Спросите у любого из горожан, что такое Аутка, и вряд ли вы получите исчерпывающий ответ. Знатоки литературы, досконально изучавшие творчество и биографии А.П. Чехова и А.М. Горького, могут, например, рассказать, что в 1900 году в небольшом соседствующем с Ялтой селе Аутка в одном из частных домов Ялтинское благотворительное общество при участии этих корифеев литературы создало пансионат Яузлар на 20 мест, а в 1903 году на его базе уже был создан санаторий на 45 коек. И еще те, кто изучал когда-то русскую литературу в объеме средней школы, могут вспомнить, что в Аутке была дача Антона Павловича Чехова, в которой он подолгу жил. А знатоки географии Крыма могли бы добавить, что в советское время село Аутка стало поселком Чехов, но потом влилось в состав большой Ялты.
И только отличные знатоки истории крымских греков могут поведать о том, что жители Аутки вместе с соседним бывшим селом Фарфары, являются единственными потомками поселившихся в Крыму античных греков. Ведь еще задолго до основания этих сел здесь располагалось два древнейших поселения прибывших из-за Понта греков.
Ауткинская долина с трех сторон защищена горами. По ней протекала живописная река, которую греки называли Кремасто-Неро, а татары – Учан-Су. Местные жители выращивали в этой долине виноград, мушмулу, гранат, хурму, лавр и являлись непревзойденными ловцами устриц.
Рядом с Фарфарой (на месте которой местные греки основали новую деревню – Нижнюю Аутку) находился источник с очень вкусной и прохладной водой. Возле него часто собирались жители обоих сел, чтобы обсудить местные новости, подумать о завтрашнем дне, вспомнить о предании, в котором говорилось, что тот, кто хотя бы один раз напился из их источника воды, обязательно должен вернуться к нему.
Так было почти до половины лета 1778 года. Тогда в Ауткинскую долину прибыли гонцы, которые принесли весть о том, что митрополит Игнатий призвал всех христиан-греков избавиться от татарского ига и переселиться в Россию под руку православной императрицы. А потом священники начали агитировать. И волей – неволей пришлось жителям Нижней и Верхней Аутки отправляться в далекий и неведомый путь, в последний раз напившись из легендарного источника.
Согласно суворовского реестра оба селения покинули 167 человек: 81 мужчина и 86 женщин. В пути они держались вместе с выходцами Южно-бережных сел: Масандры, Магарача, Никиты, Большого и Малого Ламбата. И после долгих, длившихся два года скитаний поселились снова на берегу моря невдалеке от Белосарайской Косы, образовав приазовскую Ялту. Правда, небольшая часть жителей ауткинской долины поселилась вместе с выходцами из крымских городов в устье реки Кальмиус.
Прошло всего восемь лет, как жители Аутки покинули насиженные места. И без них захирел устричный промысел, а этот деликатес требовался к столу и императрицы, и самого Потемкина, и всей придворной знати. И тогда в 1788 году в Мариуполь поступает рескрипт светлейшего князя Потемкина: отправить в Аутку 20 семей ее жителей для возрождения устричного лова, при этом за казенный кошт. И счастливчики из отобранных семей возвратились в родные места. И они верили, что вернулись на родину только потому, что пили воду из источника, к которому нельзя было не вернуться.
Николай РУДЕНКО.