1918 год: Мариуполь в революционном вихре-2

(Эта статья первоначально была опубликована на сайте 26 ноября 2012 года)

2. Время выбора

Мариупольскому Совету рабочих и крестьянских депутатов, ведущему органу в системе местного самоуправления, в первые месяцы 1918 года  пришлось работать в очень сложных не только экономических, но и политических условиях.

В Киеве продолжала заседать Центральная рада и ее Генеральный  секретарь (правительство). Шло формирование  государственно-политической системы УНР.

В декабре 1917 года в Харькове состоялся 1-й съезд Советов. Он провозгласил Украину республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и назначил сове правительство.

27 января 1918 в Брест-Литовске делегация УНР подписала  мирный договор с Германией и  Австро-Венгрией.

В январе началось наступление частей Красной Армии на Киев.  16 января под Крутами состоялся неравный  бой между советскими войсками и студенческим куренем.

В это же время на территорию Украины вступили австро-германские  войска…

В Киеве и других городах происходили вооруженные столкновения. Призрак кровавой усобицы навис над краем. Для каждого, кто жил и работал в Украине, пришло время выбора: куда, в какой лагерь податься?

Какую же позицию в это смутное время занял Мариупольский Совет рабочих и крестьянских депутатов?

Назовем тех, кто входил в руководящую группу Совета? Ведь им и предстояло ответить на этот судьбоносный вопрос.

В феврале-марте из состава исполнительного комитета Совета назначаются комиссары на важнейшие участки работы.

Я.Н. Зайцев – комиссар продовольствия города  и уезда.

Разумный – комиссар труда.

Д.Н. Македон – комиссар печати.

П. Киров – комиссар юстиции.

Старожилов – комиссар по хозяйственным и санитарным  делам.

Кучеренко – комиссар финансов.

Маевский – комиссар земледелия.

Рудаев – комиссар общественной безопасности.

В.А.  Варганов – комиссар по военным и морским делам.

Революционный вихрь подхватил этих людей, назвал их  народными комиссарами, вершителями, судеб и тысяч мариупольцев.

На первых порах деятельность большинства комиссаров носила скорее интуитивный, спонтанный характер, сказывалось отсутствие опыта управленческой работы.

Как же оценивали мариупольские комиссары события в Украине,  Приазовье и городе?

Листаем подшивку «Революционного слова». Вот, пожалуй, то, что нас интересует. На заседании исполкома  городского совета 29 марта присутствовал народный секретарь (член правительства)  почт и телеграфов Украинской Республики Мартьянов. Он выступил с пространной речью, в которой обосновал  позицию правительства, избранного на 1-м съезде Советов в Харькове. Вот  как изложена его речь в протоколе заседания.

«Тов. Мартьянов рассказал о политическом положении Украины, в котором она очутилась, благодаря комбинациям Центральной Рады… Политические партии никогда не мыслили Украину  самостийной. Ни одна благомыслящая часть народа Украины не желает подпасть под германский гнет и ведет, благодаря этому, упорную борьбу. Центральная Рада, его генеральный секретариат, занимая часть Украины, устанавливает режим самодержавия, власть кнута и нагайки.

Цель нашей работы – установить власть советов, власть народа. Вначале мы только  мечтали о власти народа, так как большинство было на стороне Центральной Рады. Но теперь народ прозревает и мы начинаем  понемногу оправляться. Мы прогнали буржуазную Раду из ее гнезда. Но ошибок было много, ошибки будут и впредь. Нам нужно, кроме всего, еще  и самим очиститься, избавиться от внутренних врагов.

Как бороться с ними?  Это не украинский народ и не немцы в буквальном смысле слова, а немецкие жандармы, жандармы не только для нас, но  и для немцев и для всего мира.

Нам  грозит большая опасность, нам  необходимо быть готовыми. Здесь, в Мариуполе есть уже целый отряд, который на днях должен  отправиться на боевой фронт, где уже несколько месяцев дерутся наши  товарищи.

Задача наша, задача секретариата заключается еще в том, чтобы организовать партизанские отряды на местах. Совет должен взять всю власть в свои руки и действовать  не так, как это делалось до сих  пор. Не должно быть безобразия, все население должно  быть довольно властью, иначе быть не может, иначе быть не должно.

Если власть удовлетворит интересы большинства, то она будет  пользоваться симпатией. Раз власть  будет стоять  на страже интересов большинства, то она сможет вести борьбу.

В первую очередь мы должны обеспечить население  хлебом – в этом залог нашей победы. Мы не должны отрываться от массы народной, от которой в свое время отошли меньшевики и Керенский, что  и погубило их.

Если мы справимся  с разрухой, нам не страшна будет буржуазия, как русская, так и германская: тем более что германские отряды уже показывают усталость». («Революционное слово», 31 марта).

Весной 1918 года Мариупольский Совет рабочих и крестьянских  депутатов принимает первые попытки преобразования экономики и общественной жизни на социалистических основах. Начался процесс национализации металлургических заводов «Русский Провиданс» и «Никополь». И сразу же, как первоочередная задача, на повестку дня стал вопрос организации учета.

