Галина Соболевская

Даже в окружении многих людей эта женщина сразу  же обращала на себя внимание. Не броской красотой и особым нарядом, и  не молодостью. А особой статью, прямизной стана, гордо закинутой головой увенчанной пышной прической из снежной белизны густых волос. Ее никто и никогда не видел спешащей,  по улице она не шла, а шествовала, отвечая на приветствия знакомых легким поклонами и вежливой улыбкой. У нее не было ни малейших признаков суетливости, свойственной многим нашим современникам. Мариупольцы из центральной части города ее хорошо знали. Она была пианисткой в небольшом оркестрике, который играл на втором этаже кинотеатра «Победа» перед киносеансами. Но лишь относительно ограниченному кругу людей было известно, что ее главным занятием было преподавание музыки. В этом деле она была большим мастером. Из ее добрых рук вышло немало будущих лауреатов конкурсов пианистов и несколько десятков прекрасных преподавателей музыки. Галина Казимировна Соболевская – вот имя этой мариупольчанки.

Попытаемся же воссоздать образ этой удивительной женщины с помощью воспоминаний людей близко, ее знавших. Итак, бывший директор 1-й музыкальной школы Геннадий Владимирович Чебанов:

– Галина Каземировна появилась в нашем городе задолго до открытия после войны музыкальной школы. И стала как бы фундаментом профессиональной музыкальной деятельности, как в области исполнительства, так и в педагогике. Она родилась на станции Попасная 28 июля 1911 года. Мать – молдаванка, отец – поляк, лишенный наследства, изгнанный из «гоноровой» дворянской семьи за то, что посмел полюбить и жениться на девушке, родители которой были простыми крестьянами. Галина Каземировна окончила Артемовское музыкальное училище. Вышла замуж, ее муж был скрипачом. Еще до войны они начали работать в нашем городе, в театре, кинотеатрах. Играли, где только можно было. Галина Каземировна, кроме того, занималась педагогической деятельностью. Случилось так, что после рождения сына молодая семья распалась. С тех пор всю свою жизнь талантливая пианистка и педагог служила только двум богам: своему сыну и музыке.

Людмила Илларионовна Осока рассказывала, что в детстве она занималась в кружке игры на фортепиано в Мариупольском дворце пионеров под руководством Галины Каземировны. А было это в 1938 – 1940 гг.

Преподаватель Мариупольского музыкального училища Татьяна Георгиевна Зорина:

– До 1953 года в Мариуполе была только музыкальная студия. Она находилась во дворце культуры завода «Азовсталь». И только в 1953 году открыли музыкальную школу. Мой первый класс —   ее руководителем была Галина Каземировна —  совпал с открытием школы.  До сих пор я храню дневник того времени. Переворачивая его страницы, я вижу, что мы играли довольно много произведений; наша дорогая наставница приучала нас к учету времени, рациональному его использованию.

Учиться в классе было очень легко. В нем царила любовь. Она всегда могла радовать учеников, делать им подарки.  Мне – первокласснице она привезла из областного центра цветные карандаши двадцати четырех цветов, что было большой редкостью по тем временам. Одной из своих учениц, для того чтобы раскрыть ее эмоциональные возможности при исполнении пьесы «Новая кукла» Чайковского,  она подарила огромную куклу.

В классе  Галины Каземировны  постоянно музицировали. Она играла со скрипачом Леонидом Ивановичем Арзамановым, аккомпанировала певице Лидии Геннадиевне Бабек. Из учеников были созданы разные ансамбли, хотя в программе музыкальной школы ансамбли не были предусмотрены. Но мы постоянно играли в четыре и шесть рук на фортепиано. Постоянно выступали перед публикой, играли в кинотеатрах, записывались на радио. Наша наставница привила любовь к этому виду музицирования.

Г.А.Чебанов:

–  Мне тоже довелось играть с Галиной Каземировной. Она была профессионалом высокой пробы. Играла до самой своей кончины. Играла с коллегами, играла со своими учениками и бывшими и с теми, которые у нее учились. Напомню, что она много лет возглавляла фортепианное отделение школы.

