На встречи с родственниками знаменитостей мне везет. В университетские годы слушал Анну Ильиничну, внучку Льва Николаевича Толстого, во дворцах культуры Мариуполя дуэтом выступал с Григорием Григорьевичем Пушкиным, правнуком поэта, переписывался с Прасковьей Григорьевной Шевченко, внучатой племянницей великого Кобзаря, с сыном Марка Лукича Кропивницкого, корифея украинской культуры.
Памятник писателю в селе Достоево
Говорят, что на потомках гениев природа отдыхает. Пусть так, но все равно интересно встретиться с человеком, в чьих жилах течет кровь всемирно прославленного предка.
Маргарита Петровна Паутова, в недавнем прошлом драматическая актриса с хорошими вокальными данными, начала свой рассказ с того, как прошлым летом ездила в Белоруссию навестить дочь. Ее Лена с семьей живет в Пинске, а неподалеку от этого города расположено древнее село Достоево. Маргарите Петровне интересно было побывать там: она уже знала о грамоте, по которой боярин Данило Иванович Ртищев 6 октября 1506 года получил во владение от пинского князя Федора Ивановича Ярославовича небольшое село Достоево. С тех пор потомки Данилы Ивановича стали в официальных бумагах именоваться Достоевскими.
— Как пройти к дому Достоевских? — обратилась она к встречной женщине.
— Не ДостоЕвских, а ДостОевских. Вы же не говорите, к примеру, ОдоЕвский, а ОдОевский.
Стало как-то не по себе: она, из пятого поколения прославленного на весь мир рода Достоевских, не знала, что фамилия эта первоначально произносилась с ударением на втором О.
О том, что она родственница писателя, Маргарита Петровна узнала в десятилетнем возрасте. Было это в сорок шестом, трудном первом послевоенном году. Бывало, обидят ее, незаслуженно накажут, и она — в слезы. А бабушка Лена усадит ее рядом с собой и ласково так ей говорит: «Не забудь, что ты из рода Достоевских, ты должна достойно переносить трудности и невзгоды жизни. Не ронять чести нашего рода».
— В вашей семье, наверно, был культ Федора Михайловича?
— Отнюдь нет. Вспомните, что Достоевский тогда в нашей стране не очень-то был в чести. Так что таким родством не хвастать надо было, а таить его, скрывать. Слушая, как бабушка Лена просвещала меня насчет рода Достоевских, мой отец сердился и требовал от тещи, чтобы «девчонке не забивала голову глупостями».
Петра Камарзина можно понять. Был он из казанских татар, и его родовое имя — Керим. Он и его шесть братьев во время гражданской войны побывали в разных лагерях — и у белых, и у красных. Сам восемнадцатилетний Керим (Петр) воевал поначалу под командованием генерала Краснова. И с другими белогвардейцами хлебнул всего. После гражданской сумел окончить Тимирязевскую академию. Но прошлое в любой момент могло гибельно взорваться, и только этого ему не хватало, чтобы разнеслась весть, что женат он на родственнице дворянина Достоевского, эпилептика, к тому же еще прислужника фашистов.
Да, действительно, я помню, как говорили в те времена, что фашисты взяли на вооружение теорию сверхчеловека, изложенную Родионом Раскольниковым в «Преступлении и наказании». И факт: в университете, на филологическом факультете, где я учился, гениального Достоевского не изучали монографически, то есть подробно, а лишь обзорно, что называется, «галопом по Европам». Так же, между прочим, как и Сергея Есенина. (Помню сентенцию с кафедры: «Да, Есенин талантлив, но чем талантливее, тем опаснее для нас»). Сегодня все это кажется, конечно, диким, но зато помогает мне понять отца Маргариты Петровны, Петра Капитоновича Камарзина, который в 1946 году всячески открещивался от родства с Федором Михайловичем Достоевским.
Но Елена Кузьминична, пренебрегая запретами зятя, все же воспитывала внучку по-своему. Указывая на прикрепленный к изголовью ее кровати портрет бородатого мужчины, она говорила внучке: «Твоя прапрбабушка — младшая сестра матери Достоевского. Наш род по женской линии идет оттуда».
И сообщала подробности, которые с не меркнущей с годами четкостью и по сей день не изгладились из памяти.
— Твою прапрабабушку, родную сестру Марии Федоровны, матери Достоевского, звали Марфой Федоровной. Она родилась в 1805 году и была на пять лет моложе жены Михаила Достоевского. А прабабушка твоя, Матрена Павловна, родилась в аккурат во время восстания декабристов — в 1825 году.
Елена Кузьминична пересказывала своей внучке сюжеты произведений Достоевского — «Бедные люди», «Неточка Незванова», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание». Позднее, став взрослой, Маргарита Петровна внимательно прочитала их, восхищаясь не только мастерством своего великого родственника, но и искусством, с каким бабушка Лена вылущивала из этих книг самые важные сюжетные линии, так что десятилетней девочке захватывающе интересно было слушать ее пересказы.