31 марта газета «Революционное слово» публикует обязательное постановление комиссара труда Разумного, в котором всем предприятиям города и уезда  предписывалось немедленно сообщить точные сведения: «Казенное ли предприятие или национализированное, если национализированное, та с какого времени, по чьему распоряжению и  по каким причинам».

Но первые попытки провести национализацию, организовать труд  на новых основах не принесли желаемых результатов. Промышленные предприятия  оказались  под угрозой остановки. Хозяйственная разруха в городе и уезде катастрофической усугублялась.

19 марта 1918 года газета «Революционное слово» публикует постановление Совета рабочих и крестьянских депутатов о земле. Суть постановления сводится к следующим основным положениям:1) все земли Мариупольского уезда переходят в земельный фонд и поступают в  уравнительное пользование трудового народа; 2) начинается немедленная организация передача в уравнительное пользование всей земли, как удобной, так и неудобной; 3) отменяется всякая собственность на сельско-хозяйственные угодья; 4) из ведения частных лиц безотлагательно  изымаются  все излишки сельскохозяйственного инвентаря; 5)  наемный  труд отменяется.

В селах уезда началась работа по созданию первых сельско-хозяйственных объединений – товариществ хлеборобов, коммун.

18 апреля газета «Революционное слово» публикует Устав 1-го  Сартанского товарищества хлебопашцев. Вот его основополагающие пункты:

«1-е Сартанское товарищество хлебопашцев образуется на началах взаимопомощи, равенства и братства и общими силами и средствами  занимается хлебопашеством, огородничеством, садоводством, животноводством, садоводством, птицеводством, семяноводством и вообще  всяким сельскохозяйственным трудом.

2. Членом товарищества может быть каждый мужчина и женщина, достигшие 18-летнего возраста и число членов товарищества должно быть  не менее трех человек.

3. Поступивший членом товарищества обязан все свое имущество и состояние передать товариществу  бесплатно.

4. Работы товарищество проводит только личным трудом членов  и их семей, исключая специальных работ…»

новой власти необходимо  было взять под свой неусыпный контроль  финансовую сферу города. А так как основные финансовые средства были  сосредоточены в руках зажиточных горожан, то всевозможные  контрибуции,  реквизиции и конфискации были прежде всего  адресованы им.

В этой связи  «Революционное слово» 24 марта публикует Постановление  президиума Мариупольского совета рабочих и крестьян депутатов, в котором говорилось: «Все лица, кои обложены комиссией для  взноса 3 миллионного налога, должны внести 25 марта с.г. к 12 часам дня  причитающуюся с них сумму обложений, согласно распределению комиссии, в Штаб Военного комиссариата Мариупольского Совета рабочих и крестьянских депутатов. Если же означенные лица не внесут в указанное время  причитающего с них налога, то должны явиться также в указанный штаб, где будут взяты на учет и отправлены на фронт для рытья окопов, ложементов и т.п. работ по устройству позиционных укреплений».

А так как зажиточные граждане не торопились выполнять это Постановление, то ревком вдогонку издает Приказ №8, который разъяснил, что все граждане, уклоняющиеся от выполнения Постановления Совета,  будут расстреляны.

Как бы не сложно шло становление нового строя, городской Совет  рабочих и крестьянских депутатов находил возможности уделить  время просвещению. Вот как  «Революционное слово» описывает начало этой сложной  работы.

«К образованию городского Совета народного образования. В пятницу, 29 марта, в зале гимназии Острославской состоялось освещение  комиссариата народного просвещения представителей педагогов и  учащихся, а также  делегатов профессиональных союзов и социалистических партий, посвященное обсуждению вопроса об организации в Мариуполе городского совета народного образования, который согласно постановлению  государственной комиссии по просвещению должен быть учрежденным  в нашем городе для заведования всеми делами народного образования.

В городской совет народного образования войдет всего около 50  человек, из них две трети – представители рабочих и социалистических  организаций и одна треть  — представители учащихся и педагогов.

Совет народного образования собирается приблизительно раз в месяц, постоянно же работает его исполнительный комитет, на обязанности которого будет лежать  проведение в жизнь ряда крупных реформ в области народного просвещения». («Революционное слово», 2 апреля)

Как сообщила газета «Революционное слово» 5 апреля, вскоре  полномочия органов просвещения были расширены, комиссариаты народного просвещения распространили свою деятельность также на театры,  кинематографы и другие зрелища».

Городской комиссариат народного просвещения  располагался в гостинице «Континенталь», его возглавили Н. Берлин и М. Япольский.

Прежде всего, городскому комиссариату необходимо было провести  учет педагогов. С этой целью через «Революционное слово»  была распространена «Анкета  о педагогических силах г. Мариуполя».

Всем педагогам предложено было «указать свою фамилию, имя и отчество, возраст, полученное образование, специальность, ежемесячный доход; охарактеризовать свою педагогическую опытность указанием времени педагогической практики…»

1 апреля в учебных заведениях города Мариуполя  и уезда было отменено преподавание закона Божьего в связи с введением Декрета Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства  и школы от церкви. Одновременно вводилось новое правописание. Газета «Революционное слово» в нескольких номерах подряд публиковала новые правила  правописания.

Павел МАЗУР, краевед.