Сложить историю Мариуполя по кирпичику

удалось краеведу-археологу Игорю Загвоздину, обнаружившему в старой части родного города шамотные рукотворные камни конца ХVIII — начала ХIХ вв.  
 

Поиски «клондайка»

— Около года назад ко мне на работу пришел незнакомый мужчина, — начал рассказ краевед. — Он достал из пакета три кирпича и с предвкушающей мой восторг улыбкой произнес: «Это не подарок, а так, посмотреть». Я, конечно, подумал: «Наверное, дядя не в себе?» — но потом, всмотревшись в гравировку, понял, что ошибся.

Эти «цеглыны» были древними — практически стершиеся надписи свидетельствовали о том, что их возраст составляет более двухсот лет. С одобрения нового знакомого я сделал их фото, но от расспросов, где «водятся» подобные экземпляры, тот ушел. Вычислять месторасположение «клондайка» мне пришлось в одиночку.

Я составил карту самых древних улиц — включил в нее Базарную, Земскую, Фонтанную, их перекрестки с рассыпающимися особняками. Ведь именно здесь, возле обрыва в пойму Кальмиуса, потоки талых вод и дожди размывают землю, обнажая напластования мусора прошлых лет — черепицу, кровельные гвозди, монеты, пуговицы и, конечно, кирпичи.

Обследовал много. Но, к сожалению, обнаружил, что большая часть конструктивов домов старого города не имела клейм — они были построены из дешевого красного кирпича, который производился полукустарными мастерскими. Все маркированные экземпляры растащили, а потому установить какую-либо взаимосвязь с прошлым было практически невозможно.

«PATENT» и «HAMSAS»

Стыдно признаться, но я пошел даже по свалкам. Подумал: а вдруг местные жители выбросили ненужный им строительный мусор? Побывал на Слободке, где дома долгое время строились незаконно людьми пришлыми, небогатыми — крестьянами-переселенцами, отставными солдатами и рыбаками. Они возводились из дерева, самана, дешевого кустарного кирпича, но кто знает?

Потом вдруг осенила мысль: а что, если эти древние кирпичи мой знакомый нашел в хоральной синагоге? Она была возведена в 1882 году, спустя 104 года от официальной даты основания города. Позже на этом месте был спортивный зал, контора «Гипромеза», медицинское училище, вечерняя школа и кузница юных моряков. Здание старое, построенное еще при Александре III, только остов остался…

В общем, на развалинах иудейского храма начал поиски заветных кирпичей. И — ура, мои ожидания оправдались! Среди гор мусора я отыскал именно те, из которых некогда делали печи и дымоходы синагоги. Серые шамотные рукотворные камни имели иностранные клейма (вероятно, английские или шотландские): «FERGUSLІE PATENT» и «HAMSAS» — так навскидку читались полустертые буквы. В старой России этих кирпичей производилось немного, но применялись они широко.

О чем говорит алый цвет

После обнаружения своих находок я стал копать. Выяснил, что к 1896 году в России было 1894 кирпичных завода. Мастерские, в которых работали два-три человека, без какой-либо механизации производства, в статистике не учитывались. В Екатеринославской губернии, к которой относился Мариуполь, в начале прошлого столетия было более 50 предприятий, подотчетных надзору губернской фабричной инспекции. Чаще кирпичи делали без клейм, хотя они отличались степенью обжига, размерами и, естественно, качеством. Например, алый цвет свидетельствовал о пористости — так называемом недожоге, красный — о нормальном обжиге. Также были облицовочные и клинкерные кирпичи, обладавшие значительной механической прочностью.

Среди мариупольских предприятий, зарегистрированных в губернской фабричной инспекции, можно выделить заводы Пенцлина, Душнова, Горенштейна, Ликаки, Трусова и братьев Корольковых. Однако ни одному из них найденные мною кирпичи не принадлежали.

