Главный в России город греческого общества

26 июля 1780 года греки-переселенцы из Крыма после утомительного пути в самое жаркое время, наконец, прибыли туда, откуда четыре месяца назад насильственным путем были выселены и под надзором пристава отправлены в устье реки Соленой коренные жители города Павловска – Кальмиуса и  прилегавших к нему зимовников. Прибыли, чтобы уже на обжитом давно месте построить  по распоряжению Г. Потемкина «их город» Мариуполь.

Среди прибывших были купцы, ремесленники и мещане из крымских городов Кефе, Гезлеве, Карасу-Базар, Бахчисарай и его пригорода Майрум. Вместе с греками на место нового  поселения прибыли и губернские чиновники, чтобы провести предусмотренные Жалованной грамотой Екатерины ll выборы греческого суда – органа местного самоуправления города и уезда, в котором поселились, основав более двадцати сел, бывшие сельские жители Крыма.

Представители всех сел и будущего Мариуполя избрали председателя и трех его заместителей. Первым председателем греческого суда стал М.С. Хаджинов. На должности же начальников столов (отделов) – уголовного, гражданского, следственного, хозяйственного, сиротского и полицейского, а также секретаря суда – губернаторские чиновники, согласно воле Санкт-Петербурга назначили своих людей. Как только состоялись выборы, в ведение греческого суда были переданы выкупленные у прежних жильцов 55 домов, а  председателю вручена печать, специально изготовленная в Петербурге.

Сразу же после выборов, под руководством помощника Азовского губернатора Гериванова, были определены участки для строительства домов в соответствии с планом застройки, составленным В. Чертковым. Выходцы из крымских городов селились отдельно, образовав кварталы, собственно Мариуполь, Кефе, Гезлеве, Карасу-Базар и Марьинок. Наученные горьким опытом зимы 1778-1779 года хозяева этих участков сразу же приступили к строительным работам: на местах, предусмотренных для погребов, они начали сооружать землянки. 15 августа состоялись торжества, посвященные основанию «главного в России города греческого общества». Митрополит Игнатий после божественной литургии в бывшей казачьей Свято-Николаевской церкви провел благодарственный молебен по случаю окончания переселения крымских христиан в Приазовье, а затем освятил места, где должны были строиться дома и церкви. После этого  специально прибывший в город отряд Войска Донского дал ружейный салют, а закончились торжества всеобщим празднованием под музыку национальных инструментов. Комментируя это событие, помощник азовского губернатора Герсеванов докладывал Черткову, что «по его окончанию молебствия здесь греческий народ благодарил его императорское величество за освобождение от порабощения варварского, за пожалованные им земли и за доставление к домостроительству потребности…»

Не совсем доверяя своему помощнику, Чертков 13 сентября побывал в устье Кальмиуса и остался доволен увиденным. В рапорте Г.А. Потемкину он  докладывал, что «поселяющиеся там греки принялись к заведению себя с желаемым усердием  и заняли более 500 дворов, из коих в каждом,  располагаясь по данному плану, в том месте, где быть погребу, не могши успеть  построением домов… поделали для прожития в зиму по землянке: некоторые же, кои позажиточнее, выстроили по их обычаю дома из плиты на глине, кои по осмотру моему оказались совершенно прочными и в построении  безубыточными, потому что, весь берег реки Кальмиус наполнен таким камнем…» И в заключение добавил: «казенных деревянных строений сделано четырнадцать и шесть торговых лавок…» Митрополит Игнатий в свою очередь позаботился  о строительстве новых храмов. Первыми среди них были Харлампиевский собор, церкви Марии Магдалины, Рождества Богородицы и Успенская. Уже в апреле  1782 года митрополит освятил Харлампиевский собор и церковь Рождества Богородицы в квартале Карасу. Несколько позже началось богослужение в Марьинской церкви Успения Богородицы. Убранство каждой было богатым, поскольку переселенцы привезли его из Крыма вместе с иконами. Особенно богатой считалась Успенская церковь, в которой разместили  икону Богоматери, считавшуюся государственной. Слух об этой иконе  распространился тогда далеко за пределы уезда, и поклонится ей приезжали в день Успения не только греки из сел, но и жители области Войска Донецкого и Причерноморья.

