Новый Старый Крым в Приазовской степи

Вот уже прошло 232 года, как жители селения Ески Крым (Старый Крым), что вблизи Феодосии, вместе с жителями других греческих селений Крыма покинули свою благодатную землю, свои жилища, могилы своих предков и двинулись в дальний неведомый путь, поддавшись уговорам своего митрополита Игнатия. Что ждало их там, на новых землях? И стоило ли это переселение понесенных жертв?


Прибыв на новые земли, после почти двух лет скитаний по югу России, в течение которых часть из несчастных переселенцев погибла от трудностей и болезней, а часть — недовольных всей этой затеей — вернулась обратно в Крым, оставшаяся часть переселенцев заняла город Павловск. Сельские же общины основали в округе новые селения, давая им названия, созвучные оставленным в Крыму.
Вот так, в нескольких верстах от Мариуполя, вблизи почтового тракта на Александровск осели выходцы из Старого Крыма.
Говорят, что выбранное место напоминало им покинутую родину. Здесь была такая же низина, хорошая земля, река Калца (Кальчик), много родников с хорошей водой.
По результатам переписи 1782 года там, поселилось 367 человек (из них 204 особы мужского пола). По указу Императрицы им полагалось 12 тыс. десятин угодий, на которых они образовали 79 дворов, и 3 тысячи десятин для пастбищ. Так вот в Приазовье и возникла небольшая слобода — «новый» Старый Крым.
Зная уже, что предстоит суровая зима, переселенцы начали срочно возводить хотя бы временные жилища, в основном — землянки. Одновременно осваивали и земельные наделы. В дальнейшем, временные жилища заменяли более капитальными, строили усадьбы с хозяйственными постройками, закладывали сады и возделывали огороды. Не была забыта и религия.
По не подтвержденным пока данным у общины, еще в Крыму, самым почитаемым святым был Георгий Победоносец. Вероятно, что и на новых землях первую церковь освятили во имя этого святого.
В числе прибывших переселенцев была и семья 46-летнего священника Леонтия Кириллова сына. Первое время отец Леонтий проводил богослужения под открытым небом. Затем под его руководством, из камыша, обмазанного глиной, верующие соорудили хижину для своей церкви — что-то на подобие храму. Поблизости построили и жилище священнику, где нашли приют его жена Сефербыке Савельева дочь, четверо их детей и его мать Малбыке Левтерова дочь.
Конечно, такой «летний» храм не был долговечным. Поэтому, и как бы предвидя выход в скором времени (в 1801 году) царского указа, запрещающего строить временные деревянные храмы, община начала строить каменный храм. Благо, вокруг было много природного камня. Для стен использовали и самодельные саманные кирпичи.
Новый храм освятили в1796 году уже в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Мариупольском уезде это, пожалуй, был первый Свято-Успенский храм. Туда многие прихожане снесли свои иконы и другую церковную утварь, привезенную еще из Крыма.
Но судьба этой церкви не стала успешной. Дело в том, что спустя некоторое время в Мариуполе, на Марьинске построили соборный храм в честь Успения Богородицы, где была поставлена знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Одигитрии» (путеводительницы)
На панаир (храмовый праздник) туда собирался люд не только со всей округи, но и из дальних земель. Конечно же, жители слободы Старый Крым также отправлялись туда на моление. А своя, слободская церковь в это время, фактически, оставалась пустой.
Чтобы как-то исправить положение дел к тому времени уже новый настоятель церкви отец Елиферий решил в храме освятить еще один престол во имя Ильи Пророка. С тех пор церковь стала, фактически, Свято-Ильинской, и ее храмовый праздник приходился уже на другой день, на который собирался люд со всей слободы.
К средине века при храме открыли приходскую школу, где более шестидесяти детей могли обучаться наукам на урумском языке. Хотя в первое время храм казался достаточно большим, но вскоре и он уже не мог вместить всех желающих пообщаться с Богом. Тогда в поселении, оно называлось уже Старокрымским, проживало более одной тысячи человек.
Третьим, и последним, храмом в старой истории поселка стал новый большой храм, служба в котором началась в 1882 году (уже, к сожалению, не на греческом языке!).
