СЕКРЕТЫ СТАРОГО ГОРОДА

Связь времён не распадается. То, что было вчера, существует и сегодня – в памяти и следах, которые оставляет человек. Эти следы – поступки, искусство и всё, что построено.
Иногда кажется, что город мал. Вот Торговая, вот Артёма, проспект Металлургов и сшивающий их проспект Ленина. И всё. Ну что там может поместиться между ними? А помещается, на самом деле, много. Стоит совсем чуть-чуть отдалиться от центральных улиц, и ты погружаешься в мир Старого города. Окружают сонный покой и тишина…
 

…И дома. Хочется фотографировать почти каждый жилой домик. В каждом из них что-то есть – какая-то изюминка. После унылого однообразия упрощённых построек конца ХХ в. и новостроек нулевых годов каждый выступ на стенке уже кажется примечательным, интересным. И таких выступов на жилых домах Старого города много. Там сандрик вокруг окна, там кокошник, там фронтон, там руст, там карниз лепной. Маскаронов хватает. Строят со стен мины, почти стёршиеся от времени и косметических ремонтов. Над фасадами высятся аттики с различной лепниной или без оной. И от этого многообразия декора улицы даже без рекламных щитов и вывесок кажутся пёстрыми, нарядными, важными. Идёшь по ним и получаешь эстетическое наслаждение. А ведь это ещё не самые интересные экземпляры архитектуры, притаившиеся в тишине Старого города.

Эстетика, в прошлом, помимо своих «собственных» целей, служила способом выделиться, показать своё богатство, свою солидность и  современность. Принадлежность к числу «культурных и образованных людей» была одним из важных факторов формирования уважения к себе и авторитетности в обществе. Поэтому дома строились «красиво». Нынешнее жильё мариуполец прошлого вполне мог перепутать с промышленными помещениями или сараями.

Основные стили, в которых выдержаны жилые дома Старого города, – это «модерн» и псевдорусский стиль. Варьируется нарядность декора, часто встречаются элементы неоренессанса, но в целом внешний вид укладывается в эти рамки. Описать стиль «модерн» можно как «сдержанную нарядность». В отличие от ампира («сталинки») с его помпезной лепниной, изображающей изобилие и символы имперского величия, а также в отличие от барокко с его причудами в украшениях, формы модерна тяготеют к строгости классицизма, но в них остаётся больше свободы и многообразия. Псевдорусский стиль сформировался в конце XIX в. Это стилизация под постройки старорусской архитектуры с помощью элементов декора – кокошников, луковичных форм, характерных форм карнизов, руста. Приставка «псевдо» означает, что это направление в зодчестве не наследует традиции старорусской архитектуры, а всего лишь копирует отдельные элементы. В Мариуполе псевдорусский стиль тесно переплетён с модерном.

Вот в этих двух руслах протекала мысль мариупольских застройщиков. Обилие домиков откровенно копирующих фасады друг друга позволяют предположить, что они построены с таким внешним видом на волне моды. Но, несмотря на симптомы приверженности хозяев веяниям и тенденциям, дома эти построены качественно, что и определяет их историческую и эстетическую ценности. Попросту говоря, тогдашняя мода в архитектуре была лучше моды нынешней.  По крайней мере, образчики старины до сих пор интересно рассматривать, обнаруживая множество интересных линий, ласкающих глаз. Созерцание постмодернистских пересечённых плоскостей не так приятно. Но стоит заметить, что мода – мать однообразия. Самая лучшая мода – мода на оригинальность и утончённость.

Читатель задаст вопрос: а зачем вообще нужны все эти стили, деления? Просто красиво/некрасиво, и всё.

Отвечу, что каждый стиль в искусстве, будь то музыка, литература, живопись, отражает настроения и мысли эпохи. Цели жизни, мировоззрения – всё там. Знание этих стилей позволяет лучше понимать своё собственное время, а также учиться на опыте предыдущих поколений. Только что благодаря обычному рассмотрению форм фасадов Старого города мы поняли, что застройщики были модниками, а архитекторы отличались грамотностью и оригинальностью мысли. Это позволило им при ограниченном количестве доступных элементов придать каждому домику достаточно своеобразия, не давая слиться в шеренги клонов. Стиль ампир – говорит о чьей-то тяге (не обязательно мании) к величию, модерн – о поиске оригинальности, чего-то отличающегося от старого, традиционного. Барокко желает насытиться и пресытиться эмоциональностью, фантазиями… А худшие традиции постмодерна говорят о плоскости в головах. Хотя сами идеи сего стиля могли бы найти себе много лучшее воплощение.

