Важнейшее из искусств

В первые послевоенные годы, а затем и позже в каждом кинотеатре Мариуполя на видном месте в фойе или рядом с экраном, а иногда в обоих этих местах был обязательно установлен щит с изречением В.И. Ленина: «Из всех искусств важнейшими для нас является кино». Мариуполь, конечно, ни в коей мере не был исключением: такие же щиты можно было встретить во всех городах и весях Советского Союза в помещениях, где более или менее регулярно демонстрировали киноленты.

Что в первую очередь занимало умы и сердца взрослых и юных мариупольцев из тогдашнего кинорепертуара? Взрослые, пережившие ужасы тяжелейшей войны, принесшей горе в каждый дом и в каждую семью, предпочитали смотреть довоенные фильмы. Пусть их копии были донельзя изношенными, пусть сеансы часто прерывались из-за порывов киноленты и приходилось сидеть в кромешной тьме, пока киномеханик в своей будке склеивал ленту. Они все терпели, ведь фильмы, полные оптимизма, музыки, счастливо завершавшиеся, были частью полной надежд жизни до страшного дня — 22 июня 1941 года.

Они от души хохотали, когда смотрели комедии Григория Александрова «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Светлый путь» с блистательной Любовью Орловой — первой советской кинозвездой, с музыкой Исаака Дунаевского. Им близка была мелодрама Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», в которой трогательную любовь сыграли совсем еще молодые Марина Ладынина и Владимир Зельдин.

Большой популярностью пользовались американские фильмы с участием голливудской кинозвезды Дины Дурбин «Сто мужчин и одна девушка», «Сестра его дворецкого». Не меньшей — музыкальная комедия «Джордж из Динкиджаза».

Но с ними невозможно сравнить бешеный успех у зрителей «Серенады солнечной долины». Там было все: и знаменитая фигуристка Соня Хени, и горы, укрытые сверкающим снегом, а главное — искрометная, зажигательная джазовая музыка в исполнении оркестра под управлением Гленна Миллера. Неудивительно, что уже после первых сеансов местные музыканты старались подобрать мелодии из «Серенады» кто на стареньком баяне, кто на трофейном аккордеоне, а кто и на пианино.

Пожалуй, через год или два после войны, а может, чуть позже на экранах Мариуполя появились кинокартины, взятые у побежденной Германии в качестве трофеев, многие из которых были подлинными шедеврами мирового кино. Там были «Мост Ватерлоо», «Леди Гамильтон», «Индийская гробница», несколько серий «Тарзана».

Среди особо рьяных мариупольских поклонников кино выработалась своя терминология для кинолент. В их устах фильмы были «переживательными», «отдыхательными», «про войну» и «жизненные».

Пристрастия же мальчишек были иными. Они могли бессчетное количество раз смотреть фильмы «Щорс» и «Александр Пархоменко», «Два бойца» и «Иван Никулин — русский матрос», «Парень из нашего города» и «Чапаев». После просмотра очередного фильма они «сражались» в погорелках, стараясь воспроизвести увиденное на экране. Незавидные роли «беляков» и «фашистов» доставались самым безответным и беззащитным мальчуганам и девчонкам.

Все это ушло в прошлое, и для молодежи мало что скажут перечисленные названия фильмов, а люди, так сказать, в возрасте посетуют, наверное, почему здесь не названы «Большой вальс», «Сказание о земле сибирской», «Дитя Дуная», «Петер», «Молодая гвардия», «Первоклассница», «Весна». Что ж, фильмов было много, все не перечислишь.

Сергей БУРОВ

2002 г.