«ПУСТЬ СИЛЬНЕЕ ГРЯНЕТ БУРЯ!»

С возведением в конце XIX века в пяти верстах от Мариуполя металлургических заводов «Никополь» и «Провиданс» город из купеческого превращается в крупный промышленный и становится очагом рабочего революционного движения. Среди революционных рабочих названных предприятий евреев быть не могло, так как одним из пунктов ограничений гражданских прав евреев в России было запрещено им работать на металлургических заводах. Тем не менее, честь создания в «Никополе» и «Провидансе» первой социал-демократической организации принадлежит профессиональному революционеру Абраму Гусинскому и его жене Малке Зеликман. Созданная ими социал-демократическая группа поддерживала тесную связь с Екатеринославским РСДРП.

В начале века на мариупольских заводах вел революционную работу поэт Аркадий Коц (меньшевик), переводчик на русский язык «Интернационала».

В том же 1903 году  из Мариупольской Александровской мужской  гимназии был исключен Моисей Рутер «за устройство недозволенных сходок». Вскоре после этого он выехал за границу, где поступил в Иенский университет. В 1905 году он вновь объявился в Мариуполе (пользуясь сведениями, опубликованными А.В. Фомичевым), в сентябре того же года арестован за революционную деятельность, но через месяц амнистирован «ввиду Высочайшего указа».

Вот строки из жандармского донесения (1908): «Мариупольский комитет Донецкого Союза РСДРП разделяется на три района: городской, заводской и портовской. Эти три района выделяют из своей среды по восемь членов районных комитетов, из них образуется так называемый направляющий коллектив, который, в свою очередь, выбирает исполнительную комиссию, состоящую из семи членов».

В 1908 году Мариупольская городская организация РСДРП возглавлялась Моисеем Рутером. К сожалению, долгое время имя этого революционера наглухо замалчивалось, потому что Моисей Рутер был против диктатуры пролетариата и захвата власти вооруженным восстанием, а за длительный эволюционный процесс при расцвете так называемой буржуазной демократии. Другими словами, он, как и все российские социал-демократы (меньшевики), был за такой социализм, который осуществили европейские социал-демократы в Швеции, например, Австрии и Швейцарии.

В Мариуполе возникли также организации, пытавшиеся объединить еврейское население. Вот еще несколько строчек из жандармской справки: «Мариупольская группа Бунда. Эта группа сравнительно небольшая. Представители ее: зубной врач Горохов и Грамм – служащий местной аптеки. Деятельность бундистов пока мало заметна. Мариупольская группа сионистов-социалистов. Представители ее – Саул Ломовский, Ариев и Рогозин. Деятельность этой группы незначительна».

Немало евреев стали членами партии большевиков. Именем одного из них – рабочего завода «Никополь» Якова Меламеда названа одна из улиц нашего города. Вернувшись в конце 1917 года из ссылки, Яков Меламед активно включился в общественную жизнь города и вскоре был назначен на один из ключевых постов в местном совете – комиссаром продовольствия. Погиб Я. Меламед в 1918 году во время перестрелки.

Почему евреи столь активно участвовали в революционном движении? Главной причиной тому было обездоленное положение евреев в царской России.

Евреи были среди меньшевиков и большевиков, кадетов и эсеров. Они были даже среди монархистов. Но, главное, они были в РЕВОЛЮЦИИ, связывая с ней свои мечты о свободе, равенстве и счастье.

И если советскую власть кое-кто называл «еврейской», то надо еще подсчитать, что приобрели и что потеряли евреи в результате русских революций. Февральская революция принесла им равенство в правах с другими народами России, уничтожила пресловутую «черту оседлости». Но ни одна из революций не смогла уничтожить бытовой, а затем и государственный антисемитизм.

 

Лев Яруцкий