Портрет строителя уездного Мариуполя

Мы часто говорим о старинных постройках, о времени русского модерна, об архитекторах, но непосредственные строители,  подрядчики, мастеровые зачастую остаются за кадром, и краеведы,  историки строительной техники  редко сосредотачивают на них свое внимание.
 

 В Мариуполе сохранилось много старинных одноэтажных жилых домов, в которых такие качества,  как уют, надежность, внешний вид, ценились всяким заказчиком. Эти дома  воспринимаются естественно, как будто они были всегда — их формы таковы, будто они совершенно самостоятельно выросли на самом подходящем участке улицы. Но каждый дом – это  неразгаданная тайна.

На тихой улице им. Семенишина (бывшая малая Садовая) расположены два похожих по архитектуре жилых дома (№36 и №44), выполненных в стиле раннего модерна с элементами эклектики. Эти дома долго хранили тайну своего прошлого бытия и только недавно, благодаря архивам семьи Ферапонтовых, удалось воссоздать не только портрет строителя уездного Мариуполя, но и какие – то представления о строительной подрядной  деятельности тех далеких времен.

Дом №36 известен современному жителю города, как дом доктора Саенко, на фасаде скромная мемориальная доска с барельефом доктора и ребенка и словами: «Здесь жил и окончил свой земной путь Иван Илларионович Саенко, 1904-1985 гг., врач милостью Божией, лечивший и спасавший детей…». Семья Саенко проживает в нем с 1946 года. Тогда этот дом  был приобретен у семьи  Ферапонтовых,  которая  владела им с 1915 года.

Дом № 36

 

Может быть из-за скромности, беззаботного отношения к результатам своих трудов или по другой причине, но на стенах старинных домов не сохранилось никаких мемориальных «дощечек» или каких-нибудь надписей, оставляющих  потомкам сведения о  безымянных строителях.

Подобную информацию я, например, увидел при посещении Воронцовского дворца в Крыму,  там на стене висит доска со списком рабочих каменотесов и хранится набор нехитрых инструментов для обработки камня.

К сожалению, до нашего времени дошли имена немногих дореволюционных подрядчиков и строителей. Среди них – братья Вощинкины, которые построили в 1904 году Константино-Еленовскую церковь на Слободке, А.И. Бардашов, осуществивший в 1898 году строительство Александровской гимназии (ныне индустриальный техникум). И, наконец, главное действующее лицо  нашего повествования Иван Дорофеевич Ферапонтов, материалы о жизни которого удалось

собрать благодаря встрече с его единственным сыном Николаем Ивановичем (ныне покойном),  который рассказал много интересного об отце  и познакомил с семейным архивом.

Вначале, небольшой исторический экскурс. Что представлял собой строительный подрядчик тех времен?

В «Руководстве для подрядчиков», изданном в конце 19-го века было сказано: «Подрядчик  должен обеспечить, чтобы мастеровые и рабочие люди были взрослые и здорового сложения, хорошо знали своё  мастерство, имели полный соответственно  оному  и роду  работ инструмент». В обязанности подрядчика  входило также содержание «рабочего люда»,  обеспечение его продовольствием и помещением, а  также лечение в случае болезни, отправление  в больницу,  наблюдение за паспортами и вообще весь присмотр за  ними. Подрядчик обязан был  все время либо сам находиться  на стройке, либо иметь поверенного-приказчика, который в свою очередь должен вести  «приказную тетрадь», в которую записывались все указания, обязательные к выполнению.

«Из голодных и холодных районов центральной России в южные края стекались «отходники» — это  массы грубых и большей частью убого одетых искателей работы. Эти люди —  жадные до работы, люди грубых инстинктов,  порой злые на жизнь, враждебные ко всему в мире и беззаботные к самим себе».

«Отходники», организованные в артели и нанятые подрядчиком, являлись на стройку со своим инструментом и по окончании сезона возвращались  домой.

Вернемся к повествованию о жизненном пути строителя Ивана Дорофеевича Ферапонтова. Он родился в 1880 году в селе Береза Курской губернии в крестьянской семье. С малых лет  пристрастился к плотничному делу. В молодые годы, уже имея в руках специальность, подался, как и многие, на юг Российской империи. Но он имел цель: мечтал  выучиться  и выбиться в люди. В 1904 году он заканчивает ялтинскую воскресную строительную школу. Заведующая школой София Даричан за «ревностное отношение к занятиям и отличные успехи» премировала упорного ученика книгой инженера – технолога П.Г. Киреева «Общедоступное руководство по возведению огнестойких зданий» (125 страниц и 83 рисунка).

В этом же году он поступает в Петербургское строительное училище, которое заканчивает с отличием в 1906 году. Привожу выписку из  диплома, которая будет интересна сегодняшним строителям, с перечнем дисциплин в училище: Закон Божий, русская грамота, арифметика и геометрия, строительное искусство,  дорожное дело (железные и проезжие дороги), землемерия, печное дело, составление смет и рабочих чертежей, проекционное дело, черчение, рисование, моделирование.

Полученный объем знаний позволяет Ферапонтову руководить строительным производством,  выполнять сметные расчеты, геодезические разбивки, рабочие чертежи жилых домов.

Он поднимается по служебной лестнице, работает десятником, приказчиком, подрядчиком. Его знает уже городской архитектор В.А. Нильсен. Позднее, сын, заполняя анкету с вопросом «Чем  занимался отец Иван Дорофеевич до и после  революции?» запишет: «Работал техником-строителем».

В 1915 году (вскоре после рождения сына) Иван Дорофеевич без проволочек получает разрешение  городского головы Попова на строительство собственного одноэтажного особняка на улице Малая Садовая. Позднее Ферапонтовым будет построен аналогичный дом поблизости (№44) частному  заказчику. А жизнь Ивану Дорофеевичу, как и  всему его поколению, досталось непростая. Первая мировая война, революция, разруха, голод. После революции работал прорабом в гражданском строительстве города. Ушел из жизни в 1943 году.

Сын Ивана Дорофеевича Ферапонтова – Николай Иванович был достойным наследником профессиональной традиции  отца. Инженер–строитель по образованию, он  являл собой лучший образец технической интеллигенции, сформировавшейся в довоенные годы, был начитан, увлекался скульптурой и рисованием. У Николая Ивановича было два идеала: отец Иван  Дорофеевич, которым он гордился за его упорство и трудолюбие и Тарас Бульба, героический образ которого всегда восхищал Николая Ивановича, он выполнил множество рисунков своего любимого персонажа.

Рисунки делались в «стол» т.е. для себя. Николай Иванович работал в УКСе завода им. Ильича, участвовал в проектировании и строительстве третьего оборонительного рубежа в Сталинграде,  был свидетелем  окружения  и разгрома армии Паулюса в 1943 году. В конце 60-х годов начале 70-х годов работал в организации «Азовстальстрой».

Вот о каких тайнах поведал старинный дом по ул. Семенишина, 36.

Э.П. Воробьев.