Сама Елена Кузьминична родилась в 1864 году. Значит, когда умер
Достоевский, ей было семнадцать, и она, очень возможно, лично общалась с Федором Михайловичем. Ах, если бы с высоты сегодняшних знаний можно было бы поговорить и порасспросить бабушку Лену!
Надеюсь, Маргарита Петровна не обидится на меня, если признаюсь: сразу же после разговора в ее уютной квартире на главном проспекте Мариуполя я прямиком направился в библиотеку и набрал книг для изучения родословной Ф. М. Достоевского. Научная, да будет позволено мне так выразиться, добросовестность обязывала меня проверить, насколько соответствует истине рассказ моей собеседницы.
Опустив подробности, приведу лишь несколько выписок. Г. А. Федоров (по архивным материалам): «14 января 1821 года в церкви Московского военного госпиталя старший лекарь М. А. Достоевский венчался с М. Ф. Нечаевой». Как расшифровываются инициалы М. Ф.? Вот что пишет родной брат писателя А. М. Достоевский: «Моя мать — Мария Федоровна — урожденная Нечаева. Родители ее были купеческого звания».
Тестя великого писателя звали Федор Тимофеевич Нечаев. Он был отцом жены Достоевского и Марфы Федоровны -прапрабабушки Маргариты Петровны Паутовой, ныне жительницы Мариуполя.
Приведу еще несколько строк А. М. Достоевского: «Отец ее (Марии Федоровны Достоевской) Федор Тимофеевич Нечаев, которого я еще помню в своем детстве как дорогого и любимого дедушку, до 1812 года, т. е. до Отечественной войны, был очень богатый человек и считался, то есть имел звание именитого гражданина. Помню как сквозь сон рассказы моей матери, как она, будучи девочкой 12 лет, в сопровождении своего отца и всего семейства выбралась из Москвы за несколько дней до занятия его французами…»
Так что Маргарита Петровна Паутова не дворянского рода, а купеческого, но в ее жилах течет та же кровь, которая текла в жилах Федора Михайловича Достоевского.
Но тут же мне могут возразить: а доказательства, а документы есть?
Документов нет. Кроме одного. Помните фотографию бородатого мужчины, что была приколота к изголовью кровати бабушки Елены Кузьминичны? Этот портрет Ф. М. Достоевского как фамильную святыню хранит в семейном альбоме Маргарита Петровна. И опять мне, наверно, возразят: мало ли портретов писателя опубликовано в его книгах и монографиях о нем. Но тут уж извините: я держал в руках ОРИГИНАЛ снимка, сделанного в Москве на Трубной площади в фотографии Александровского. Этому снимку век с большим гаком. На нем — автограф Федора Михайловича, но от времени чернила выцвели.
Для меня это очень убедительный документ.
Сама Маргарита Петровна своим родством с Ф. М. Достоевским нисколько не похваляется и не стремится предать его широкой гласности. «Седьмая вода на киселе», — скромно говорит она.
А мне эта история показалась интересной. Надеюсь, что читателю — тоже.
Лев Яруцкий
http://www.hrono.ru/text/2007/bogd0108.php
Точно также, не является родственницей писателя и жительница города Пинска Маргарита Петровна Паутова, якобы происходящая от родной сестры матери Федора Михайловича Марфы (фигуры абсолютно мифической), героиня сенсационных публикаций в различных провинциальных изданиях.[101] Хранящаяся в семье М.П. Паутовой фотография Ф.М. Достоевского (якобы с его автографом), по сути, является пересъемкой, выполненной в московском ателье И. Александровского уже после смерти писателя.[102]
101 См., например: Яруцкий Л. Маргарита Петровна из рода Достоевских. Мариупольская мозаика. Вып.1. Мариуполь. 1998. С.208-212. Шапиро С. Из рода Достоевских. Полесская правда. № 93 от 19 ноября 1997 г. С.3. 102 Пользуясь случаем, выражаем признательность хранительнице изобразительных фондов Государственного литературного музея Татьяне Юрьевне Соболь, проконсультировавшей нас в этом вопросе.
Я ХОЧУ ВЫРАЗИТЬ ПОЛНОЕ НЕСОГЛАСИЕ С АВТОРОМ ПОСЛЕДНЕГО СООБЩЕНИЯ, ОТ 30 ЯНВАРЯ.2012 ГОДА.МЫ НЕ СОБИРАЕМСЯ НИКОМУ НИЧЕГО ДОКАЗЫВАТЬ И УБЕЖДАТЬ.ЭТО НАША СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ И КАСАЕТСЯ ОНА ТОЛЬКО НАШЕЙ СЕМЬИ.ЖАЛЬ, ЧТО НЕ СОБЛЮДАЕТСЯ ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ ПОДОБНОГО РОДА. БОГ ВСЕМ СУДЬЯ.