Мариупольские газеты в годы оккупации

(Эта статья первоначально была опубликована на сайте 3 декабря 2012 года)
Почти два года, 700 дней и ночей длилась оккупация Мариуполя. Все это время горожане и жители близлежащих сельских районов старались выжить, устоять перед жестокими порядками «нового режима» и верили, что дождутся своих освободителей.

А на фашистов в Мариуполе в это время работали пособники, в числе которых была профашистская «Маріюпільска газета», созданная немцами во время оккупации города. Возглавлял ее организатор историко-литературного националистического общества «Просвіта» Николай Стасюк, а позднее – активист ОУН, руководитель одной из секций «Просвіти» Ф. Ляшинский. В частности, об этом также говорится в монографии «Мариуполь и мариупольцы в Великой Отечественной войне 1941-1945», подготовленной Мариупольским краеведческим музеем и городским советом.
Фашистская пропаганда на оккупированных территориях в действии
В 1941-1943 годах в Мариуполе выходили газеты – и не только та самая «Маріюпільська газета», но и русскоязычное издание «Эхо Приазовья». Подшивки этих газет, хотя и не полные, хранятся в Мариупольском краеведческом музее. Страницам истории оккупированного Мариуполя и Приазовья посвящено много работ историков и краеведов. В данной работе мы, опираясь на многочисленные источники, акцент сделали именно на «Маріюпільській газеті», сохранившиеся экземпляры которой проштудировали в Мариупольском краеведческом музее.


Ряд источников со ссылкой на свидетельства рейхсминистра по делам восточных территорий, одного из идеологов немецкого фашизма Альфреда Розенберга сообщает, что в 1942 году в оккупированной Украине издавалось 189 газет. Большая часть этих газет выпускалась непосредственно германскими отделами «Пропаганда штаффель», которые не просто курировали выпуск газет, но и участвовали в написании материалов. Однако зачастую нацисты находили сотрудников газеты на местах — из тех, кто был обижен на советскую власть.

Главным редактором «Маріюпільської газети» был назначен бывший член Генерального секретариата Центральной Рады (1917 г.) Николай Стасюк.

Он ненавидел советскую власть: по обвинению в деле так называемого «Украинского национального центра» Стасюк отбыл десять лет в лагерях. Выйдя на свободу, он не имел права жить в крупных городах, поэтому в 1940 году поселился в Мариуполе, где работал сторожем в Городском саду.

В 1942 году во время регистрации на бирже труда открылась неординарная биография сторожа – бывшего министра, и Стасюку предложили возглавить украиноязычную «Маріюпільську газету». Со 2 декабря 1941 года на последней странице значится: «Відповідальний редактор – М. Стасюк». Но затем имя Стасюка как редактора исчезает со страниц газеты, и его дальнейшая судьба остается неизвестной. 8 декабря 1942 года уже указаны имя и фамилия нового ответственного редактора – Ф. Ляшинского — руководителя литературной секции «Просвіти» и активиста ОУН.

В каждом номере «Маріюпільської газети» на немецком и украинском языках указывалось: «С разрешения командования немецкой армии». То есть публикации подвергались цензуре со стороны оккупантов. Выходила газета по вторникам, четвергам и субботам. Редакция и типография находились в доме № 50 по Театральной улице (ныне – проспект Ленина). Сейчас здания с таким номером на пр. Ленина нет, вероятней всего, дом № 50 был разрушен во время войны вместе со многими другими строениями центральной части Мариуполя.
О чем же писала «Маріюпільська газета»?
На первых страницах публиковались материалы о фюрере и достижениях Германии – ее, ни много ни мало, «исторической миссии» в строительстве новой Европы и мира. Также размещались статьи о победах немцев в боях на всех фронтах. На внутренних и последних страницах под рубриками «Вісті з України» рассказывалось об успехах нового строя в оккупированных городах. Также тут печатали приказы мариупольского коменданта, разные объявления, в том числе и об историко-литературной деятельности «Просвіти», призывы помогать немецкой армии, доносить о деятельности партизан. Регулярно печатались статьи о производственных делах – работах на заводах Мариуполя, которые должны были обеспечить победу немецко-фашистской армии. Нашли свое место и жизнеописания так называемых великих украинцев, к примеру, Симона Петлюры.

Приведем несколько примеров публикаций этого издания.

Так, «Маріюпільська газета» № 47 от 21 апреля 1942 года вышла с портретом Гитлера на первой полосе и заголовками: «Творець нового соціального ладу в Європі. Вождь Великонімеччини Адольф Гітлер і його твір». В большой – на целую полосу – публикации, автор которой не указан, всячески восхваляется военный преступник. «Він вийшов з народу, заробляв працею своїх рук на хліб, доки Провидення не покликало його до великого чину», — говорится об основателе тоталитарной диктатуры Третьего рейха.

