В 1935 году побывал в нашем городе известный русский советский художник, ученик А. И. Куинджи, автор картин «Азовсталь», «Гавань Шмидта в Мариуполе», «Кальмиус», «Мариупольский порт и завод», «Рыболовецкие суда в гавани Шмидта в Мариуполе» и многих других выдающихся произведений отечественной живописи К.Ф.Богаевский.
Константин Федорович остановился в гостинице «Спартак». Отдохнув с дороги, он оделся с привычной тщательностью и выглянул в коридор. Дежурная, у которой он спросил, есть ли в Мариуполе улица Куинджи, тут же поправила его, произнеся фамилию Архипа Ивановича с ударением на последнем слоге. Да, такая улица, конечно, есть, как же не быть, бывшая Карасевская. Надо дойти до сквера, а оттуда вниз по Артема лучше всего трамваем.
Она особенно настоятельно рекомендовала именно этот вид транспорта: в городе совсем недавно пустили первую линию на завод им. Ильича, и мариупольцы говорили о своем трамвае с такой же гордостью, как москвичи о метро. Но Константин Федорович любил пешеходные прогулки, стремительной походкой зашагал он по улице, оглашаемой победными звонками первенцев мариупольского трампарка.
Богаевский знал, что домик учителя не сохранился, он исчез еще при жизни Архипа Ивановича, но его тянуло посмотреть на Карасу-Базар, бывшее предместье Мариуполя, ставшее в русском произношении Карасевкой, поклониться тому месту, где родился великий Куинджи.
Это имя было для него святым. Константин Федорович всегда считал, что Куинджи не только сделал его художником — он спас ему жизнь.
Рисовавший чуть ли не с колыбели, Богаевский двадцати двух лет поступил в Петербургскую Академию художеств, в мастерскую И.И.Шишкина. Учеба не ладилась. Иван Иванович давал ему перерисовывать фотографии, эта работа была не по душе Богаевскому, потому что ему претило слепое подражание. Все валилось из рук, дошло до того, что не смог нарисовать натурщика. Угнетенное состояние стало хроническим: «Меня считают бездарностью, готовится решение о моем отчислении из Академии. Нет уж, лучше я сам уйду, не дожидаясь позорного часа».
Он купил билет и, сидя в вагоне, с горечью думал о своёй несостоявшейся жизни, о том, что надо подыскивать другую профессию, хотя и не мог представить себе, что будет заниматься не живописью, а чем- нибудь другим.
Он был на грани самого отчаянного поступка, но едва переступил порог родного дома в Феодосии, как был оглушен невероятным известием: его работами заинтересовался Куинджи, сам Архип Иванович Куинджи, имя которого художники произносили с благоговением, зовет его, Богаевского, обратно в Петербург, в свою мастерскую.
Не без робости, с чувством неуверенности в своих силах шел он в эту знаменитую мастерскую, а при мысли, что опять придется рисовать живую натуру и он опять опозорится, его снова охватывал ужас. Но Архип Иванович прозорливо разгадал состояние души нового ученика и сразу же заявил Богаевскому, что освобождает его от рисования натурщика. Он дал ему копировать пейзажи Боголюбова и Васильева, занял его учебное время работой над эскизами и чтением книг по искусству. Он помог ему найти себя.
Константин Федорович остановился на перекрестке, где трамвай с нестерпимым скрежетом поворачивал налево. Вот и улица Куинджи.
К. Богаевский. Рыболовецкие суда в гавани Шмидта в Мариуполе. 1935 г.
Уютные домики, зеленые, по-южному оживленные дворы. Здесь когда- то началась жизнь Архипа Ивановича, а он, Богаевский, хоть и прошла четверть века, отчетливо помнит, как эта жизнь закончилась.
В раскаленный июльский день получил он телеграмму от Рериха: Куинджи звал учеников проститься перед смертью. Петербург был пуст, на лето все разъехались кто куда, у многих были неотложные дела. Но для Константина Федоровича не было дела более важного и неотложного: он немедленно выехал к обожаемому учителю.
— Он умирал, как Прометей, — рассказывал он потом друзьям. — Был в полном сознании.
Вспоминая об этом, Константин Федорович шел по улице Куинджи и думал о том, что вот ему уже шестьдесят пятый год, и хотя в нем по- прежнему живо юношеское чувство бессмертия, но все ближе роковой рубеж, и что встретить свой смертный час, как Прометей, без малодушия, по-бунтарски, не роняя своего достоинства, — это не каждому дано.
Гуляя тогда по тихим переулкам бывшей Карасевки, Константин Федорович, размышляя о жизни и кончине любимого учителя, не знал и не мог знать, что ему самому предстоит умереть не в своей постели, что ждет его насильственная и страшная смерть.