Вскоре я выяснил, что клеймо «PATENT» указывало на использование при изготовлении запатентованного состава огнеупорной смеси. Например, кирпичи известной фирмы «Glenboig Union Fireclay Co. Ltd.» из графства Северный Ланкашир имели надпись «GARNKIRKK PATENT», второе слово использовалось и как самостоятельное. Отыскать производителя этого камня оказалось несложно — штамп сохранился хорошо и указывал на шотландское происхождение. Его изготовила фирма «Robert Brown & Sons», владевшая тогда заводом «Ferguslie Fire Clay Works» в графстве Ренфрюшир. Предприятие было действующим до конца Второй мировой войны.

Ложный путь

Куда хуже обстояли дела со вторым кирпичом — из надписи сохранилось всего несколько букв, и ее пришлось реконструировать из фрагментов. Клеймо «HAMSAS» было получено путем расчистки наслоений раствора и грязи. Культовое назначение здания, у которого была сделана находка, сразу навело на слово Chamesh — рука на иврите, часто обозначающее амулет от дурного глаза в виде раскрытой ладони. Также слово Chamsа, имеющее семитские корни, обозначает цифру «пять» и символизирует защиту рук Творца. Уже позже я выяснил, что этот путь оказался ложным и завел меня слишком далеко.

Кирпич с таинственным клеймом «HAMSAS» никак не поддавался идентификации, из-за ошибки в прочтении двух букв — заглавной и последней. Расчищая рельеф, мне приходилось ориентироваться на тени, отбрасываемые остатками надписи. Поиск иудейских корней надписи увел меня в сторону от истины, а она, как всегда, была проста и лежала на поверхности. Заглавная литера «Н» в клейме читалась как «R», а конечная  «S» — как «Y».

Благодаря открытию я установил, что этот кирпич был импортирован из Англии. Его изготовил завод компании «G.H.Ramsay and Co.», расположенный недалеко от Ньюкасла на реке Тайн в северо-восточной части государства. К концу ХIХ века предприятие считалось крупнейшим производителем огнеупорного кирпича в графстве, а его владелец Джордж Рамсэй был одним из самых успешных промышленников Британии. Именно сюда, в отсталую и полуразваленную Россию осуществлялись наиболее крупные поставки.

Говорящие ошибки

Однако позже во мне поселились сомнения — качество смесей, из которых был изготовлен кирпич, заметно уступало патентованному экземпляру. Всё дело в том, что в дореволюционной России в окрестностях Луцка был небольшой завод, который производил аналогичные материалы — своеобразную подделку под известную заморскую фирму. Такие кирпичи клеймились с  маленькой ошибкой — последняя буква скорее напоминала кириллическую «У», нежели «Y». Были случаи, когда их заведомо клеймили «RAMSAU», «RAMSAV», «RAMSEY».

Исходя из всего этого, можно сделать вывод о том, что промышленность царской России ХVIII-ХIХ веков была в упадке. Она существенно отставала от стран Европы — стройматериалы если и производились, то они намного уступали качеством иностранным. Не было технологий, обученных специалистов. Максимум, на что хватало сил и ресурсов славян, — на подделки. Как видим, это касалось и Мариупольского уезда, в который завозили импорт. И я рад, что добавил несколько строк в историю нашего города.

Елена Харченко.

Фото автора.

http://donbass.ua

Сложить историю Мариуполя по кирпичику: 2 комментария

  1. «Стыдно признаться, но я пошел даже по свалкам. »

    Нема чого тут соромитися!
    Низький уклін і хвала!)

    А археологи, гадаєте, чим весь час займаються?))
    Та для них якраз сміттєві ями (давні, звичайно) — справжній скарб!

  2. А те, що цеглина виявилася підробкою — то для історичної важливості це ажнічим не гірше: так що навіть не думайте переживати з цього приводу!))

    Як слушно й вказано у тексті, це — також історія!

    Між іншим: отой гість з цеглинами — він, може напрошувався, щоб Ви його самі про ціну цеглин спитали?))
    Ці крамарі, буваю, акт і моджуть поводитися: не з підступности чи каверзи якоїсь — а суто для того, щоб виявити, чи Вам товар узагалі цікавий — і не напрошуватися на звинувачення у «впарюванні»… А то ж різні інтереси у людей бувають!

Обсуждение закрыто.