1918 год: Мариуполь в революционном вихре-1

Историческая хроника

 Иду по тонкому льду истории

(несколько слов от автора)

Вниманию читателей  будет предложена серия очерков «1918 год. Мариуполь в революционном вихре».

Автор не ставит себя в положение сторонника политического направления. Он  видит свою задачу в объективном описании фактов всего спектра военно-политических направлений  и идеологий, характерных для Мариуполя 1918 года. А уже читатели, каждый в отдельности,  сделают собственные выводы и заключения. Понятно, что эти выводы будут самыми  разнообразными, даже взаимоисключающими, кто-то из читателей обвинит автора во всех смертных грехах…

Могу сказать одно: автором двигало желание узнать правду,  какой бы горькой она ни была. Работая над текстом очерков, автор чувствовал  себя человеком, идущим по тонкому люду… истории, где каждый  шаг сопряжен с риском. Но другого пути нет. Прошло время, появилась  возможность (!) избавиться от мифов, которым так щедро была напичкана история нашего города.

И еще одно  замечание: как бы мы ни старались, но охватить в все события, имевшие место в 1918 году,  невозможно. Это нужно  помнить тем читателям, которые упрекнут автора  в том, что он о каком-то событии не упомянул… Но такую задачу автор  перед собой и не ставил.  Его очерки – это, если хотите, проба сил,  разведка боем. Придет время, и все, буквально все, найдет свое место  на страницах истории Мариуполя. Но для этого всем нам нужно набраться терпения и, засучив рукава, на многие годы засесть в архивах…

Х Х Х

1918 год – один из самых  сложных в новейшей истории Мариуполя. Общество было подхвачено революционным вихрем. Несколько раз внутренние и внешние военно-политические силы круто меняли вектор развития  событий. В самом общем виде эти события можно представить  тремя  блоками:

—         Двоевластие. (Январь — апрель)

—         Австро- немецкая оккупация. (Апрель-ноябрь).

—         Белогвардейская реставрация. (Ноябрь – весна следующего года).

Так тремя разделами и будет представлена историческая хроника 1918 года.

Основным источником хроники будут газеты, которые издавались  в Мариуполе в 1918 году («Революционное слово», «Наше життя», «Мариупольские новости»), протоколы заседаний и документы,  принятые городской управой, городским советом рабочих и крестьянских депутатов, земской управой, другими органами местного самоуправления.

Все эти  материалы хранятся в научной библиотеке краеведческого  музея. Автор в какой  уже раз  благодарит зав. библиотекой Ольгу Борисовну Коваленко за помощь в работе.

Замечу, что этим периодом истории Мариуполя в последние годы жизни занимался  известный краевед Лев Давидович Яруцкий. В его книге  «Мариупольская мозаика» (т. 1,1998 г.)  впервые представлены интересные материалы и суждения о событиях  1918 года. и в недавно  вышедшем коллективном сборнике сотрудников краеведческого музея «Мариуполь и его окрестности: взгляд из 21 века» событиям 1918 года посвящен отдельный раздел.

Отдав должное нашим предшественникам, пойдем в своем краеведческом  поиске дальше.

 

1. Двоевластие

Так мы называем  первый раздел хроники. Временные рамки  его – от  января до апреля 1918 года, от установления в Мариуполе советской власти до оккупации его в двадцатых числах апреля  австро-германскими войсками.

Основной источник информации – печатный орган Мариупольского совета рабочих и крестьянских депутатов, единственная (!)  в городе газета «Революционное слово».

Почему этот раздел исторической хроники назван «Двоевластие»? да потому, что в первые месяцы 1918 года в Мариуполе наряду с советом  рабочих и крестьян депутатов и его исполкомом  продолжали действовать городская дума и управа, земские органы управления, их деятельность регулярно и объективно   освещалась на страницах «Революционного слова». Подчеркнем:  все они работали легально, слаженно,  дополняя и поддерживая друг друга.

К сожалению, этот отрезок истории Мариуполя был до неузнаваемости искажен в советской историографии. Мы бы посоветовали  читателям, прежде чем продолжить знакомство с текстом  настоящей публикации,  еще раз перечитать соответствующие главы книги-газеты «Октябрьское  эхо» («Приазовский рабочий», 31 августа и 10 сентября 1966 года), историко-краеведческий очерк «Жданов» (Донецк,1978 г., с.64-69) и другие. Тогда, сопоставив то, что и как писалось в  те годы, с тем, что было на самом деле, можно будет самостоятельно, без подсказки, сформулировать свое оценочное суждение.

 

Х Х Х

Но обратимся к нашему главному источнику  — подшивке газеты  «Революционное слово». Постараемся посмотреть  на события 1918 года глазами наших дедушек и прадедушек, живших в Мариуполе в том беспокойном году.

Листаем страницу за страницей, внимательно читаем и перечитываем тексты. Сразу же обращаем внимание на то, что на одной и той же  газетной полосе мирно сосуществует информация о  деятельности различных политических партий и течений: большевиков,  меньшевиков, эсеров, бундовцев… Принцип многопартийности в общественной  жизни города, заложенный февральской революцией, еще не исчерпал  себя.