Директор специализированной музыкальной школы для одаренных детей Лариса Николаевна Гах:

-Мы – ученики Галины Каземировны, как я сейчас понимаю, были ее жизнью. Она не представляла себя без нас, а мы не представляли себя без нее. Были областные олимпиады в Донецке. Отбор был довольно жесткий.  Но воспитанники Соболевской всегда принимали в них участие. И не только участвовали, но были среди лучших.

Заведующий отделением мариупольского музыкального училища Юрий Александрович Шолотов:

– Я, к сожалению, не занимался у Соболевской. Но в моей судьбе она сыграла большую роль. В музыкальную школу я поступал на отделение народных инструментов. Она совершенно случайно зашла в класс, где я находился. Увидела меня, присела за пианино, проиграла какую-то музыкальную фразу, попросила меня повторить. Я попытался воспроизвести услышанное, она внимательно послушала, сделала замечания. И случилось так, что благодаря Галине Каземировне  я начал учиться игре на фортепиано. Спустя несколько лет, я уже оканчивал музыкальную школу, после годового экзамена она подошла ко мне, поцеловала и сказала: «Деточка, тебе нужно поступать в музыкальное училище». Так и случилось.

Л.Н.Гах:

Галина Каземировна была очень добрым человеком. Я не помню, чтобы она на кого-то из нас кричала, а тем более выгоняла из класса. Наоборот, если что-то не получалось, как-то направит, и все это очень мягко.

И тут же у ученика все получается. Я никогда не видела ее уставшей, хотя возраст у нее был довольно-таки почтенный, когда я у нее занималась. Уже после окончания школы, во время учебы в музыкальном училище, а потом в консерватории, допустим, какой-то ответственный сольный концерт, мчимся  к Галине Каземировне. Проиграешь, она скажет свои замечания, и всегда в точку. И, действительно, сделаешь так, как она скажет, все получается гораздо лучше.

Т.Г.Зорина:

– Мне, еще ученице, было интересно наблюдать, как к Галине Каземировне тянулись молодые педагоги. У них возникали проблемы с учениками, проблемы в прочтении текстов музыкальных произведений. Они знали, что всегда получат квалифицированную помощь, добрый совет.

Л.Н.Гах:

–  Ее хорошо знали в Донецке, и в училище, и в консерватории, и в Одессе ее знали. Прослушав наших ребят, метры музыкальные отзывались: «О, это же ученик Соболевской!». С легкой руки  Галины Каземировны  многие ее ученики стали профессиональными музыкантами, прекрасными педагогами и  пианистами – исполнителями. Назову некоторых из них. Сейчас в Мариупольском музыкальном училище преподают Татьяна Зорина, Ирина Сидоренко, Дина Дамаскина, Людмила Макаренко, лауреат конкурсов Евгений Шеляг. Довольно продолжительное время  руководил нашим училищем Сергей Черкезишвили. Светлана Шеляг учит детей игре на фортепиано в школе искусств. Концертмейстером работала в Донецкой, а затем Киевской филармонии Наталия Дьяченко, к сожалению, рано ушедшая из жизни. Игорь Краевский – профессор Питтсбургского университета в США, активно концертирующий пианист, в составе трио стал лауреатом международного конкурса. Алексей Махотин был солистом Донецкой филармонии, сейчас выступает с концертами в Германии.

Г.В.Чебанов:

– Но главный ученик, быть может, самый талантливый – ее сын Вячеслав Соболевский.         Заслуженный артист России, солист и художественный руководитель Хабаровской краевой филармонии, обладатель наград многих конкурсов.

Т.Г.Зорина:

– Не все ее питомцы  после окончания школы  избрали профессии, связанные с музыкой. Многие стали инженерами, врачами, рабочими, но все они на всю жизнь полюбили серьезную музыку, а  некоторые продолжают играть на фортепиано для себя и своих близких.

28 августа 1986 года Галина Каземировна только что собралась идти на традиционные чтения педагогов музыкальных учебных заведений  нашего города, которые за все время их существования никогда не пропускала. В этот день она скоропостижно скончалась.

 

Записал Сергей БУРОВ

Один комментарий к “Галина Соболевская”

  1. 10 лет у неё проучился, с 5 до 15. Педагог и Человек с большой буквы, таких единицы… Светлая память!

Обсуждение закрыто.