Для постройки какого храма юный Архип принимал кирпичи?

Все биографы Архипа Ивановича Куинджи вслед за М.П.Неведомским пишут, что одиннадцатилетним мальчиком будущий знаменитый пейзажист поступил в услужение к хуторянину Чабаненко. В обязанности Архипа входила приемка кирпича для церкви, которую подрядился строить его хозяин. Однако в биографии художника не сказано, в какой именно. Ответ на этот вопрос дает сборник статей преподавателей Александровской мужской гимназии «Мариуполь и его окрест­ности» (1892), где не только перечис­лены храмы, имевшиеся в Мариуполе на момент выхода в свет этого уникального в своем роде издания, но и рассказана история каждого из них.

Римско-католическая церковь в Мариуполе

Вот они. Екатерининская (греческая) церковь, которая до 1868 года носила название Харлампиевской. Заложена в 1780 г.,в 1782 г. освящена и открыта для богослужения. В 1844 г., закрыта из-за ветхости и вновь открыта после реставрации толь­ко в 1869 г.

Марии-Магдалиновская церковь открыта для богослужения в 1791 г. В 1874 г. ее колокольня, разрушившаяся от времени, была разобрана. А в 1891 г. было опечатано само здание, вскоре и оно пош­ло на слом. Еще на плане Мариуполя 1811 г. указано место для постройки новой церкви в честь той же святой на Александровской площади (теперь это — сквер у драмтеатра). Но только в 1862 г. был заложен фундамент из местного бутового камня и выведен до нулевой отметки. На этом всякие работы на сооружении церкви прекратились. Известно, что еще 1892 г. строительство находилось в законсервированном состоянии. Только в 1897 г. были завершены работы по возведению храма, и он был освящен.

Успенская церковь в Мариинске. Заложена в 1780 г., вначале была деревянной, к 1804 году ее заменили каменной, в 1887 году вновь перестроили.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Заложена в 1780 году, вскоре была построена и освящена. Попутно заметим, что именно в ней Архипа Куинджи крестили, а в 1875 году венчали с Верой Леонтьевной Шаповаловой-Кечеджи.

Строительство Харлампиевского собора закончено в 1845 р. В 1891-1892 гг. он расширен за счет пристройки колокольни.

На городском кладбище в 1848 году была построена церковь Во имя всех святых.

Сопоставление дат показывает: в возведении православных храмов Мариуполя, перечисленных выше, А.И.Куинджи участвовать не мог. Их строительство или перестройка произошли либо до его рождения, либо после того, как он покинул родной город, а в кладбищенской церкви начали служить, когда Архипу было 6-7 лет от роду.

Но в Мариуполе была еще римско-католическая церковь, разрешение на строительство которой было утверждено императором Николаем I 15 ноября 1853 года. Ее строительство было начато весной 1854 года на углу улиц Торговой и Итальянской на деньги, собранные среди католиков-итальянцев, да на те 10 тысяч франков, что пожертвовал своим соотечественникам король Виктор-Эммануил. Украинской и российской пшеницей в ту пору кормилось пол-Евро­пы, ею итальянцы через   мариупольский порт, находившийся в устье Кальмиуса, с  большой выгодой торговали. Ради этой торговли они и обосновались в 20-х годах XIX века небольшой колонией в Мариуполе. Отсюда, кстати, появилась Итальянская улица в Мариуполе. Строящаяся церковь должна была их, как говорили в старину, «духовно окармливать».

Можно сделать вывод: юный Куинджи пересчитывал и записывал в приходные книги кирпичи, поступающие на строительство католической церкви. Правда, лет тогда ему было не одиннадцать, как указывает Неведомский, а чуть побольше, либо кирпич начали заготавливать заранее. Итальянец Бибелли, чей портрет, нарисованный юным Архипом в «книге для кирпича» и приведший в восторг земляков (об этой истории поведал М.П.Неведомский), был церковным старостой строящегося храма.