В № 40 от 5 апреля 1942 года «Маріюпільська газета» объявляет: «Міська друкарня цими днями випускає з друку портрети Адольфа Гітлера. Продаж буде провадитись у книгарнях міста й на заводі ім. Ільїча. Порт-
рет коштує 10 крб.». Кстати, тогда один экземпляр газеты стоил 35 копеек.

Газета уделяла постоянное внимание культурной жизни в оккупированном Мариуполе – публиковались отчеты о состоявшихся мероприятиях, анонсировались концерты, спектакли, тематические литературные вечера. Многие из этих мероприятий были организованы «Просвітою».

Одно из начинаний этой организации – литературный конкурс, который был объявлен через «Маріюпільську газету». Темой конкурсных работ — стихотворений, сочинений и пьес – были… «перші роковини вступу до м. Маріуполя німецьких військ». По сути, «Просвіта» предлагала жителям прославлять фашистских оккупантов! Побуждала к тому, чтобы люди писали о том, как плохо жилось в мирное время и как хорошо стало, когда пришли спасители, отмеченные свастикой.

Для победителей этого конкурса предусматривались солидные денежные премии: за лучшее стихотворение – 300 карбованцев, за лучшие сочинение и пьесу – две тысячи карбованцев.

Прием конкурсных работ был объявлен до 20 декабря 1942 года. Однако ни в одном из сохранившихся в музее номеров не говорится о том, был ли подведен итог этого конкурса. Возможно, желающих слагать оды Гитлеру среди мариупольцев просто не нашлось, несмотря на обещание денежного приза? Хотелось бы в это верить.

Судя по тону многих публикаций, «Просвіта» активно сотрудничала с газетой. Рядом с названием газеты размещался стилизованный герб Украины – тризуб. 10 марта 1942 года первая полоса вышла с заголовком «Шевченко – наш національний поет» и большим портретом Кобзаря. Правда, в самой публикации о поэте практически ничего не сказано, а вот критики советской власти – хоть отбавляй.

«Жидо-більшовицька система була так побудована, що позбавляла людину шматка хліба, позбавила віри в завтрашній день… Чи писав хто на Великдень писанки? Чи колядували на Різдво?.. Цю велику шкоду і кривду рідній культурі треба виправляти тепер, коли ярмо більшовицьке, слава Богу, безповоротно минуло», — говорится в публикации под названием «Відновлюємо традиції свят», подписанной инициалами О.Я. и опубликованной 24 декабря 1942 года.

«Німеччина, яка бореться за безпеку континенту і за збереження європейської культури, взяла на себе головний тягар у цьому фатальному конфлікті, бо почувала себе покликаною до цього і досить міцною…» — говорилось в статье «Європа кличе нас», опубликованной 31 декабря 1942 года.

«Обов`язок кожного чесного сина нашої вітчизни – боротися за повалення проклятого режиму терору і насилля, за збудування в союзі з Німеччиною Нової Європи, у якій кожний громадянин буде вільним», — писала «Маріюпільська газета» 18 марта 1943 года.
Угнанные в рабство в Германию, оказывается, были счастливы!
Первое письмо девушки Веры из Германии было опубликовано в газете 16 апреля 1942 года: «Ох, матусю, яка тут краса і культура і в будинку і на вулиці. В крамницях багато всього: м`яса, масла, цукерок, хліба, макаронів, горіхів – взагалі всього. І черг тут немає ніяких. І яке все це смачне, ти собі і уявити не можеш». И в этом же номере рядом поместили рассказ матери этой девушки Марии Ивановны Лисовой, которая была так счастлива судьбой Веры, находящейся на работах в Германии.

Публиковались подобные письма в «Маріюпільскій газеті» регулярно. А 10 июня 1942 года рядом с письмом украинской рабочей поместили фотографию радостно танцующих украинок с подписью: «Багато українців добровільно поїхали працювати до Німеччини. В перервах між працею вони весело проводять час».

Пропагандистская немецкая машина при активном содействии местных предателей украинских националистов работала на полную мощь. Заголовки в профашистской газете были более чем красноречивы: «Донбас під знаком свастики і тризуба», «Вся Україна, навіть Маріюпіль, знають Адольфа Гітлера», «Українські добровільці на фронті», «Допомагай війську – визволителеві!».

Сегодня многие политики и националисты пытаются переписать нашу историю, возводя в ранг героев пособников фашистов и предателей. Но, к счастью, кроме спекулятивных рассуждений в архивах музеев сохранились источники, в числе которых и газеты, которые не дадут скрыть истину.

 

Людмила ЕРМИШИНА, Александр ПАНКОВ.
Фото Александра ПАНКОВА

http://pr.ua/