ЕВРЕЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ И ПОГРЕБАЛЬНОЕ БРАТСТВО

Книга «Мариуполь и его окрестности» (1892) утверждает, что первое еврейское кладбище было открыто в 1862 году близ села Новониколаевка. Этот же источник противоречит самому себе, рассказывая о Погребальном братстве, основанном в городе в 1847 году. Как бы то ни было, местонахождение кладбища близ Ново-Николаевки краеведам обнаружить еще не удалось. А следующее еврейское кладбище открылось в 1882 году в пяти верстах от города.

В 1883 году энергичными стараниями А.Хмельницкого и Н.Фалькевича кладбище обнесли каменной оградой, сохранившейся и по сей день. Однако она ныне усиленно разрушается: жители разбирают ее на строительные нужды. Кладбище давно закрыто, захоронения здесь запрещены. Однако автор этих строк видел свежую могилу с безымянным крестом.

В сегодняшнем Мариуполе действующего еврейского кладбища нет, умерших хоронят на общем, что возле поселка Старый Крым. О том, как это происходило в старину, свидетельствует книга «Мариуполь и его окрестности»:

«В еврейской Мариупольской общине существует Погребальное Братство, основанное братьями Фрейман в 1847 году. Это Братство имеет особую книгу «Пинкус», куда старшины вносят приходы, поступающие от членов и евреев, погребаемых Братством. В члены Погребального Братства поступают те, которые пробыли несколько лет в звании «шамеса» (служки), или же взносящие известную сумму денег в Братство. После смерти какого-либо члена еврейской общины служка Погребального Братства с кружкой в руках обегает всех евреев с возгласом: «благотворение спасает от смерти» и каждый            еврей бросает в кружку монету. Затем к покойнику являются старшины Погребального Братства и, если он бедный человек, то хоронят его на счет Братства; если же он человек состоятельный, то по получении от родственников известного гонорара; члены же, внесенные в «Пинкус» освобождаются от платежа. Погребальное Братство обмывает покойников, и по облачении их в саванны, уносят на кладбище, где и хоронят».

Старое еврейское кладбище. Все меньше остается в нашем городе людей, способных прочитать полуистершиеся надписи на надгробных камнях твоих могилах. Растаскивается кладбищенская ограда, построенная благодаря энергичным стараниям А. Хмельницкого и Н. Фалькевича, в 1883 году.

На месте, ставших безымянными, еврейских могил то тут, то там появляются опять же безымянные (официально захоронение запрещено) свежие могилы, увенчанные крестами.

Кто защитит тебя, кто сохранит тебя, старое еврейское кладбище?

Евреи уезжают, продавая дома, утварь и оставляя могилы своих предков.

 Лев Яруцкий