Это случилось в Феодосии 17 февраля 1943 года. Бомбежка застала Богаевского на улице. Увидев самолет, прохожие попадали на землю. Художника хорошо знали в городе, ему кричали: «Константин Федорович, ложитесь!»
Ему шел семьдесят второй год, он не мог уронить своего достоинства и кинуться в грязь даже под страхом смерти.
Раскаленный осколок бомбы, как гильотина, срезал ему голову.
По утрам к «Спартаку» почтительно подкатывала «эмка» и Константина Федоровича отвозили на «Азовсталь». В мартене писать было трудно: печи дышали огнем, освещение менялось с невообразимой быстротой, он больше смотрел, запоминал. Впервые в жизни он жалел, что так и не привык писать людей — материал здесь был богатейший.
После обеда, не давая себе времени на отдых, он шел на берег Кальмиуса, делал этюд за этюдом. Иногда ему не хватало времени изобразить все, что улавливал глаз, поэтому на некоторых работах он делал надписи для памяти. На акварели «Мариупольский порт и завод» торопливым почерком вывел: «Сиреневое небо с светлыми жемчужными облаками. Серо-зеленая вода. Светлый город влево, розовые крыши, белые стены, серо-сине-зеленая зелень между ними, жемчужно-теплые облака».
Все эти записи пригодятся ему потом, дома, когда он приступит к картинам, где воплотит все то, что вобрал в себя здесь, на родине учителя.
Таких рисунков с записями у него накопилось в Мариуполе не один десяток. Его друг и сосед по Феодосии писатель Александр Грин говаривал, что рисункам Богаевского нет цены. Константин Федорович тоже считал свои мариупольские рисунки бесценными, но в том смысле, что из них, он верил, потом в Феодосии, в тиши его мастерской должны родиться картины.
Там, в его мастерской, где царил строгий порядок и вещи стояли незыблемо, каждая на своем, раз и навсегда отведенном ей месте, над роялем висела групповая фотография художников. Еще в начале века Константин Федорович сделал на ней надпись «Вперед! Без оглядки. С нами Куинджи и вся святая сила его!».
Так и шел он сквозь годы с этим именем, с этой святой силой, внушенной ему учителем, и судьба его складывалась счастливо. Пейзажи Восточного Крыма, древней Киммерии принесли ему европейское имя. Картины Богаевского с успехом выставлялись в Париже, Берлине, Вене, Лондоне, Лейпциге. Рассказывают, что знаменитый Валентин Серов, у которого высшей похвалой была фраза: «Так писать можно», перед картиной Богаевского ахнул: «Вот это — великолепно!».
Но ничего не было для него выше похвалы учителя. В ту пору особенную радость доставило ему письмо из Петербурга: «Картины ваши все очень хвалит Куинджи, он даже просиял весь, когда подошел к вашим произведениям».
Об этом же ему писал давний друг Аркадий Александрович Рылов.
Совсем недавно они встретились в Москве, перебрали всех «куинджистов»: Рерих, Пурвит («латышский Левитан»), Борисов, Вроблевский, Столица, Калмыков, Зарубин, Рушиц, Латри… — все работают, все знамениты, ученики незабвенного Архипа Ивановича.
— Так что, Константин Федорович, напрасно болтают, что 13 — несчастливое число?
Рылов имел в виду серию Богаевского «Днепрострой», 13 картин, ставших новым этапом в творчестве художника. В 1933 году Богаев- скому одному из первых присвоили редкое в то время звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.
Они дружили пятый десяток. Рылов был тем самым человеком, который при отчислении Богаевского из Академии рассказал о нем Куинджи и показал ему этюды своего друга, помог вернуть его в Петербург, вернуть к жизни, но обращались они друг к другу на «вы» и тогда — в юности, и теперь — на седьмом десятке.
— Послушайте, Константин Федорович раз вы так счастливо переключились с древней Киммерии на современный промышленный пейзаж, съездили бы вы в Мариуполь. Давно мечтаю побывать на родине Архипа Ивановича, да все не получается, а вы поезжайте, большие дела там нынче делаются: «Азовсталь», Южная Магнитка, слыхали ведь?
Так Богаевский оказался в Мариуполе.
Вернувшись из поездки, Константин Федорович сразу же начал большую экспозицию маслом — «Азовсталь». Работая над холстом, он вспоминал, как домны, кауперы, постройки, кирпичные трубы ритмично чередуются в пространстве. Мысленным взором он видел мариупольский пейзаж, явственно видел, как сквозь дым и пар пробиваются яркие лучи солнца, озаряя стены, отражаясь в громадных окнах зданий. Он хотел, чтобы зритель ощутил в его картине внутреннюю динамику, кипучую действительность завода.
К весне мариупольский цикл был готов.
Критики писали, что среди всех художников, обратившихся к теме социалистического строительств; больше других удалось передать героику будней Страны Советов Константину Богаевскому.
Лев Яруцкий
1985 г.
Втройне печально,что убит своими…