Площадь с пятисотлетней историей

Как известно, Мариуполь был основан не в 1778 году (именно эта дата попала на ныне существующий городской герб), а гораздо раньше, лет так скажем на 275. После того, как в конце ХV века турки перегородили цепями гирло Днепра для того, чтобы запорожские казаки не могли беспрепятственно выходить в Черное море, в начале ХVI века запорожцы открыли новый путь в Крым и Черное море по рекам Самара, Волчья и Кальмиус и Азовскому морю. Для охраны этого пути приблизительно в 1504 году на правом берегу Кальмиуса, на известняковом холме была основана крепость Кальмиус (или Домаха).


В ту пору, когда Мариуполь назывался Кальмиусом (Домахой) и был полковым городом – центром Кальмиусской паланки Войска Запорожского Низового, на месте теперешней площади Освобождения был полковой майдан, говоря современным языком большой зал горисполкома, на котором решались все важные дела города и Кальмиусского полка. Полк или паланка в пору украинской казацкой республики представлял собой не только воинскую часть со всеми необходимыми службами обеспечения, а и обширную административную область с полковым городом – центром полка, сотенными местечками и хуторами, управлявшимися полковой старшиной во главе с полковником. Однако основным органом власти в полковом Кальмиусе была полковая рада, собиравшаяся именно на майдане раз в год. Она избирала полковника и полковую старшину. В память об этом месте и самом казацком городе Кальмиусе (Домахе) силами украинских общественных организаций Мариуполя в 1990 году был открыт памятный знак, называемый в народе просто «кубом».

На полковом майдане действовала полковая канцелярия – место размещения полкового уряду вместе с полковником. Там помещался и полковой архив, часть документов которого сбереглась и находится в архивах Киева и Днепропетровска. Из этих документов можно выяснить, что на полковом майдане находилась деревянная церковь, которая со временем пришла в негодность, и поэтому полковник поставил вопрос перед Кошем Войска Запорожского Низового о разрешении построить новую церковь и помощи в финансировании строительства. Из тех же документов можно сделать вывод, что полковой майдан был одновременно и базарным, где торговали украинские и иностранные купцы. Стремление «хапнуть на халяву» было живучим и в казацкие времена Кальмиуса (Домахи). В одном из документов купец просил помощи у полковника в обуздании казака Кальмиуской паланки, который отобрал у него товар, не заплатив. Сама полковая канцелярия предположительно размещалась в районе левого крыла здания ДОСААФ.

Судя по документам паланки, приблизительно в 1770 году на полковом майдане была заложена трехглавая каменная церковь в традиционном тогда стиле украинского барокко. Едва казаки успели построить церковь, они были насильно выселены из города после печально знаменитого указа Екатерины II о запрещении запорожского казачества. Сама церковь пережила все катаклизмы прошлых веков и была разрушена летом 1937 года. Несколько лет город пустовал, в это время Кальмиус был переименован в Павловск, а затем в Мариуполь с одновременным созданием Мариупольского уезда.

26 июля 1780 года в пустующем городе появились первые подводы греков, депортированных из Крыма. Греки первым делом заняли дома, оставшиеся от казаков, в казацкой церкви обосновался греческий священник. В полковой канцелярии обосновался греческий суд – орган местного самоуправления до 1859 года. Бывший полковой майдан продолжал быть местом торговли, получив сначала неофициальное название Базарной площади, которое в 1876 году было узаконено решением городской управы.

Греки, попавшие не по своей воле в приазовские степи, жили обособленно и особо не стремились контактировать с соседями. Этому способствовало и правительство, запретившее поселение в Мариуполе представителям других национальностей (впрочем, некоторые исследователи предполагают, что об этом Екатерину попросил сам митрополит Игнатий, приведший греков в Приазовье).

В 20-е годы ХIХ века запрет был снят в отношении евреев, поэтому вплоть до начала ХХ века греки и евреи преобладали среди населения Мариуполя. Однако в целях повышения связей между районами империи и учитывая ключевое положение Мариуполя по дороге из Петербурга на Кавказ, правительство построило в городе почтовое отделение, открытое в 1818 году. Оно помещалось возле греческого суда. Почтовая станция в «допоездную» эпоху предоставляла кроме почтовых услуг, и лошадей путешественникам, это подробно описано и Пушкиным, и Гоголем. Таким образом, место расположения почтовой станции было важным транспортным пунктом империи. Именно благодаря почтовой станции, Мариуполь посетили император Александр I и направлявшаяся на Кавказ семья героя войны с Наполеоном генерала Николая Раевского, с которым путешествовал и Александр Пушкин. Все они побывали в городе в 1820 году. Хотя это не бесспорный факт: некоторые исследователи, ссылаясь на дневник писателя, утверждают, что Пушкин с Раевскими проехал севернее Мариуполя.

После визита Александра на Базарной площади на средства местных жителей при помощи госбюджета началось строительство первого в Мариуполе кафедрального собора. Он был построен в 1845 году в распространенном тогда стиле античной эклектики. Центральная кафедра была посвящена святому великомученику Харлампию (от этого получил название сам собор), левая – покровителю греков святому Николаю Угоднику, правая – святому Георгию Победоносцу. На этой кафедре находилась знаменитая древняя деревянная икона святого Георгия, привезенная греками из Крыма. Таким образом, в соборе ежегодно отмечались аж четыре храмовых праздника в честь святых, которым посвящены кафедры храма (день Николая Угодника отмечался дважды – весной и зимой).

Собор был феноменом для уездного города и самым большим в Мариуполе, в нем одновременно могло поместиться до 5000 человек. К слову сказать, подобного по размерам храма в Мариуполе более не построено до сих пор. На взметнувшейся ввысь колокольне были установлены огромные башенные часы, циферблаты которых были устремлены на все четыре стороны света. Громкие куранты отбивали каждую четверть часа. Учитывая то, что рядом кипел базар с многочисленными приезжими, часы были более чем необходимыми. Собор был хорошо виден практически отовсюду и служил своеобразным маяком для рыбаков. Когда 24 мая 1855 года Мариуполь подвергся нападению англо-французской эскадры, обстрелявшей с моря город, в циферблате часов Харлампиевского собора застряли два ядра. Сейчас эти ядра находятся в краеведческом музее.

Так же в соборе была помещена усыпальница-саркофаг митрополита Игнатия, умершего в 1786 году. Сразу после смерти митрополита, его останки находились в Николаевской церкви (бывшей запорожской), затем были перенесены в Харлампиевский собор. Митрополит был размещен сидящим в балдахине, к которому многие годы никто не приближался, в результате чего балдахин был покрыт толстым слоем пыли и паутиной, о чем с возмущением писал его внучатый племянник, посетивший Мариуполь в 1878 году.

В 1937 году собор был разрушен решением горисполкома, как «не представляющий художественной и исторической ценности», для чего с окрестных сел согнали крестьян. Останки митрополита были закопаны на городском кладбище по ул. Карла Либкнехта возле современного центрального рынка. В 1943 году могилу Игнатия разворотило авиабомбой, но останки спас 16-летний Василий Мултых, перенесший их в церковь, открытую в теперешнем помещении центрального мариупольского офиса Первого украинского международного банка. Фундамент собора окончательно разобрали лишь в 50-х годах прошлого века, а на его месте в 60-е годы построили всем известный девятиэтажный корпус ДОСААФ.

Вадим Джувага

http://www.promariupol.com

Новости по теме: Узнать о фото новинках Самары стало еще проще. Заходите на портал samaranavolge.ru