Причастность Куинджи к строительству католической церкви дает объяснение одному из фактов его биографии — переходу от Чабаненко на службу к хлеботорговцу Аморетти. Ничего не значащее с точки зрения историка происшествие — начало возведения нового храма в уездном городе — совпало с событием действительно историческим. Шла Крымская война (1853-1856 гг.), к весне на Черном море активизировались военные действия, затронули они и Азовское море, его порты. Оживленные до того морские пути стали опасными для мореплавания. Торговля хлебом приносила все меньше доходов, и «мариупольским» итальянцам стало не до церкви. Ее строительство было приостановлено на несколько лет, стало быть, необходимость в подсчете кирпича отпала. Куинджи пришлось искать новую работу. Нашел он ее у итальянца Аморетти. Не на строительстве ли храма Архип встретился с ним? Утверждают, именно Аморетти и его друзья посоветовали Куинджи идти в Феодосию учиться живописи у Айвазовского, снабдив рекомендательными письмами, а может, помогли и деньгами.

Сергей БУРОВ

Уважаемые читатели «Старого Мариуполя»!

Комментарии к этой статье можно будет добавлять в ближайшее время (они были отключены в связи с тем, что сюда шел огромным потоком спам, именно к этой статье).

А пока  добавим комментарий, полученный по почте.

«В статье  С.Буров, в частности, пишет:

Марии-Магдалиновская церковь открыта для богослужения в 1791 г. В 1874 г. ее колокольня, разрушившаяся от времени, была разобрана. А в 1891 г. было опечатано само здание, вскоре и оно пош­ло на слом. Еще на плане Мариуполя 1811 г. указано место для постройки новой церкви в честь той же святой на Александровской площади (теперь это — сквер у драмтеатра). Но только в 1862 г. был заложен фундамент из местного бутового камня и выведен до нулевой отметки. На этом всякие работы на сооружении церкви прекратились. Известно, что еще 1892 г. строительство находилось в законсервированном состоянии. Только в 1897 г. были завершены работы по возведению храма, и он был освящен».
Хочу внести дополнение, которое ставит под сомнение достоверность этого абзаца. Не знаю, кто был неправ — С.Буров, или составители книги «Мариуполь и его окрестности», но в Государственном архиве Донецкой области хранятся метрические книги Марии-Магдалиновской церкви (ф.212, опись 1) за следующие годы:
Марии-Магдалиновская церковь г.Мариуполя
212-1-1 Рождения, бракосочетания, смерти 1872
212-1-2 Рождения, бракосочетания, смерти 1873
212-1-3 Рождения, бракосочетания, смерти 1874-1875
212-1-4 Рождения, бракосочетания, смерти 1876
212-1-5 Рождения, бракосочетания, смерти 1885-1886
212-1-6 Рождения, бракосочетания, смерти 1887
212-1-7 Рождения, бракосочетания, смерти 1888-1889
212-1-8 Рождения, бракосочетания, смерти 1890-1891
212-1-9 Рождения, бракосочетания, смерти 1892

212-1-10 Рождения, бракосочетания, смерти 1893
212-1-11 Рождения, бракосочетания, смерти 1894
212-1-12 Рождения, бракосочетания, смерти 1895
212-1-13 Рождения, бракосочетания 1896
212-1-14 Рождения, бракосочетания, смерти 1899
212-1-15 Рождения, бракосочетания, смерти 1902
212-1-16 Рождения, бракосочетания, смерти 1903
212-1-17 Рождения, бракосочетания 1904
212-1-18 Рождения, бракосочетания, смерти 1905
212-1-19 Рождения, бракосочетания, смерти 1906
212-1-20 Рождения, бракосочетания, смерти 1907
212-1-21 Рождения, бракосочетания, смерти 1908
212-1-22 Рождения, бракосочетания, смерти 1911
212-1-23 Рождения, бракосочетания, смерти 1912
212-1-24 Рождения, бракосочетания, смерти 1913
212-1-25 Рождения, бракосочетания, смерти 1914
212-1-26 Рождения, бракосочетания, смерти 1915
212-1-27 Рождения, бракосочетания, смерти 1916-1917
212-1-28 Рождения, бракосочетания, смерти 1918-1919

  Что косвенно говорит о том, что церковь в эти годы функционировала. Думаю, что и в те годы, за  которые книги не сохранились (1877-1884, 1897,1898, 1900, 1901, 1909, 1910), церковь тоже работала. По крайней мере, основные  религиозные отправления — крещения, венчания и отпевания — проводились.
Моя заметка, конечно, не отвечает на вопрос —  «Для постройки какого храма юный Архип принимал кирпичи?» — но помогает  в создании общей картины жизни Мариуполя того времени.

C уважением — Мария.