1917 год. Мариуполь: от февраля до октября-4

(Окончание)

В летних выпусках «Мариупольского слова» находим материалы, посвященные школьникам, их воспитанию, детскому общественному движению.

12 августа газета поместила большую статью Псалти «Наш долг», посвященную городской организации бой-скаутов. Эта публикация, на наш взгляд, не потеряла своей актуальности и сегодня. Представим несколько ее фрагментов.


«… Мы должны позаботиться, чтобы наша молодежь выросла честной, разумной, развитой и подготовленной для общественной работы, которая могла бы творить новую светлую жизнь…, работать для счастья всего народа. Одна из таких организаций – организация бой-скутов – образовалась по примеру Европы и у нас. Наш долг – поддержать, дать развиться этой молодой организации в большое общество, к которому могли бы примкнуть все наши дети.

Цель общества бой-скаутов – сделать из юношей анемичных, апатичных ко всему, стареющих раньше времени – людей здоровых, жизнерадостных, рыцарей духа, поборников правды. Лучше всего мы это поймем, когда познакомимся с заповедями, которыми бой-скауты клянутся следовать. Вот они:

—     Исполнять свой долг перед родиной и всеми силами стремиться быть честными и полезными гражданами России.

—     Оказывать услуги и помогать всем, особенно старым людям, детям и женщинам.

—     Быть всегда правдивым и верным данному слову.

—     Быть другом животных

—     Быть веселым и никогда не подать духом.

—     Быть вежливым и аккуратным.

—     Быть верным законам бой-скаутам.

—     Подчиняться суду чести.

—     Не жди от других ничего, но сам другим давай все, что можешь.

—     Укрепляй свое тело и душу и просветляй разум.

—     Пусть твоя первая мысль будет о других, вторая о себе.

—     Будь завтра лучше, чем ты есть сегодня и чем был вчера.

Наш долг – поддержать такую организацию. На днях будут созваны все воспитатели, сочувствующие этому делу и желающие приложить свой труд. Предполагается основать общество содействия нравственному и физическому развитию молодежи обоего пола…» («Мариупольское слово». 12 августа 1917 г.)

Х         Х         Х

Этим оптимистическим текстом, проникнутым искренней заботой о будущем, закончим летний репортаж из 1917 года.

А тем временем обстановка и в стране, и в Мариуполе с каждым днем накалялась. Все понимали, что осенние месяцы взорвутся активным, скорее всего вооруженным противостоянием. Ожидали с нетерпением и боялись их…

ОСЕНЬ 1917 ГОДА

Лето 1917 года завершилось тяжелым политическим кризисом.

25-30 августа реакционные политические силы, сплотившись вокруг генерала Лавра Корнилова, подняли мятеж, пытаясь установить в России военную диктатуру.

События в столице эхом отозвались в провинции. «Мариупольское слово» 31 августа опубликовало резолюцию по отношению к текущим событиям, которая была принята на чрезвычайном соединенном заседании исполнительных комитетов совета рабочих и солдатских депутатов, президиума полкового комитета, комитетов всех социалистических партий, железнодорожного комитета и центрального бюро профессиональных союзов Мариуполя.

«Выступление Корнилова есть наиболее яркое выражение той контрреволюционной политики, которую значительные слои имущих классов вели сначала тайно, а в последнее время открыто…

Мы призываем всех рабочих, солдат и крестьян, всю революционную демократию сплотиться вокруг своих авторитетных органов и всеми силами и средствами поддерживать последних в их тяжелой борьбе.» («Мариупольское слово», 31 августа 1917 г.)

3 сентября общественный исполнительный комитет обратился с воззванием к населению города.

«Граждане города Мариуполя! Новое тяжелое бедствие выпало на долю нашей исстрадавшей родины. В момент величайшей опасности, когда германские полчища прорвали наш фронт и угрожают двинуться на Петроград, верховный главнокомандующий генерал Корнилов поднял открытое восстание против Временного правительства. Его предательские призывы нашли себе сочувствие у некоторых представителей командного состава.

Страшная кровавая междуусобица готова разразиться в разных концах России. Нашей свободе и независимости грозит великая опасность.

В этот тяжелый час гражданский долг каждого, кто любит родину, — сплотиться вокруг законной власти и защитить ее от бездумных мятежников. Спасение страны – в объединении демократических сил, в стойкой защите от внешнего врага и в решительном подавлении всех контрреволюционных покушений. Наш долг сохранить порядок и спокойствие в городе… Особый комитет по борьбе с контрреволюцией, возникший по почину совета рабочих и солдатских депутатов, примет все меры к немедленному подавлению течений, враждебных Временному правительству. Общее руководство жизнью принадлежит демократической организации – общественному исполнительному комитету, который рожден движением революции и остается верным своему руководящему лозунгу: «Свобода и порядок!»

(«Мариупольское слово». 3 сентября 1917 г.)

Общими усилиями демократических сил в центре и на местах корниловский мятеж в первых числах сентября был разгромлен.

Х         Х         Х

8 сентября, в пятницу, состоялись выборы в городскую думу. Избиратели на девяти участках впервые голосовали за партийными списками. Это новшество усложнило процедуру голосования и подсчет его результатов.