Параллельно строительству церквей, греки вели сооружение пристани. И, как только она была готова, купцы, дабы не потерять связь с Крымом, наладили продажу товаров, производящихся в самом городе и уезде и закупку традиционных крымских вин, сухофруктов, тканей, соли и пр. Как свидетельствует А. Скальковский в первой части «Хронологического обозрения Новороссийского края 1731-1823 гг.», «уже в 1781 году город Мариуполь имеет прекрасную гавань, 2 церкви, 53 каменных дома и множество мазанок. Жителей: купцов – 144, мещан – 213, цеховых и прочих – 1149; всего 1506 душ мужского пола. Одну фабрику и 4 ярмарки в году». Согласно «Описанию городов и уездов Азовской губернии» за 1782 год ярмарки проводились 23 апреля в день  великомученика Георгия, 22 июля в день святой Марии Магдалины, 1 октября, в день Покрова Богоматери и 6 декабря в день святого Николая. В городе начала работать небольшая сафьянная фабрика.

Нелегко складывалась жизнь переселенцев на новом месте. Из-за перемены климата у многих появились проблемы со здоровьем. Кроме того,  в первые годы бичом Приазовья стали несколько засух и нашествие саранчи. Однако со временем они обжились и, как писал Г. Писаревский, «благословение, которого достигли  в России эмигранты из Крыма, вполне вознаградило их за те лишения, которым они подверглись в первые два года жизни в новом отечестве». Спустя 12 лет по сведениям побывавшего тогда в Мариуполе академика П.С. Паласса, в городе было уже 305 домов, построенных большей частью из камня. (До этого многие семьи жили в землянках). Подавляющее число жителей занимались ремеслом и  торговлей. Кроме сафьянной фабрики, о которой писал А. Скальковский, с весны 1782 года появился кирпично-черепичный завод.

Постепенно налаживающаяся жизнь горожан лишь изредка нарушилась теми или иными значимыми событиями. В 1784 году в Мариуполь, официально считавшийся уездным городом,  наконец, переехало из Александровской крепости уездное начальство. Кстати, до конца ХVІІ столетия Мариупольский уезд был крупнейшим в  Екатеринославском наместничестве. Тогда в него входили Таганрог, крепость святого Дмитрия Ростовского, Азов, и его территория на востоке доходила до самого Ейского лимана. И лишь в 1796 году после указа Павла 1 все это отошло к Ростовскому уезду. В 1785 году в Мариуполе была учреждена почтовая контора, возглавляемая  почтмейстером К. Бажиновым. В середине февраля 1786 года большую часть мариупольцев опечалила смерть митрополита Игнатия. Отдав должное его памяти, они похоронили его по-своему обычаю в Харлампиевском соборе. Кстати, с его смертью   прекратила свое существование Готфийская и Кефайская епархия. Поэтому с 1786 года все церкви Мариупольского уезда были приписаны к Словенской (затем Екатеринославской) епархии. В 1790 году мариупольцы впервые избирали городскую думу, в состав которой вошли городской голова и 5 гласных (т.е. депутатов). А 4 июня 1791 года Мариуполь взбудоражило освящение заложенной еще губернатором Чертковым Марии-Магдалинской церкви.

Эту церковь греки, обосновавшись в городе, достраивать не стали, и завершилось ее строительство лишь по просьбе и на средства украинцев, бывших запорожских казаков, промышлявших рыбу на косах. Почти два года греки безуспешно пытались отобрать церковь у ее будущих прихожан, даже прибегали к захвату здания. Однако власти  решили по-своему, и церковь осталась за теми, кто финансировал ее строительство. В 1794 году не только мариупольцев, а и всех жителей  уезда обрадовал указ Екатерины ll,  освободивших их от уплаты государственного долга, составлявшего 41362 рубля. Событием, завершившим первое двадцатилетие жизни мариупольцев на новом месте, был указ Павла l об учреждении в Мариуполе таможенной заставы, которая начала действовать с первых дней 1800 года. Именно этим для главного в России города греческого общества  начался ХІХ век.

 Николай РУДЕНКО.