Керамические заводы Мариуполя в XIX веке

Природные условия Мариупольского уезда Екатеринославской губернии благоприятны для развития керамической промышленности, и речь пойдет о заводах Мариуполя, перерабатывающих местную глину – бело- и красножгущуюся, которой богаты здешние края.

Исчерпывающего общего перечня керамических заводов нет, сведения из разных источников не сведены воедино. Также нет отдельного исследования о керамической промышленности Украины. Данная статья – попытка составить картину керамического производства одного города – Мариуполя на основе материалов Российского государственного исторического архива. Речь идет не только о художественной керамике и высшем ее проявлении – фарфоре, но и о керамическом производстве в целом – горшечных, кирпичных, черепичных, изразцовых, фаянсовых, майоликовых, терракотовых заводах,  обо всем, что можно сделать из глины путем ее отжига. Часто на одном и том же заводе создавались и художественные изделия, и утилитарно-бытовые, поэтому разделять производство на художественное и утилитарное трудно. Любопытно, что документы, хранящиеся в РГИА, практически не повторяют уже известные исследователям сведения, а открывают неизвестные науке заводы и имена их владельцев, что может быть интересно для любителей своего края.

Краткий нелицеприятный очерк истории кирпично-черепичного производства Мариуполя, основанный на устных местных источниках, подготовлен учителем географии М.И. Кустовским и опубликован в книге «Мариуполь и его окрестности. Отчет об учебных экскурсиях Мариупольской Александровской гимназии».1892 г. Из него следует…

«…Кирпичное и черепичное производство началось в Мариуполе в начале второй четверти XIX столетия. До этого и отчасти после этого времени постройки делались из местного камня самым простым первобытным способом. Некоторые из этих построек в развалинах сохранились и до настоящего времени. Производство это, конечно, прогрессировало, по крайней мере, в количественном отношении, но прогрессировало неравномерно. Во всех своих перипетиях оно шло за жизнью города, а не направлялось ею, не питало ее. От такого производства и ожидать большего было нельзя, так как техника была очень простая, материал почти везде есть.

В настоящее время можно считать у нас 15 кирпичных и 16 черепичных заводов. Открываются новые заводы не потому, что наличные заводы не в состоянии удовлетворить возрастающую потребность города, а наполовину, иногда же и всецело, потому что у некоторых лиц и семейств нет других заработков, и они решаются заставить своих будущих коллег поделиться своими скудными заработками. Значительное количество кирпичных и черепичных заводов не говорит ни о развитии города, ни о развитии самого этого дела; скорее, говорит о бедности города, об отсутствии в нем доходного дела. Такое ненормальное увеличение при постоянном почти спросе не могло не отразиться дурно на качестве производства. Кирпичные и черепичные наши заводы расположены за городом, с северо-западной его стороны.

…Кирпичное дело ведется преимущественно русскими, черепичное – наполовину русскими, наполовину греками. У русских хозяев не бывает греков-рабочих, у греков же самую тяжелую работу исполняют обыкновенно русские. Может быть, русские рабочие и совершенно вытеснили бы греков-рабочих даже у греков-хозяев, если бы не мешало то обстоятельство, что русский рабочий, обыкновенно прибывший из дальних мест, бездомный на месте работы, предпочитает работать на хозяйских харчах, хозяин же грек обыкновенно не предлагает ему этого, да пожалуй, и не сумел бы прохарчевать его по его вкусу и аппетиту…

Лучшие из кирпичных наших заводов, которые имеют немного, имеют 13-15 рабочих, вырабатывают в год каждый тысяч 350 кирпича, худшие ограничиваются хозяином и одним рабочим и 50 тысячами кирпича. Кирпичное производство ведется самым простым способом: ногами вымешивается глина с молотым песком, формируется посредством ручных станков с 4 формами, потом выжигается бурьяном и, кажется, плоховато. Почти так же ведется и черепичное производство. Черепица делается тонкая, мелкая, без щитков и выемок для гвоздей и, конечно, без таких затей, как глазурирование и окрашивание».

