АРТЕМ ИЗ ТАГАНРОГА

или внеочередная прогулка по улице Артема

Когда речь заходит об искусстве, дело всегда касается умения видеть. Если человеку безынтересно все хорошее, что есть вокруг, то ему никак это хорошее не докажешь, и не получится рассказать о чем-то прекрасном. Он упирается лбом в свой любимый негатив и будет отказываться от любых, даже самых весомых аргументов в пользу позитива. Так ему, очевидно, удобнее. Поэтому каждый раз перед тем, как читать много повторяющихся слов, сложных терминов – разогрейте воображение. Вспомните описываемые места. Они часто хожены и перехожены, но на них можно взглянуть иначе. Все писаное ниже – лишь подсказка, толчок к Вашему собственному наблюдению, опыту.


Следующим объектом внеочередных прогулок стала улица Артема, в свое время — Таганрогская. Улица более чем примечательная, хотя, по словам краеведов, после войны совсем потеряла облик улицы Таганрогской, сжившись с именем революционера. Наверное, вторая по своей насыщенности архитектурными экземплярами после проспекта Ленина. Здесь соседствуют особо нарядный ампир, лаконичный конструктивизм и причуды эклектики. Что все это означает, будет ниже. Итак, начнем-с…

Один из самых известных символов Мариуполя – это «башни-близнецы», или официально: «дома со шпилями». Наверное, большая часть горожан уже привыкла к ним и мало обращает внимания как на сами башни, так и на дома в целом. А зря. Каждый раз, когда я приезжаю к театру или проезжаю мимо, то все время вижу что-то новое. Вот, казалось бы, уже точно знаю, как выглядит фасад, ан нет! Обязательно найдется какой-то ускользнувший от внимания элемент.

Если здание построено со вкусом, то не имеет значения время постройки и политический режим, красота остается красотой. В городе много домов в стиле ампир, и они, несмотря на привычность, тоже часть архитектурного наследия города, лучшие черты его лица. Обилие украшений в виде лопаток (полосы, выступающие из фасада), руста, неизменной лепнины,  портиков на верхних этажах, пилястр, бельведеров.

Башни со шпилями – это лепные лавры, узорчатые ионические капители (верхние части, «главы») колонн. Шпили увенчаны стилизованной пентаграммой исчезнувшего государства. Размеры и тонкость прорисовки фасада впечатляют своей монументальностью. Как часто говорят: «строили на века». Думаю, эта фраза оправдана, особенно если вспомнить, с каким трудом иногда поддаются переделки элементы интерьера. Очень жаль, что часто в просторных квартирах не остается лепнины в основании люстр или по линии карниза. Времена меняются, меняется взгляд на эстетику, и хозяин остается барином – ему решать, как должна выглядеть обитель.

Когда смотришь на портики, под которые выходят балконы и окна вышеупомянутых квартир, сразу впадаешь в сладкие мечты о том, как хорошо в солнечный день когда-нибудь в мае-сентябре поставить там шезлонг и долго лежать в нем с какой-нибудь толстой и интересной книжечкой. Образ почти классический, и такое каменное окружение весьма ему способствует.

Вот интересно, ценят ли жильцы такой подарок судьбы или материальных средств? Или балкон, как всегда, превращается в «страну потерянных вещей»?

К этому же разделу относятся бельведеры – башенки на крышах домов. Знаю, что в одной из них есть мастерская художника. Маленькой целью становится побывать в таком помещении. Взглянуть на город сверху, но не из банальной квадратной комнаты с банальным окном, а из круглой романтической башенки, которая ростком истории высится над кровлей домов № 87 по улице Итальянской, на пересечении с Артема. О нем ниже.

Как показывали по МТВ, в конкурсе на «дом образцового содержания и культуры» победил один подъезд обыкновенной «хрущевки», где хозяева сделали такую же атмосферу, как и в жилых комнатах. По лестничным площадкам стелятся ковры, на окнах висят занавески и стоят горшочки с цветами. Идея, несмотря на простоту, шикарна! Вот интересно, как бы смотрелись подъезды «сталинок» при таком оформлении? Ведь в них есть своя неповторимая атмосфера. Широкие лестницы, старые перила, двери в подвалы и бомбоубежища, большие окна на пролетах. И запах… К счастью, чаще всего это не запах физиологии, а запах жизней: блюд, одеколонов, кремов для обуви, красок, одежды, сигарет… Все это впитывается в стены и оставляет свой отпечаток, пишет «парфюмерную» историю. Стены (и стекла) также впитывают «творческие» потуги детишек в виде выцарапанных имен, сердечек, имен кумиров и неприличных фраз. Освещается это все часто голыми лампочками накаливания. В одном подъезде они в размере трех штук были даже напрямую припаяны к проводам, без патрона. Такая причудливая гирлянда получилась. Сразу становится интересно, кому же эдакое новаторство в голову пришло?