Единственное, что совпадает в этом информационном потоке:  сетование на катастрофическое положение с продовольствием в городе и уезде.

26 феврала городским советом рабочих и крестьянских депутатов был  назначен комиссар по делам продовольствия Я. Зайцев. 10 марта «Революционное слово» публикует его объявление №1 – воззвание к населению города и уезда. Это воззвание  — своеобразная программа деятельности комиссара до делам продовольствия. Вот  почему мы представим ее полный текст.

«26-го февраля с.г. Исполнительным Комитетом Сов. Раб. и Кр. Деп. я назначен комиссаром продовольствия города Мариуполя и уезда, а потому прошу все городские, заводские и продовольственные  организации, все учреждения и всех товарищей и граждан содействовать мне  в выполнении  возложенных на меня обязанностей в настоящее трудное время. всех, кому дорога наша революция, призываю помочь мне бороться  со спекуляцией, с саботажем торговцев, тайной продажей монополизованных продуктов и другими видами несправедливых действий, вредящих  революционной работе Советской власти.

Предвидя скорое истощение запаса хлеба для населения города  и заводов, я особенно обращаюсь к братьям-крестьянам с просьбой  отдать все свои излишки зернового хлеба в счет данных  Вам  продовольственной управой нарядов. Исполняя наряды, Вы этим спасаете от голодной смерти рабочих, тех рабочих, которые в борьбе умирали за землю  и свободу. Мною совместно с  продовольственной управой приняты срочные меры к распределению  имеющегося железа и получению мануфактуры для крестьян.

Лиц, которым нужно обращаться ко мне по делам продовольствия, прошу  являться с 9 часов утра до 4 часу дня  по Екатерининской улице, дом Земства».

19 марта «Революционное слово» публикует еще одно постановление  за подписью комиссара Я. Зайцева.

«Лица, замеченные в агитации среди крестьян в смысле натравливания крестьян на рабочих и в смысле, чтобы крестьяне не  давали для рабочих хлеба и других продовольственных продуктов, будут  немедленно подвергнуты тюремному заключению и преданы военно-революционному суду…».

А тем временем из номера в номер газета с тревогой сообщала: «Сахара в распоряжении городского продовольственного комитета в  настоящее время совершенно не имеется. Надежды на хотя бы относительно  скорое получение такового крайне сомнительны»,  «Милиционеры голодают…», «К выдаче суточного довольствия эвакуированным солдатам и увечным воинам. Выдаваться довольствие управой не будет: нет денег, нет продуктов…».

 

Х Х Х

 

Органы местного самоуправления предприняли решительные меры к тому, чтобы смягчить положение.

26 марта газета сообщала: «Мариупольская уездная продовольственная управа в контакте с городской продовольственной управой  организовала поставку в Мариуполь зерна из уезда.

Доставка зерна будет производиться из села Урзуф Мариупольского  уезда, где находится на учете продовольственной управы 51000 пудов  пшеницы. Дважды в неделю в с. Урзуф будет отправлен транспорт, состоящий из 35 подвод, который будет доставлять в Мариуполь зерно.»

3 апреля «Революционное слово» помещает следующий материал:  «15000 пудов пшеницы для Мариуполя. Мариупольская уездная продовольственная управа заключила договор с Бердянской уездной  продовольственной управой об обмене ячменя на пшеницу. Мариупольская управа выдает  Бердянской 15000 пудов посевного ячменя и получает в обмен 15000 пудов  пшеницы».

11 апреля «Революционное слово» информирует читателей: «Прибытие 12 вагонов сахара. 8 апреля в 4 часа дня на станцию Мариуполь  прибыл маршрутный поезд в составе 12 вагонов, груженный сахаром рафинадом для нужд населения города и уезда. За получением  сахара был  командирован гласный городской думы Г.С. Беленкович…».

В последние дни марта Мариупольская уездная продовольственная   комиссия заключила с Ейскими коллегами  соглашение о бартерном  обмене: Мариуполь отправил в Ейск 50 тыс. пудов железа, а взамен получил  75 тыс. пудов муки. («Революционное слово», 29 марта).

В это время в городе находилось 970 военнопленных. Они старательно трудились, были исполнительными и дисциплинированными. Вот только кормить их было не на что. И тогда президиум городского совета рабочих и крестьян депутатов принял следующее постановление, которое было опубликовано на страницах «Революционного слова» 24 марта.

«…Президиум исполнительного комитета Мариупольского  совета рабочих депутатов предписывает всем содержателям кинематографов и т.п. увеселительных заведений, как в городе Мариуполе,  так и на заводах – отчислить в пользу военнопленных  10% с валового дохода 24 марта с.г.,  каковую сумму и выдать организации военнопленных по предъявлении удостоверения, выданного Президиумом исполкома… В этот же день разрешить военнопленным произвести кружечный сбор и собрать добровольные пожертвования по подписным листам, утвержденным  22-го марта».

Так совместными усилиями Мариупольский совет рабочих  и крестьянских депутатов, городская дума и земская управа пытались отвести  от горожан беду – надвигающийся голод.

Павел МАЗУР, краевед.