САМОБЫТНЫЙ ХУДОЖНИК — ДАМИАН ШИБНЕВ

Ни одна из энциклопедий не дает о нем даже короткой биографической справки. А между тем, этот самобытный художник был учеником И. Е. Репина и П. П. Чистякова. Впервые о нем рассказал бывший сотрудник Мариупольского краеведческого музея А. П. Потепун. В нашем городе прошли детство и  юность Дамиана Васильевича Шибнева. И родился он здесь, в Мариуполе, в 1881 году.

Сведения о нем оказались до обидного небогатыми.

 

В Санкт-Петербурге, в Академии художеств, хранятся некоторые документы и личное дело Шибнева. Перед нами – выписка из метрической книги Марии-Магдалиновской церкви города Мариуполя. Под №82 в книге записано: «1881 года, родился октября 30, крещен 12 ноября – Дамиан. Родители: купец 2-й гильдии города Мариуполя Василий Демьянович Шибнев и законная жена его Мария Ставриевна в девичестве Пичахчи, мещанка. Оба православного вероисповедания. Таинство крещения совершил священник Прокофий Орловский и диакон Василий Дятковский».

Из материалов личного дела мы узнаем, что семья Шибневых владела торговой конторой с филиалами в Еленовке, Велико-Анадоли и Кальчике по продаже кормовых и удобрительных продуктов, карьерами известкового камня в Новотроицком, песчаными карьерами в порту Мариуполь, добычей глины и каолина в селах Константиновке, Чердаклы Мариупольского уезда.

В 1889 году Дамиан Шибнев поступил в Мариупольскую Александровскую гимназию и окончил ее в 1897 году. По окончании гимназии поступает в Одесское художественное училище. Здесь его преподавателями были Д. Крайнев, А. Иорини, К. Костанди, Г. Лодыженский.

Сохранилась копия аттестата за №252 с записью нотариуса об окончании им Одесского художественного училища: «По определению педсовета, состоявшегося 1 июня 1903 года, Дамиану Шибневу, сыну мариупольского купца, выдан аттестат в том, что он поступил в училище в январе 1897 года, и, окончив в этом училище полный курс по живописному отделению в мае 1903 года, получает право поступления в Высшее художественное училище Академии художеств».

И он едет в Санкт-Петербург.

Сохранился любопытный документ – его прошение на имя ректора академии, в котором указан адрес родительского дома Шибнева: город Мариуполь Екатеринославской губернии, Таганрогская улица (ныне – Артема), собственный дом. Этот дом, в котором проживала семья Шибневых, к сожалению, не сохранился.

К прошению помимо аттестата об окончании училища и выписки из метрической записи прилагались еще два любопытных документа: «Свидетельство №1618 о политической благонадежности», в котором говорилось: «Дамиан Васильевич Шибнев во время жительства в Одессе с 1897 года, как оказалось, по собранным сведениям, нравственных качеств был хороших и подозрений на себя в политической неблагонадежности до настоящего времени не навлекал, в чем подписью моею и приложением и печати удостоверяю: Одесский градоначальник генерал-лейтенант Арсеньев». Второй документ – это свидетельство №2047 об увольнении из купеческого сословия города Мариуполя. Июня 15 дня 1903 года его подписали мариупольские купцы собственноручно – всего тридцать две подписи.

В академии Дамиан Васильевич прошел интересную школу живописи. Его учебе там была связана с именем профессора Павла Петровича Чистякова. Этот удивительный педагог выработал совершенно новую художественно-педагогическую систему, которая сыграла большую роль в развитии реализма в русском искусстве второй половины девятнадцатого века. Он ставил перед собой задачу подготовки художника-гражданина, обладающего высоким профессиональным мастерством. Его учениками были В. Васнецов, М. Врубель, В. Поленов, В. Серов.

Учеба в мастерской П. П. Чистякова, вдумчивое изучение натуры помогли Шибневу стать профессиональным художником. На конкурс он представил ряд темпераментно выполненных живописных работ. Познакомившись с выставкой молодых художников, А. Бенуа писал: «Признаюсь, за короткое время Савинов и Бродекий, да еще несколько красивых и интересных этюдов, разбросанных по «циркулю» (Колесникова, Мясоедова, Шибнева, Бетлера, Гиппиус), а также скульптура Керзина и Никитина, поколебали во мне мое недоброжелательство.

Одно из важнейших событий в его жизни того времени – женитьба на дочери коллежского асессора Софье Львовне Можаровской. Таинство брака в церкви Марии-Магдалины Мариуполя совершал священник Ефимий Котляревский.

2 ноября 1905 года Шибнев пишет прошение: «Честь имею покорнейше просить канцелярию Императорской Академии художеств выдать мне свидетельство для получения заграничного паспорта». На заявлении резолюция ректора В. А. Беклемишва: «Заграничным отпуском может воспользоваться до возобновления занятий». Воспользовавшись перерывом в занятиях Д. Шибнев осенью 1906 года выезжает во Францию. Его пребывание в Париже совпадает с открытием здесь выставки «Два века русской живописи и скульптуры», впервые организованной известным издателем журнала «Мир искусства» С. П. Дягилевым.

Впечатляющая экспозиция, на которой наряду с художниками XVIII столетия были также представлены значительные мастера конца XIX и начала XX века, произведения импрессионистов, виденные Д. Шибневым в Париже, их метод познания и отображения природы увлекли молодого художника. Яркие, чистые краски, тонкая, живая передача воздуха – вот близкие ему задачи. Его пейзажные этюды с натуры искренни и задушевны. Во Франции Шибнев пишет такие, например, работы: «Париж, утро», «Париж, лестница», «Версаль».

