Зеленый островок в центре нашего города в разные времена именовался то Александровской площадью, то площадью Свободы, то Центральным, то Театральным сквером.
На плане Мариуполя 1892 года хорошо видно, что пространство, где он сейчас находится, специально было оставлено незастроенным среди кварталов жилых домов. Ради чего? Почитаем строки из изданной в том же 1892 году книги «Мариуполь и его окрестности»: «Ветхость Марии — Магдалининской церкви и недостаточность ее помещений сознаны давно, и уже на плане г. Мариуполя 1811г. указано место для постройки новой на Александровской площади. В 1862 г. заложена новая церковь, большая, трехпрестольная во имя св. Марии Магдалины, св. Иоанна Крестителя и Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда же выведен фундамент, но дело на этом и остановилось».
Церковь строили долго и с перерывами почти тридцать пять лет. Освятили ее только в 1897 году. Зато сооружение получилось величественное. Храм был виден далеко с моря и вместе с колокольней Харлампиевского собора, возвышавшегося у старого базара, служил ориентиром для моряков и рыбаков. Судьба церкви печальна: ее взорвали в середине тридцатых годов.
Заведующая отделом природы краеведческого музея Ольга Александровна Шакула рассказывала, что, по ее данным, систематическая посадка деревьев и кустарников на Александровской площади началась в 1897 году, когда городская дума приняла постановление об обязательном озеленении улиц и площадей Мариуполя. Именно тогда на территории будущего сквера появились первые саженцы акации, клена,граба, ясеня, сирени.
Конечно, большинство из них не дожило до наших дней, но могучий вяз в южном секторе сквера, по мнению О.А. Шакулы, принадлежит к той, еще первой посадке. К слову скажем, сейчас в сквере произрастают несколько видов акаций и кленов, крымские сосны и голубые ели, казацкий можжевельник и гледичия колючая, спирея и вечнозеленый самшит, березы и липы, шелковица, сирень китайская и обыкновенная, дуб и множество других видов растений.
Однако вернемся к истории. В начале XX века в центре сквера был устроен фонтан. Он представлял собой чашу со скульптурной группой из двух мальчиков, прикрывавшей трубу, из которой вверх била струя воды. Под чашей располагались бронзовые фигуры четырех женщин, олицетворявших времена года. По воспоминаниям известного художника Л.Н. Кузьминкова бронзовые скульптуры и сама чаша фонтана исчезли на второй день оккупации города гитлеровцами, начавшейся 8 октября 1941 года.
В сквере над братской могилой стоит безымянный памятник, хотя имена погребенных здесь бойцов-апатовцев, погибших в 1919 году в боях под Решетилово, чекистов, павших от рук бандитов в 1920 году, продармейцев, тела которых предали земле в 1921 году, известны.
По воле обстоятельств с этой могилы началось постепенное превращение места отдыха горожан в кладбище. Лет шесть тому назад ныне покойный Петр Дионисович Топалов, известный в городе врач-хирург, опубликовал в газете «Азовсталец» заметку, в которой рассказано, как немцы, только что захватившие Мариуполь, с почестями хоронили в сквере красноармейца, погибшего в бою при защите города. То была, конечно, показная демонстрация уважения к героизму врага.
Вскоре среди стволов кленов и акаций, кустов роз и сирени начали рыть одну за другой могилы. Теперь оккупанты хоронили своих солдат и офицеров, умерших от ран и болезней в военных госпиталях, устроенных в мариупольских больницах и школах. Через короткое время в северном секторе сквера образовалось целое кладбище со стройными, по шнурку расположенными рядами чугунных крестов. После изгнания фашистов из Мариуполя в сентябре 1943 года кресты были извлечены и отправлены на переплавку, а могильные холмики сровняли с землей.
