ФОТОГРАФЫ СТАРОГО МАРИУПОЛЯ

Жителю нашего города или гостю трудно представить себе, как выглядел Мариуполь, скажем, в начале века. И только сохранившиеся фотографии, открытки дают возможность увидеть его в прошлом.

С каким особым чувством берем мы в руки фотоснимки, датированные концом прошлого века! На многих из них в левом нижнем углу надпись: «Издательство книжного магазина Приходько-Пыхненко» или «Издательство книжного склада Мариупольского Уездного Земства». На прямоугольниках бристольского картона – весь Мариуполь: центр, окраины, примечательные здания, гавань, берег Азовского моря.

Фотографии имели свои характерные признаки. Как правило, в нижней части снимка золотым тиснением – фамилии мастеров, а на оборотной стороне – фирменные знаки фотографий И. Куюмджи, А. Стояновского, М. Улахова, С. Полонского, М. Краснопольского, А. Целинского, И. Шляпова, А. Рубанчика.

… Мариуполь начала двадцатого века. На центральной улице города, среди горожан часто можно было видеть скромно одетых  людей с ящиком-фотокамерой и треногой на плечах, шагающих от Харлампиевского собора к Александровскому скверу, к месту схемок, или в обратном направлении. Это были известные в Мариуполе стремительное промышленное развитие города (в то время уже работали два металлургических завода «Никополь» и «Русский Провиданс»), фотографы спешили увековечить облик Мариуполя, который шагнул в начало двадцатого века. Работали они с громоздким стационарным фотоаппаратом, со стеклянными бромно- серебряными пластинками формата 13х18 сантиметров.

При съемке их очень раздражали столбы и провода, ухудшающие, по их мнению, композицию снимка. Поэтому при подготовке негативов к печати они широко использовали ретушь, несмотря на то, что она вредила фотоискусству. В то время, как и в дальнейшем, ретушь считалась важным компонентом фотомастерства.

Подсмотренная фотокамерой жизнь улиц, интересная архитектура зданий, соборы – все это является бесценным материалом для историков, литераторов, архитекторов, для тех, кто интересуется прошлым нашего города.

Знавшие М. Улахова отмечали его щепетильность в выборе ракурса для съемки. К намеченному месту он приходил без камеры: смотрел, как в разное время суток освещается объект съемки. Остановившись, наконец, на одном из вариантов, Улахов приходил уже с фотокамерой. И тут начиналось самое сложное. Фотограф находил нужную ему точку, затем, без преувеличения, часами смотрел в приготовленный к работе аппарат, терпеливо ждал, когда появится солнце, стихнет ветер или рассется дымка. м. Улахов выполнял несколько дублей, менял экспозицию, а потом выбирал один негатив – тот, который соответствовал высоким требованиям.

Примечательные в архитектурном отношении сооружения, естественно, привлекали внимание фотографов. Они запечатлели, к примеру, здание Государственного банка, Мариупольсокго казначейства (ныне автошкола), женское епархиальное училище (ныне старый корпус металлургического института) ит многие другие здания.

Внимание фотографов привлекали и церковные сооружения Мариуполя как памятники архитектуры. Выразительны фотографии Харлампиевского собора, церкви Марии-Магдалины и другие. Всем этим сооружениям суждено было исчезнуть. снимали и неприглядные окраины Мариуполя – Карасиевскую, Жабовку, Солдатскую слободу. Фотографы спешили увековечить облик Мариуполя дореволюционных времен, который, конечно же, представляет большой интерес для всех, кто живет теперь в преображенном до неузнаваемости городе.

В павильонах фотографы снимали при дневном свете. Стеклянный потолок, закрытый подвижной шторой, стеклянная стена на север, ровный свет пасмурного дня. В дневном павильоне работали в основном вплоть до 1915 года. У каждого фотографа была своя витрина, в которой он показывал, как говорится, товар лицом. По витринам создавалось впечатление и представление о работе мастера, его индивидуальности. признаком хорошего тона считались будуарные и кабинетные карточки. стараясь угодить вкусам обывателей, фотографы иногда переходили на обычное ремесло. Вкусы обывателей не избавляли от шаблона, а, наоборот, сковывали творческую инициативу.

Перед нами подлинные фотографии известного в Мариуполе мастера И. Куюмджи. По ним видно, что снимки выполнены умело, хорошим аппаратом. Все они тонированы в коричневые или стальные тона, наклеены на бристольский картон и оформлены виньетками, как это делали тогда все без исключения профессиональные фотографы. Эта мастерская имела наибольшее количество заказчиков. Кроме портретов, Куюмджи занимался и жанровой съемкой. Удалось установить, по какой цене продавались фотографии: групповые – по три рубля, персональные – по два.

До наших дней сохранились дома, в которых размещались фотографии старого Мариуполя. Среди достопримечательностей города есть здание, неизменно привлекающее всех, кто ненадолго приезжает в наш город. стройное, добротной постройки трехэтажное здание на углу двух улиц – Екатерининской и Харлапиевской. Это дом Томазо – знаменитая гостиница «Континенталь», где ныне размещается Дворец культуры «Азовстали».

Вдоль Екатерининской улицы на первом этаже в части помещения этого дома находилась фотография М. Краснопольского, остальную часть первого этажа вместе с обширным подвалом занимали электротипография и магазин братьев Гольдрин.

Другой дом – П. Попова, в котором размещалась фотография А. Стояновского, находился на Харлампиевской улице, 19. Поначалу появились свои заказчики. стояновский с большим увлечением делал опыты с освещением, искал новые способы обработки негативов и добился успеха. В 1907 году его фотография была удостоена золотой медали. Имели награды и другие мастера. Так, фотография И. Куюмджи в 1989 году удостоилась медали «За усердие» и благодарности Александра III.

То, о чем я рассказал, не несет в себе никаких открытий – здесь скромные, не так уж известные люди, рядовые обстоятельства. Однако краеведческий поиск всегда обогащает, а иногда и помогает вывести из забвения интересные имена и факты.

Что оставили после себя мариупольские фотографы нашему поколению? Множество открыток, фотографий, запечатлевших Мариуполь и мариупольцев прошлого. Фотографии выполнены безупречно с художественной и технической стороны. Они сохранили на долгие годы тональное богатство отпечатков. Все это и есть их основное творческое наследие. Мы с благодарностью вспоминаем скромных мастеров фотографического дела, людей, знавших и любивших свой родной город и оставивших в наследство всем, кому дорога история Мариуполя, уникальную коллекцию фотографий и открыток.

 

Аркадий ПРОЦЕНКО