История мариупольских типографий

Мариупольская полиграфия берет свое начало в 1870 году. И стоял у ее истоков не полиграфист, а дамский портной Соломон Горелик. Во время одной из поездок в Таганрог с целью заказать там рекламные объявления, как это делали и все мариупольские предприниматели, ему пришла в голову мысль: «А что если открыть в городе свою типографию? Ведь это какой гешефт будет… Озолотиться можно…». И не откладывая дело в долгий ящик, там же, в Таганроге заказал станок и минимальное количество шрифта. Вскоре печатный станок и наборная касса стояли в одной из комнат его мастерской. По совету таганрогского печатника составил рецепт краски, и как только все было готово, нашел трех рабочих.

Но озолотиться Горелику не было дано. Краска у него получилась такая, что объявления выходили грязными, неряшливыми. Не повезло и его преемнику Губерману, которому Соломон по-родственному, но все же за определенную сумму денег уступил свою злополучную типографию, хотя тот стал приобретать самые лучшие типографические краски. Не повезло потому, что, во-первых, подвела инерция недоверия заказчиков и, во-вторых, у Губермана появился мощный конкурент Лев Залюбовский, который, учтя опыт своих предшественников, закупил в Харькове современную типографию на ходу и перевез ее в Мариуполь. И он был близок к успеху. Качество выполнения типографических работ по достоинству первыми оценили земское собрание и городская дума. Они стали заказывать ему издание сборников своих протоколов. Самым первым был издан сборник протоколов земского собрания за 1875 год. Но одних этих заказов было слишком мало для покрытия общих расходов. И окажись у него несколько тысяч рублей, он бы дождался, что его типография стала бы процветать. Но он оказался банкротом и продал свое детище письмоводителю Франтову всего лишь за четверть общей стоимости.

Зато Франтов вскоре оказался на коне. Недоверие заказчиков растаяло, и кроме рекламных объявлений, театральных афиш, местного театра и гастрольных выступлений, а также сборников протоколов земского собрания и городской думы, стал выполнять заказы на издание книг. Среди них оказались вышедшая в свет в 1877 году книга «Камеральное описание города Мариуполю», а также «Краткая историческая справка о Мариупольской гимназии Г. Нейкирха». Среди последующих следует отметить затеянный Франтовым и изданный в 1883 году «Мариупольский народный настольный календарь на 1884 год» и книгу преподавателя мариупольской мужской Александровской гимназии И.А. Александровича «Краткий обзор Мариупольского уезда», вышедшую в свет в 1884 году. Из дошедших до нашего времени отпечатанных в типографии Франтова книг следует особо отметить «Мариуполь и его окрестности», увидевшую свет в 1892 году и «Краткое сказание о Чудодейственном образе Божьей Матери Одигитрии, находившемся в Успенской церкви города Мариуполя» священника Павла Щербины, отпечатанную в 1901 году. На грани веков была предпринята попытка издавать газету. Так в 1899 году появился первый номер «общественной и торгово-промышленной газеты» «Мариупольский справочный листок». Но он так и не прижился. За два неполных года вышло не более двадцать листков такого бюллетеня.

На грани веков двумя изданиями (последнее в 1901 году) была издана приключенческая книга П.В. Каменского «История одного дня» с подзаголовком «достоверное сказание». В ней рассказан достоверный случай, имевший место в Мариуполе в конце шестидесятых годов XlX века, когда бердянский чиновник Ильяшенко смог (правда, на короткое время) заковать в кандалы главу мариупольских полицейских Логофетова «за грабеж и смертоубийство».

Тем не менее, у Франтова со временем появились серьезные конкуренты. Новые, более современные типографии Шпарбера и братьев Голдриных стали перехватывать выгодные заказы, и Франтов вынужден был продать свое предприятие Копкину. Модернизировав купленную типографию, он, кроме обычной продукции, начал издавать ежедневную газету «Мариупольская жизнь», которую Копкин, будучи одновременно и редактором, издавал с мая 1906-го по февраль 1917 года. В том же 1906-м только в декабре вышел первый номер еще одной городской газеты «Вестник Мариуполя». Но просуществовала она не долго. Поскольку она поддерживалась партией кадетов, ее признали левой и закрыли уже в 1907 году.

Замышлял Копкин ежегодно издавать адрес-календарь «Весь Мариуполь», но издан он был лишь однажды — в 1910 году. Издание это оказалось невыгодным, и Копкин от своей затеи отказался. Обычной продукцией мариупольских типографий были рекламные издания, различная бланочная продукция, амбарные книги, сборники протоколов не только земского собрания и городской думы, но и годовые отчеты мужской и женской гимназии, епархиального училища и т.д.