В конце сентября того же сорок третьего года в сквере вновь состоялись похороны. На этот раз с соблюдением всех воинских почестей земле предавали тело Героя Советского Союза Владимира Григорьевича Семенишина, погибшего в бою 29 сентября. Майор В.Г. Семенишин был штурманом 298-го истребительного авиационного полка 219-й бомбардировочной дивизии. В марте 1944 года его прах был перенесен в городской сад. Там, в братской могиле над обрывом, он нашел вечное упокоение вместе с Героем Советского Союза Н.Е. Лавицким.
После окончания войны на остатках фундамента Марии- Магдалининской церкви был построен круглый павильон, как бы объединяющий несколько ларьков. Обойдя по кругу ларьки павильона, можно было купить папиросы, пирожное или мороженое, кому что по вкусу, выпить газированной воды с сиропом или без него, кружку пива и, если не изменяет память, что-нибудь и погорячее. Особенно многолюдно было у павильона в дни праздничных демонстраций — 1 мая и 7 ноября. Мариупольцы, пройдя в колоннах мимо трибуны — ее устанавливали на том месте, где недавно возвели модернистскую пристройку к зданию Укрсоцбанка на проспекте Ленина, — устремлялись к скверу, чтобы на лавочках отдохнуть от долгого стояния и хождения, утолить жажду и заморить червячка пирожком, булочкой или пирожным у павильона, о котором рассказано выше…
В 1948 году жители Мариуполя неожиданно для себя узнали, что умерший недавно в Москве партийный и государственный деятель Андрей Александрович Жданов — их земляк и в его честь город отныне будет носить его имя. Не так уж много утекло воды в Кальмиусе после того, как у восточного входа в сквер водрузили бетонную фигуру вождя — земляка во весь рост и призывно поднятой рукой. Со временем, несмотря на ежегодное покрытие поверхности фигуры то «под бронзу», то масляной краской белого или кремового цвета, монумент стал кое-где разрушаться. И в 60-х годах его место занял более скромный гранитный бюст А. А. Жданова. В 1989 году под давлением общественности он был демонтирован.
Почти одновременно с появлением памятника Жданову вход в сквер с противоположной стороны был украшен аркой. Снимок с ее изображением, сделанный мариупольскими фотохудожниками Федором Науменко и Львом Сосной, был растиражирован на почтовых открытках.
В середине 50-х годов часть сквера за аркой была огорожена дощатым забором. Снесли круглый павильон и начали рыть огромный котлован. Когда он был готов, установили несколько башенных кранов. Принялись строить здание. То было здание театра. К весне 1960 года оно было готово. Последним «штрихом» стало разрушение арки. А осенью того же года театр, стены которого были облицованы белоснежным крымским песчаником, был полностью готов. 2 ноября состоялось его торжественное открытие.
В последние годы старинный сквер обрел новый облик. По инициативе городского головы Юрия Юрьевича Хотлубея и с помощью коллектива трудящихся во главе с генеральным директором Владимиром Семеновичем Бойко любимое место отдыха горожан подверглось коренной реконструкции, пешеходные дорожки и площадки, не занятые растительностью, украсились узорчатым покрытием, а в центре его устроили оригинальный фонтан, струи которого в вечернее время подсвечиваются меняющими свой цвет фонарями.
Сквер с давних пор был местом, где малыши делали свои первые шаги, где влюбленные назначали свидания, куда приходили горожане в первые дни после выхода на заслуженный отдых.
Так было, так есть и, надеемся, что так будет.
Сергей Буров
1997-2003гг.
Здравствуйте.
Очень интересные статьи об архитектуре Мариуполя.
Извиняюсь, что вопрос о современной архитектуре.
Не планируете ли писать о современных зданиях ?
Подскажите, пожалуйста, нет ли у Вас, случайно, фотографий здания по пр. Строителей 22. Единственное фото нашёл http://www.masterok.com.ua/foto/bank.html
В спутниковых фото место не похоже. Может быть неправильно написали адрес?
Советую вам обратиться с этим вопросом на форум http://vse-grani.com/index.php.
О современных зданиях? Пока планов не было, но надо подумать. Дело в том, что современные здания редко заслуживают того, чтобы о них писали…
К сожалению… :(