внушительный репертуар для коллективов, состоящих из исполнителей — аматоров.
Вот что поведал Геннадий Владимирович о своем следующем жизненном этапе: «Отдыхая в 66 году летом в Мариуполе, я узнал, что здесь активно готовятся к открытию музыкального училища. Посоветовавшись с женой, — а она немало лет провела в нашем городе, — мы решили переехать на родину. Я оставил документы в отделе культуры и уехал в Таганрог. В октябре училище открылось, я получил официальное приглашение, а уже в ноябре переехал и приступил к работе. Мне было чуть больше тридцати лет, я был полон энтузиазма и желания работать». В классе преподавателя Чебанова собрались способные и трудолюбивые ученики, но выпускать их ему пришлось, когда он занял в 1969 году пост директора 1-й музыкальной школы, первой не только по номеру, но и по времени ее создания после войны. У ее истоков были одаренные педагоги Галина Казимировна Соболевская, братья Арзамановы Леонид и Яков Ивановичи.
Геннадий Владимирович относится к не так уж часто встречающейся породе людей, которые не могут жить без работы, которые ищут себе работу и берутся за нее, заранее зная, что никакого материального вознаграждения за нее не получат. Главное – творить, созидать, главное – не сидеть, сложа руки. Ему было мало педагогической деятельности, и уже в первый год после возвращения в родные пенаты он дирижирует оперой «Евгений Онегин», подготовленной вокальным коллективом дворца культуры Коксохимзавода под руководством преподавателя музыкального училища Веры Абрамовны Вольфсон. Затем Чебанов собирает ансамбль скрипачей, который вскоре завоевывает медали в Киеве, концерты ансамбля с успехом проходят в столице Украины, его записывают на республиканском радио. В 1970 году создается городской симфонический оркестр, в состав которого вошли и музыканты профессиональные, и наиболее одаренные любители, за дирижерский пульт встал Чебанов. А что же в музыкальной школе? Только занятия с учениками по программе? На эти вопросы ответил в свое время сам Геннадий Владимирович: «Шесть лет я был директором 1-й музыкальной школы. За эти годы появился ансамбль скрипачей младших классов, потом – старших классов, затем — камерный оркестр, были созданы хоровые коллективы, оркестр народных инструментов, оркестр баянистов, детская филармония, народная консерватория, группы раннего обучения детей. Все это был большой и радостный труд во славу музыки».
И вдруг неугомонный музыкант уезжает в заполярный город Норильск. Там он находит среди коллег одаренных музыкантов — выпускников Ленинградской, Киевской, Львовской, Новосибирской консерваторий. Там его встречает бурная концертная жизнь. В Норильске он работает заместителем директора музыкального училища. Одновременно руководит ансамблем скрипачей, городским симфоническим оркестром, работает на телевидении, даже играет в диксиленде. То ли непривычные природные условия повлияли, когда полгода над городом не всходит солнце, а холодное лето с белыми ночами быстротечно, то ли образ жизни, в котором было много труда и совсем мало отдыха, но факт остается фактом: состояние здоровья Геннадия Владимировича резко ухудшилось. Пришлось покинуть один из самых северных городов планеты.
1980 год. Тогдашний директор музыкального училища Сергей Черкезишвили попросил Чебанова возглавить училищный симфонический оркестр. Тот согласился, и сразу же приступил к воссозданию этого музыкального коллектива. Постепенно симфонический оркестр преобразовался в камерный. Потом у Геннадия Владимировича было руководство камерным оркестром «Каприччио», весьма и весьма успешное. К сожалению, оркестр распался по воле сложившихся обстоятельств, которые не зависели ни от оркестрантов, ни от их дирижера.
Но самым любимым детищем Чебанова было и остается трио, сложившееся в 1990 году первоначально состоявшее из его самого (скрипка), Сергея Чалых (виолончель), Афанасия Максименко (фортепиано). Но об этом лучше рассказал в свое время сам Геннадий Владимирович: «Все лето мы не уезжали в отпуск и репетировали. Наш виолончелист Сергей Чалых и Максименко жили в общежитии, было очень удобно там собираться, и мы работали не покладая рук, благо у Максименко имелась хорошая библиотека камерной литературы. К началу концертного сезона мы уже представляли себе, что и как мы будем делать. В условиях нашего города мы понимали, что при отсутствии филармонии мы можем играть только бесплатно, только на общественных началах. И так мы работаем все двадцать лет. За эти годы были сыграны все трио Гайдна, все трио Моцарта, все трио Бетховена, и других композиторов. Параллельно с трио мы делали сонаты этих композиторов и составляли монографические программы. Десятки концертов, трудно даже представить, где мы не играли.
И так продолжалось почти пятнадцать лет, до отъезда нашего пианиста за рубеж. После него в наш коллектив пришла молодая наша коллега, преподаватель музыкального училища Марина Минько, с которой уже сделаны полнометражные программы, посвященные Шуберту, Шуману, Бетховену, Шостаковичу, Бабаджаняну».
В какой форме находится Геннадий Владимирович сейчас? А вы прочтите информацию, предваряющую этот очерк.
Сергей БУРОВ
2010 год
Дорогой Геннадий,
рад был найти на сайте эту информацию о тебе и твоих успехах.
Твой однокурсник,
Витя Юзефович