Очевидно, печатались тогда и художественные произведения. Во всяком случае, до нашего времени дошла одна: изданный в 1912 году сборник стихов Дмитрия Лухманова «На суше и на море». Он тогда работал помощником начальника порта Мариуполь. Позже стал капитаном дальнего плавания и писателем, автором книг «Соленый ветер» и «Под парусами».

Сведения, которыми располагает автор, говорят о том, что после Февральской революции и до распада Советского Союза мариупольские типографии печатали, за редчайшими исключениями только газеты. А исключениями такими явились подготовленный работниками типографии и изданный в 1920 году «Кобзар» Т.Г. Шевченко, а также выходившие в 1933-1936 гг. на греческом языке альманах «Флотоминистрес спитьес», журнал «Пионеры» и в 1937 году – учебники для греко-эллинских школ-семилеток. И то только потому, что нигде, кроме Мариуполя, в стране греческих шрифтов не было. Что же касается издания художественной, технической, политической и другой литературы, то оно стало приоритетом государственных книжных издательств с их неусыпной не только политической, но и партийной цензурой.

Однако вернемся к февралю 1917 года. Тогда вместо «Мариупольской жизни» стало выходить «Мариупольское слово» — газета только что появившегося Общественного комитета, представлявшего собой новый орган городского самоуправления. Кроме нее и почти одновременно выходили «Известия Мариупольского Совета рабочих и солдатских депутатов», а, спустя несколько месяцев, местная организация эсеров начала издавать свою газету – «Рабочий и крестьянин». В 1918 году после того, как в городе утвердилась советская власть, начала выходить газета «Революционное слово» которую принято считать предшественницей «Приазовского рабочего». После окончания гражданской войны ее сменила «Наша Правда», освещавшая жизнь не только города, но и всего Мариупольского уезда. А городской жизни уделяла внимание газета «Знамя труда», просуществовавшая до 1926 года. Днем же рождения собственного «Приазовского рабочего» следует считать 3 апреля 1924 года. Тогда вышел первый номер «Приазовский пролетарий», а «Наша правда» с того времени стала сельской газетой мариупольского округа.

Уже в годы первых пятилеток появляются так называемые многотиражные газеты, издаваемые на городских предприятиях. Так первый номер «Ильичевца» увидел свет 1 мая 1929 года. В марте 1931 года начала издаваться газета Мариупольского порта «Большевистская перевалка», 1 сентября того же года на строительстве «Азовстали» появилась многотиражка «За 17 миллионов тонн чугуна», переименованная в начале в «За металл», а затем в «Азовсталец». Несколько позже вышли «Коксохимик», «Куйбышевец» на трубном заводе имени Куйбышева и «Политотделец транспорта» на станции Мариуполь. Кроме того, в 1933 году выходили ежедневные газеты-листовки «За высококачественную сталь» в мартеновском цехе завода имени Ильича и «Домну к съезду!» на участке «Доменстрой» на строившейся «Азовстали». Особняком в издательстве «Коллехтивистис» 10 раз в месяц выходила до 1938 года одноименная газета на греческом языке. Общее число многотиражек через три с лишним десятилетия пополнила бассейновая газета «Азовский моряк» воссозданного Азовского пароходства. Первый ее номер вышел 1 мая 1967 года.

Застой в экономике сопровождался застоем в издательском деле. Издательский бум в городе начался лишь в девяностые годы прошлого столетия. Тогда начали появляться новые газеты с новой тематикой, выходившие в свет уже без цензуры. Первенцами тогда стали «Дневник Приазовья», «Мариупольская жизнь», «Твой Мариуполь», «Вестник Приазовья». Вслед за ними одна за другой стали появляться все новые и новые. Но самым значимым явлением на фоне советских времен стало в городе книгопечатание. За счет собственных средств и с помощью спонсоров десятки авторов – местных поэтов, прозаиков и краеведов издавали свои произведения не только в типографии «Приазовского рабочего», но и типографии «Новый мир» и «Рената». Издавали книги и типографии некоторых промышленных предприятий. Так в азовстальской типографии были отпечатаны все краеведческие книги А. Проценко, а в ильичевской —  книги Ю. Некрасовского «100 огненных лет» и «Прославлен трудом».

Николай РУДЕНКО.

2004 год.