МАРИУПОЛЬ АРХИПА КУИНДЖИ

Хочу дать немного статистики, характеризующей город, в котором родился и вырос Куинджи. Ко времени рождения художника (согласимся с третьим издание Большой советской Энциклопедии, что это произошло в 1841 году) Мариуполь все еще оставался чисто греческим городом. По сведениям на 1843 год, здесь проживало 1518 душ мужского пола, в том числе шесть семейств иностранцев и два русских. О количестве душ женских сведения до нас не дошли, но вряд ли будет ошибкой предположить, что их было на несколько сотен меньше, чем мужских: дефицит прекрасного пола, который наблюдался в Мариуполе со дня его основания, еще не был изжит. Удивительно, что рост населения почти равнялся нулю: в 1826 году в Мариуполе проживало 2998 жителей обоего пола.

Население все еще говорило на крымско-татарском языке, но в русском (украинском) уже сделало заметные успехи. Во всяком случае этих знаний оказалось достаточно, чтобы прийти в восхищение от актеров В. И. Виноградова, привезшего в 1847 году в город весьма посредственную труппу, положив тем самым начало театральной истории Мариуполя. Сказались все-таки почти три десятилетия работы городского приходского училища, где обучали русскому языку, и тесные экономические связи с соседями – украинцами и русскими.

Куинджи был, очевидно, свидетелем высадки 24 мая 1855 года англо-французского десанта и бомбардировки города вражеской эскадрой (см. главу «В севастопльскую страду» в книге «Мариупольская старина»), когда приемщику кирпича на строительстве католического костела Архипу Куинджи было 14 лет, в Мариуполе проживало 4600 человек. Домов насчитывалось 768, церквей – 5. Из учебных заведений в городе было только духовное училище и городское приходское. Еще не было больниц, но уже открылась аптека. Торговали 46 лавок и 14 погребов. Работали два кирпичных завода (с одним-двумя рабочими), четыре черепичных, известковый и макаронная фабрика. Водяных мельниц было четыре. Одна гостиница. Работал коммерческий клуб.

Мне представляются убедительными доказательства В. Манина, что Куинджи прибыл в Петербург не раньше 1866 года. Какое-то время, по-видимому, непродолжительное, он провел в Одессе. Это значит, что вторую половину 50-х годов и первую 60-х Архип Иванович провел в родном городе, работая ретушеров в фотографии М. Д. Политова.

Эти годы во многом стали переломными в истории Мариуполя. После окончания крымской войны оживилась хлебная торговля с заграницей, замершая было из-за военных действий и господства англо-французского флота на море. Быстро богатеющие купцы, заработанные деньги вкладывали, в частности, в строительство удобных особняков, и это изменило облик города к лучшему. Еще более значительным событием стало постановление правительства 1859 года, разрешившее селиться в Мариуполе всем желающим независимо от национальности. Начался бурный процесс превращения греческого Мариуполя в многонациональный город. Наблюдался сравнительно быстрый рост населения. По сведениям на 1867 года, количество жителей в Мариуполе – 7644 человека. из них 3941 мужского пола и 3703 – женского. Как видим, прекрасный пол в городе все еще был дефицитом.

К этому времени Мариуполь получил известность как театральный город. В один из летних сезонов сюда приехали сразу две драматические труппы. Сравнительно небольшое количество населения Мариуполя включало в себя такое множество любителей театра, что обе труппы имели значительный материальный успех. Эпизод этот относится к 1868 году, когда Куинджи уже был в Петербурге, но он, тем не менее, дает какое-то представление о духовной жизни родного города художника.

 

Лев ЯРУЦКИЙ