Наверное, если записывать истории подъездов, то получится многотомный сборник рассказов разных людей, разных жизней и точек зрения.

Некоторые дома дышат мраком. Вот, например, как дом напротив Дома учителя в районе пересечения улиц Артема и Евпаторийской. Вполне возможно, что если его выкрасить посветлее, то он приобрел бы совсем другой вид, но на данный момент этот жуткий багровый цвет отталкивает. Этот дом выглядит нежилым. Две странные длинные пилястры вокруг окна лестничной клетки создают претензию на красоту. Хотя, в прошлом он мог быть и побогаче оформлен. А впоследствии его вполне могли «обрить».

А рядом – Дом учителя. Прекрасное помещение, хотя тоже несколько мрачноватое. Солнечная погода сглаживает эти черты, но как только собираются тучи, здание суровеет. По рассказам краеведов, строилось здание еще в дореволюционные времена как школа, и сохранило свое предназначение, сменив звания: «первая образцовая» и «четвертая средняя школа им. И. А. Крылова».

Выдержанные в стиле дома смотрятся прекрасно. Когда ты видишь перед собой все его украшения, видишь его уникальную симметрию – уже не остаешься равнодушным.

Вот, например, этот дом № 87 на перекрестке с улицей Итальянской. Вроде бы все в нем просто, кирпич даже не покрыт плитками руста, но этот бельведер с террасой вокруг него (смотровая площадка на крыше) и украшенные рельефом пилястры на фасаде этажа ниже сразу делают его особенным. Да, местами он нуждается в ремонте, реставрации, но это уже прецедент! Это уже не хозяйственная коробка, каких и до революции хватало. Ведь не все старые здания обязательно красивые и стильные, даже ценимая бывшая гостиница «Россия», что возле ДОСААФа. И дело не в состоянии, а именно в архитектуре. Нет в ней чего-то особенного, выразительного.

Зато есть в частных домах, уцелевших сквозь время (например, дом №30 по улице Артема). Множество домов в псевдорусском стиле с кокошниками вокруг окон, такое же множество просто оформленных фасадов и фасадиков (улицы Артема, Георгиевская, Итальянская, Пушкина, Семенишина). Пока людской поток не поставил строительство жилья на конвейер, каждый отдельный дом был домом, а не спальным местом. Не коробкой, а… семейным храмом, что ли. Место, где душа с телом находят умиротворение, должно быть красивым. Это уважение к себе и своей семье.

Как ни странно, но постройки зажиточных господ нашего времени не отличаются выразительностью стиля. Их красота держится на том, что они просто новые, но многочисленность голых колоссов из красного кирпича не радует. Иногда пристройки в них делают башнями, пытаются соорудить портики, но все это не выглядят гармонично. Для замковых укреплений башни слишком нарядны, а для дворцовых красот не хватает оформления. Но и из этого негласного правила моды есть исключения.

И лучше всего, когда архитектор может сочетать в своем творчестве достижения дней минувших с достижениями дней сегодняшних. Мы привыкли делить время на «вчера, сегодня и завтра», но, на самом деле, все пережитое остается с нами, также как и все достигнутое. Если архитектура – это «музыка в камне», то не стоит отмахиваться от классики и бросаться в неживые синтетические эксперименты сломя голову. Так мы все потеряем уже нажитое эстетическое богатство. А если сумеем гармонично сочетать прошлое с настоящим, то получим красивое будущее, хотя бы в лице новых домов, в которых солидная стильность старины будет уживаться с новаторством и современностью.

Такое сочетание самых разных элементов уже существующих стилей называется «эклектика».

Экле́ктика, также эклекти́зм (греч. εκλεκτός, «избранный, отборный», от греч. εκλέγω, «выбирать, отбирать, избирать») — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении. Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. (материал Википедии)

Если дизайнеры всех современных фасадов магазинов и прочих учреждений будут смотреть на архитектуру здания глобально, а не в пределах площади сего учреждения, а также будут руководствоваться принципами вкуса в сочетании новых материалов со старым декором, то станет гораздо меньше этих кричащих несоответствий между фасадом новомодного магазина и здания в стиле ампира или классицизма. Что, к сожалению, уже давно имеет место быть в практике градостроительства. Наверное, это тоже своеобразная эклектика, но применена она не к месту и слишком грубо.

После внеочередной прогулки становится понятно… что нужна еще не одна. Есть за чем понаблюдать гражданам, есть о чем задуматься дизайнерам. Недавно мне одна хорошая знакомая написала о том, что с удивлением для себя открыла живописность Старого города, красоту всех этих старинных сооружений, прошедших испытания века. Для меня эти слова были просто бальзамом на душу. Всегда приятно, когда еще один человек разделяет с тобой любовь к тому, чем богат родной город. Действительно богат, не на словах.

А значит, что и у этого рассказа будет свое продолжение.

Максим ХОЛЯВИН.

Фото автора.