В 1833 году были издан закон об обязательном представлении ведомостей о фабриках и заводах по установленной, весьма краткой форме. Содержатели фабричных и заводских заведений обязаны были давать ежегодно сведения о количестве произведенных товаров, об имеющихся на фабрике или заводе машинах, о мастеровых, об употреблении в дело материалов и т.д. Сведения эти представлялись через полицию губернаторам, и от них поступали в Министерство финансов. В Ведомостях о промышленных предприятиях за 1878-79, 1890, 1894-95 годы, хранящихся в РГИА, сведений о керамических заводах Мариуполя нет. В издании «Орлов П.А. Указатель фабрик и заводов Европейской России с Царством Польским и вел. кн. Финляндским. Материалы для фабрично-заводской статистики»,1881 г. упоминаются два мариупольских кирпичных завода И. Данилова на 23 рабочих с производством 580 тыс. шт., и С.П. Мачикова на 21 рабочего с производством 400 тыс. шт. Во втором издании данного труда, вышедшем в 1887 году, упоминаются уже три мариупольских завода И. Червякова, А. Чебанова и С. Мачикова — все купцы. А в Ведомостях промышленных предприятий Екатерино-славской губернии за 1896 год приводятся характеристики кирпичных заводов Мариуполя в количестве 18 предприятий, с количеством работников на них от одного до 20 человек.

В продолжение долгого времени Мариуполь представлял собой со стороны внешнего вида, архитектуры, домов и вообще благоустройства тип маленького захолустного города. И только когда на рост города и его общее развитие оказали три фактора, Мариуполь стал быстро прогрессировать. Первым фактором, как по времени, так и по силе влияния на судьбы Мариуполя явилось устройство в 1887 году мариупольского порта. Вторым фактором, повлиявшим на рост города, послужило строительство вблизи него двух крупных металлургических заводов – «Никополь-Мариупольского общества» и «Провиданс». Миллионы рублей, притекавшие в город за период сооружения этих заводов, чрезвычайно оживили жизнь города, рост цен на недвижимость принял интенсивные формы, началась строительная горячка, дома вырастали, как грибы. Почти одновременно с периодом строительства заводов возымел место и третий фактор. Это начавшаяся здесь практиковаться Земельным банком выдача ссуд под строившиеся в городе дома. Это вызвало процесс интенсивного домостроительства, придавший городу обустроенный вид.

Полного списка мариупольских керамических заводов, видимо, составить не удастся по ряду причин: сведения из разных источников разнятся, не совпадают, а в РГИА представлены заводы, не приведенные в других источниках. Это свидетельствует не об ошибках и пропусках исследователей, а о быстро меняющейся картине местного производства: разорении одних и переходе собственности предприятий в другие руки. К концу XIX века определяющим становится не мануфактурный, а фабрично-заводской тип организации промышленности. Количество заводов на рубеже веков не было постоянным. Оно то резко падало под влиянием обострившейся конкурентной борьбы, то резко возрастало в силу проявлений предпринимательской инициативы, стремившейся использовать резервы местных рынков сбыта. Поэтому нужно быть благодарным Российскому государственному историческому архиву (Санкт-Петербург) за сохранение исторической памяти общей для нас Российской империи и те немногие данные о прошлом Мариуполя, которые нам доступны.

Интуиция подсказывает мне, что это только начало пути. И можно совместно с жителями Мариуполя вписать интересную страницу в историю города. В памяти оживают детские впечатления о рельефных цветных фарфоровых? фаянсовых? изразцовых? изображениях пастушек на фасаде кирпичного дома одной из улиц по пути на Банный Спуск. Возможно, это был дом на Георгиевской улице. В свои нынешние приезды этот дом я так и не нашла, но воспоминания наводят на мысль, что в Мариуполе были не только кирпичные и черепичные заводы, но и изразцовые и фаянсовые. На фасаде дома по улице Георгиевской, 13 сохранились изразцовые вставки. Возможно, их сделали в соседнем Бахмутском уезде на кафельном заводе, принадлежавшем «землевладельцу Л.Г. Данцигеру», а возможно, были изготовлены и в самом Мариуполе.

Т. РЕБРИЕВА.
Санкт-Петербург, Россия

 

http://www.pr.ua/