Церковь Рождества Богородицы — она одна из старейших церквей города Мариуполя. Заложена она была в 1780 году митрополитом Игнатием для выходцев из Карасу — Базара (карасевцев). Полное название церкви, которое она получила — церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В миру прихожане называли ее просто Рождественской. Так как карасевцы привезли с собой из Крыма походную церковь с подвижным антиминсом, то Рождественско — Богородичная церковь скоро была окончена, освещена и открыта к богослужению. Сведений о ней сохранилось мало. Церковь перестраивалась в конце XVIII века, но когда — не известно, к тому же описи с 1809 г. по 1823 г. были безвозвратно утеряны. Вероятно, каменная часть ее, т.е. фундамент и стены до купола остались старые: сначала церковь была покрыта камышом, а потом, в результате поздней переделки перестроили деревянный купол. В таком виде она была до 1892 года, а потом вновь переделывалась.
С самого своего основания церковь Рождества Богородицы строилась из жженого кирпича, а верхи и купол были деревянные. Была она однопрестольная — во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Как и многие другие храмы, строилась она на средства прихожан того времени. Размещалась церковь на месте пересечения современных улиц Куинджи и Артема.
В церкви хранились престол, освященный самим митрополитом Игнатием, иконостас старый, хорошей работы. Над иконостасом располагался крест и архиерейские рипиды из Крыма. К числу древних предметов относилась плащаница 1717 года, вышитая шелками, чаша, кадило и два Евангелия на греческом и турецком языках.
Особенно почиталась прихожанам Рождественской церкви икона Косьмы и Домиана. Писана она была на дереве, несколько позже ее подновляли. Помещалась икона на правой стороне в деревянном киоте; шата на ней была серебряная — пожертвование купца А.Д. Хараджаева по случаю исцеления его от болезни. Больные разными недугами часто прибегали к помощи св. Безсребренников, и поэтому икона была увешана множеством привесок.
Она была привезена из Крыма во время общего переселения. В Крыму эта икона находилась у подножия Четырдага, возле одного из источников, верстах в 18 от Алушты. В конце XIX века там располагалась Косьмо-Домиановская киновия. О явлении иконы предание говорит следующее: «Один благочестивый старик — грек, прилегший отдохнуть близ источника, во время дремоты увидел каких-то людей, двух странников средних лет: они, подойдя к источнику и напившись из него воды, отошли к дереву, сваленному бурей, и стали невидимы. Пораженный видением старец встал, подошел к тому дереву и при корне нашел доску с ликами двух святых и с надписью, гласящей, что на ней изображены св. Косьма и Домиан. В этих ликах он нашел сходство с теми странниками, которых видел во время дремоты «. С той поры источник стали называть Косьмо — Домиановским.
Есть предание, что эти святые в 3 веке были сосланы римским императором на заточение в Крым, а по возвращении оттуда получили мученический венец.
Также почиталась в Рождественской церкви и икона св. Параскевы и притом только 8 августа. Празднование этой даты установлено было по следующему случаю. Во время холеры одна женщина видела сон, что нужно икону св. Параскевы обнести вокруг прихода. Обнесли — и холера прекратилась. Это случилась 8 августа, и с тех пор этот день посвящен св. Параскеве. В церкви бывают только женщины и панаиры, празднуемые в этот день, называются женским.
Церковь Рождества Богородицы имела небольшой притч, состоящий из одного священника, диакона и псаломщика. Прихожан на начало ХХ столетия насчитывалось: мужчин — 1284, женщин — 1238. капитал церкви составлял 1444 руб. 13 коп. При церковно-приходской школе учились 22 мальчика и 17 девочек.
И в заключение хотелось бы заметить, что именно в Рождественской церкви оставил свой след и наш великий земляк А.И Куинджи: летом 1875 года он венчался здесь с В.Л. Шаповаловой, о чем свидетельствуют сохранившиеся записи — в церковной метрической книге. Было ему в то время 34 года.
Церковь Рождества Богородицы была разрушена в 1934 году.
Дмитрий ЯНАТЬЕВ.