На старых улицах небольшие домики сочетаются с настоящими гигантами, у которых не только цоколь превращён в дополнительный этаж, но и сами комнаты отличаются особенной высотой потолков. Об этом красноречиво свидетельствуют большие окна. Очевидно, крупные дома принадлежали более зажиточным семьям, а те, что помельче, – семьям беднее. Или же они отличаются временем постройки. В отдельных пристройках, которыми обрастали «оригинальные» дома, потолки настолько низкие, что человеку с ростом выше1,8 мпридётся ощутимо пригибаться в проходах. Можно предположить, что увеличение численности жильцов заставляло хозяев прибегать к таким «быстрым решениям». В нынешние времена к таким решениям прибегают почти всё время. Всё «нужно вчера».

Евпаторийская, 62 — 20 лет назад
 
 
 
И в наши дни…

Многим из этих зданий уже как минимум 100 лет. На кованых решётках козырьков, прикрывающих крылечки, встречаются даты 1899 и 1898 гг. Это дома № 38 по улице Митрополитской и № 62 по улице Евпаторийской. При этом солидном возрасте они выглядят крепкими. Фасад же дома № 62 отремонтирован и смотрится даже очень хорошо. Жёлто-белый окрас превращает его в эдакого интеллигента в светлом костюме при галстуке. Схожесть фасадов на этих улицах позволяет их отнести примерно к одному времени строительства. Можно ещё раз напомнить, что при должном уходе дом действительно будет «на века». Здесь дело не только в постройке, но и в обращении. Ломаются даже самые крепкие вещи, если их целостность вовремя не поддержать.

ул. Митрополитская, 38

Самые крупные постройки занимают различные предприятия. Так в доме № 28 по улице Фонтанной занимает мастерская сервисного центра «Норд». На углах рядом с новенькими адресными табличками висят старые, оповещающие, что это улица имени великого украинского писателя, философа и политического деятеля Ивана Яковлевича Франко. Безусловно, это большая личность, но он мало относится к Мариуполю, а посему историческое название улицы здесь более уместно.

Замечательный дом № 53 (если судить по табличке с ул. И. Я. Франко) в том же модерновом стиле занимает филиал предприятия «Металломонтаж». Его особенность заключается в двух вещах. Первая – загадочный крест, выложенный над дверью, в центре которого, судя по всему, должно было расположиться окно. Вторая – сама дверь. Резной рисунок на ней повторяет элементы модернового декора.

ул. Фонтанная, 73

Другой роскошный дом занимает отделение УМВД Украины по делам гражданства. Его адрес Фонтанная, 73, два аттика по оба края фасада делают его симметричным, а «прорисованный» ордер (несущая часть здания) вокруг окна и входа завершает композицию, создавая особую «ритмичность» постройки, несмотря на флигелёк справа, на котором приютился таксофон.

На улице Евпаторийской стоит ещё одна разновидность модерна — это дом № 49. Более строгий, аскетичный, но выдающий себя формой декора. И полностью отреставрированный снаружи. Занимает его управление предприятия «Стальконструкция». На карнизе стоят цифры 1943 и герб СУ 112. Очевидно, это год основания предприятия.

Евпаторийская, 49

Радует глаз двухэтажный дом на углу Митрополитской и Греческой. Из книги Сергея Бурова «Мариуполь. Былое» узнаём, что в нём когда-то располагалось Мариупольское духовное училище. После 17 года оно меняло жильцов на военных, рабочих, бывало немецким госпиталем в годы войны, становилось школой до и после войны. И ему не везло с огнём – сначала его жгли немцы, потом пожар случился в восьмидесятых годах. Сейчас здание частично заполнено – несколько комнат занимает офис, остальные окна (пластиковые) свидетельствуют о ремонте.

По внешнему виду дом похож на 1 корпус ПГТУ, Мариупольский индустриальный техникум и здание, бывшее некогда гимназией Гиацинтова. Всё это насыщенный модерн, изобилующий изогнутыми формами стен, округлыми колоннами и пилястрами, создающий причудливое впечатление. Это одновременно классичность и фантастичность, схожесть обычного здания с витиеватым дворцом.

(Окончание следует)

Максим ХОЛЯВИН

фото автора.