По имеющимся в Мариупольском краеведческом музее документам удалось графически воссоздать облик того храма.
Само здание традиционно крестово-купольное, в Византийском стиле. Главный вход и приделы украшены колоннадами.
Заметим, что первый такой храм в уезде был построен в Сартане, предположительно архитектором А. Д. Захаровым. Вероятно, архитектура Сартанского храма понравилась и жителям других поселков. Ибо примерно такие же храмы были построены в Ялте, в Чермалыке, и вот — в Старокрымском. Даже у главного собора в Мариуполе – Харлампиевского – было много общего с этими храмами. Отличались же все они, фактически, только главными башнями с куполами, да колокольнями.
Так вот, в отличие от других, колокольня Старокрымского храма явно не соответствовала общему облику здания. Складывается впечатление, как будто что-то помешало строителям завершить строительство колокольни по первоначальному проекту, отчего она не приобрела легкости и изящества.
Наверняка храм строился долго, и, наверное, с большими перерывами – то ли из-за смены настоятелей храма, то ли из-за возникших трудностей с финансированием строительных работ. А может быть, сначала колокольня и была иной, но затем разрушилась, после чего ее достроили, но уже совсем в другом, упрощенном виде?
К 1908 году настоятелем храма был уже отец Василий Кириллович Баев, с семинарским образованием. Хотя ему тогда исполнилось всего 36 лет, он был вдовцом, и жил со своими двумя детьми в общественном доме у храма. Ему же полагалось и 120 десятин земли.
Казенное жалование ему полагалось в 94 рубля 8 копеек. Много это или мало – трудно оценить. Хотя вот 1 кг сахара стоил до 30 копеек, а нанять извозчика для поездки в город обходилось священнику не менее чем в 2 рубля. Возможно поэтому, он еще служил и в Харлампиевском соборе (по совместительству).
Еще в церкви было и два псаломщика: Лев Карпенко и Николай Зацепин, жили они на квартирах.
Приход церкви составлял: 920 душ мужского, и 962 – женского пола.
С установлением в поселке большевистской власти, для верующих и для храма наступили тяжелые времена – церковные песнопения, которым отличалась Старо Крымская церковь, заменили революционные марши. А кто был никем, тот поставил себя выше Бога и стал разрушать все старое, в том числе и храмы.
Организованные партийной ячейкой группа атеистов сначала выдрали из куполов кресты и сбросили их наземь. Потом стали сдирать медные листы покрытия куполов.
Из храма выносили иконы, ковры, утварь. Куда все это потом увезли, никто не знал. А попов, как их называли крушители, выслали, и судьба их осталась не известной: они то ли погибли где-то на Соловках, то ли на солевых промыслах Крыма или Одессы. Так успешно выполнялся призыв вождя: «Уничтожайте попов! Чем больше – тем лучше!».
А спустя десяток лет разрушили и сам храм, загнав церковь на долгие годы в подполье.
Во время войны и оккупации, приход возобновил свою деятельность. Затем пошли новые гонения на церковь.
В наше время – теперь уже в поселке городского типа Старый Крым — проживает более 6000 человек. Там есть известная далеко за пределами общеобразовательная специализированная школа №46 с углубленным изучением новогреческого языка. Сооружен и новый храм, освященный снова в честь Святого Ильи Пророка, где служит отец Евгений.
Можно позавидовать, что вот в этом городском поселке сохранилась связь времен, чего, к сожалению, почти не сделано в самом Мариуполе, где, например, в самом центре, рядом со святым местом храма Марии-Магдалины – второй, после Богородицы, близкой женщины в судьбе Иисуса Христа — строят новый храм в честь Покровы Богородицы. Хотя можно было бы воссоздать и один из старинных храмов. Но ведь храмы у нас теперь задумывают и строят не как прежде — всем миром. Как говорится: «Кто платит, тот и заказывает…».
Конечно, не все жители в поселке постоянно посещают храм. К тому же теперь там – в греческом селении — не услышишь и греческого песнопения, как это бывало раньше, еще в первом каменном храме. Тогда там пел хороший церковный хор, и служба велась на понятом прихожанам языке, как это бывало и раньше во всех храмах Мариуполя и бывшего уезда.

Олег КАРПЕНКО, 15.07.08.

Рисунок: Старокрымский храм 1882 года (графическая реконструкция автора).