В 1910 году Шибнев заканчивает курс обучения в Императорской Академи художеств. Подготовка к выпускным экзаменам совпала с печальной датой: 24 июня академия и общественность Петербурга провожала в последний путь великого мастера живописи, нашего земляка А. И. Куинджи. У гроба художника в скорбном молчании стояли выпускники академии, среди них был и Д. В. Шибнев. Он оказался единственным мариупольцем, кроме родственников покойного, на похоронах А. И. Куинджи.

Выпускные экзамены в академии начались осенью. Дамиан Васильевич представил шесть живописных работ, среди них «Весна», «На даче», «Версаль», «Жарко». Определением Императорской Академии художеств, 2 ноября 1910 года состоявшимся, бывший ученик Высшего художественного училища при Академии художеств Д. В. Шибнев за отличные показания в живописи и научных предметах удостоен звания ухдожника с присвоением ему чина Х класса при поступлении на государственную службу и с правом преподавания рисования в учебных заведениях.

Окончив академию, Шибнев в 1911 году переезжает в город Керчь. Здесь он преподает рисование в Александровской гимназии, преподаванием занимается вплоть до 1921 года, когда был назначен заведующим картинной галереей при Керченском археологическом музее.

Можно сказать, что судьба Шибнева как художника сложилась трагически. Он был незаурядным живописцем, а ему довелось более десяти лет заниматься преподавательской работой, а затем, после ликвидации картинной галереи, продолжать работу в музее в качестве научного сотрудника и художника. Собственно, живописью он занимался лишь в свободное от службы время.

Конечно, трудно рассказать о художнике лишь простым сложением фактов. Здесь требуется более глубокая характеристика. Каким он был человеком: добрым, честным, решительным? Обладал ли силой воли, умел ли видеть себя со стороны? Да, разумеется, многие из этих черт были присущи ему. И тем не менее, в Керчи художник переживает тяжелый нравственный кризис, который вызвали сильное переутомление, неустроенность жизни, незавидное материальное положение. Шибнев уходит в себя и становится живописцем-наблюдателем и пейзажистом.

Это было то самое святое недовольство своей работой, которое, по обыкновению, приходит к зрелым мастерам. Все это, разумеется, наложило свой отпечаток на произведения Шибнева. Рисуя жизнь такой, как она есть ,он с большой убедительной силой отражал окружающий его мир. Жизнь на юге, сочные краски природы, море, неповторимо яркое солнце – все это характерно для его работ. Любимым его жанром становится этюд, острый по передаче впечатления, но как и большинство этюдов – незаконченный, незавершенный.

Больше всего художника манил пейзаж. Благо, в Керчи кругом были любопытные мотивы: Митридат, улицы, руины древних крепостей, окрестности. Он любовался закатом на дорических колоннах, древними ступенями лестниц, узкими двориками старой Керчи.

Как не понять этого влюбленного в природу реалиста, отвергавшего живописные громоздкие полотна?! Все, что его окружало, казалось ему достойным предметом живописи. Его этюды представляют большой интерес. Они ценны для историков, краеведов, любителей старины, потому что с документальной точностью воссоздают уголки древней Керчи. Это, например, «Дорические колонны вечером», «Камыш-Бурунский маяк», «Церковь Иоанна Предтечи», «Большая лестница» и другие.

Давайте и мы заглянем на минуту в залы Керченского историко-археологического музея. Здесь хранятся десять работ художника. Возле одной из них – «Жарко» – как всегда, зрители. Остановимся и мы. Какой яркий летний день! Солнце в зените, песчаный берег, прозрачная волна – ребятишкам раздолье, купаются у самого берега.  За эту картину, а также за другие работы – «Весна», «На даче» – Шибнев и получил звание художника.

Судьба не балует талантливых людей, а житейские невзгоды укорачивают им жизнь. Шибнев умер в 1929 году в Керчи, так и не получив широкого признания. Лишь немногие его произведения стали известны при жизни художника. Впервые через семь лет после смерти Шинева его работы были показаны широкому кругу любителей искусства.

Посмертная выставка художника отразила практически все этапы его творческой эволюции. На ней было представлено 120 работ. Экспозиция получила высокую оценку прессы. В предисловии к каталогу говорилось, что шибневское наследие ««о точности мастерства обязывает  к самому внимательному его изучению». Минуло более полувека, и, увы, эта рекомендация не нашла поддержки.

Специальных статей или книг о себе он не дождался. И все же он удостоился суждения ведущих художественных критиков эпохи: Александра Бенуа и Сергея Маковского. Ничего случайного в этом нет, как не было случайности и в почти полном забвении его творчества. Шибнев разделил и до сих пор разделяет его с большинством своих сверстников, иные из которых признаны теперь крупнейшими мастерами.

В наши дни, пожалуй, никто не представляет в полном объеме сохранившихся произведений Шибнева, которые распылены по многочисленным музеям и частным коллекциям. Спасибо, впрочем, что хоть каталог сохранился ,который дает нам протокольную информацию. Но, если на мгновение представить, что перед нами не просто скупой перечень, а живой рассказ о каждой работе, то получится любопытная новелла о художественной культуре и живописном даровании художника.

После революции Дамиану Васильевичу так и не довелось побывать у себя на родине. С годами все чаще и чаще возвращался он в думах к Мариуполю, к городу, где прошли его детство и юность.

 

Аркадий ПРОЦЕНКО