В целом выборы прошли организованно, существенных нарушений замечено не было. Екатеринославский губернский комиссар, наблюдавший за ходом выборов, уведомил городскую управу, что с его стороны по выборам гласных в Мариупольскую городскую думу протеста заявлено не будет. («Мариупольское слово», 17 октября 1917 г.)

11 сентября «Мариупольское слово»опубликовало список гласных новой городской думы – их было избрано 67. Убедительное большинство получил блок партий социалистов-революционеров – 35 человек. Меньшевики и им сочувствующие провели в думу 8 человек. Большевики получили 7 мандатов. Для последних это было слишком мало, чтобы серьезно влиять на работу думы. Им оставалось только одно – использовать думскую трибуну в пропагандистских целях.

От объединения украинских организаций “Просвіти”, партии украинских социалистов-революционеров гласными думы были избраны уже знакомые нам люди: Липковский Сергей Онуфриевич и братья Коваленко – Иван Пантелеевич и Тихон Пантелеевич. («Мариупольское слово», 11 сентября 1917 г.)

29 сентября газета «Мариупольское слово» напечатала отчет о первом организационном собрании гласных. Председателем городской думы был избран эсер А.Левицкий, его первым заместителем стал меньшевик М.Дружинин, вторым заместителем – большевик Л.Горхов.

Завершилось формирование девяти фракций. 7 октября их представители на торжественном заседании думы огласили декларации.

От имени социал-демократической партии (меньшевики) это сделал Дружинин.

От имени социалистов-революционеров – Шалганов.

От имени объединенной еврейской социал-демократической рабочей партии – Шеренштейн (на еврейском языке с последующим переводом).

От имени украинских социалистов-революционеров – И.Коваленко (на украинском языке).

От имени еврейской социал-демократической партии (Поалей-Цион) – Левин (на еврейском языке)

От имени украинских социалистов-федералистов – Липковский (на украинском языке).

От имени партии народной свободы (кадеты) – Земцов.

От имени социал-демократической партии (большевики) – Горхов.

От имени еврейской внепартийной демократической группы – Векслер (на древне-еврейском языке).

Вновь избранная дума состояла из шести отделов: продовольственного, медико-санитарного, финансового и хозяйственно-земельного, воинско-милиционного, отдела труда и отдела народного образования.

16 октября городская дума приняла обращение к населению Мариуполя. На следующий день этот программный документ был опубликован в газете «Мариупольское слово». Приведем его текст полностью.

«Граждане и гражданки! Новая городская дума, избранная вами на  началах свободы, вступила в свои обязанности в тяжелое время. Приняв на себя ответственный труд управления городом, дума приложит все силы на пользу населения и города. Первая задача городской думы – улучшение продовольственного дела, вторая – изыскание денежных средств для нужд города и третья – дать народу знание и просвещение.

Но, граждане, городская дума будет в состоянии спокойно работать и осуществлять поставленные перед ней задачи только тогда, когда доверие, которое вы ей оказали, будет проявлено вами в деле. Как единственный орган власти в настоящее время избранный всем населением, городская дума надеется, что вы,граждане, сохраните и поддержите полное спокойствие в это тяжелое время и исполните в точности все постановления, которые городская дума будет выносить исключительно в интересах населения. Только при полном доверии и действительной поддержке населения городская дума может плодотворно работать на пользу широких масс городского населения.» («Мариупольское слово», 17 октября 1917 г.)

На этом и завершился послевыборный организационный период. Городская дума – главный распорядитель на то время в Мариуполе – приступила к исполнению своих непосредственных обязанностей.

Городской общественный исполнительный комитет, таким образом, выполнил свою основную миссию – успешно подготовил и провел выборы городской думы. 29 октября состоялось последнее заседание исполнительного комитета, на котором было принято решение о его самоликвидации. Несколько дней спустя прекратил свое существование и печатный орган исполкома «Мариупольское слово»

Х         Х         Х

Осенью 1917 года в Мариуполе, как и по всей территории России, проводилась подготовка к выборам во Всероссийское учредительное собрание.

Предстоящие три ноябрьские дня должны были, как предполагали, определить будущее государства: 12 ноября – первый день подачи голосов. 13 ноября – второй день голосования, 14 ноября – последний день голосования и подсчет голосов.

В мариупольских газетах публиковались программы политических партий. Суть большинства воззваний демократических партий сводилась к следующему: несмотря на кризис власти, узурпация власти одной партией неизбежно приведет к страшным политическим последствиям – кровопролитной гражданской войне.

А это значит, что демократическая общественность верно оценивала сложившуюся политическую ситуацию, предупреждала о гибельной опасности, взывала!.. Не прислушались!…

В противовес этим предупреждениям и призывам большевики усиливали свое влияние в массах. Увеличилась численность большевистской организации. К концу октября 1917 года она насчитывала в городе до тысячи человек.

Во время октябрьских перевыборов в Мариупольский городской совет рабочих и солдатских депутатов большевики одержали победу.

12 октября в здании кинематографа «Вечерний отдых» состоялось первое заседание Мариупольского совета рабочих и солдатских депутатов. В исполком совета было избрано одиннадцать членов партии РСДРП(б). Председателем совета стал большевик Василий Афанасьевич Варганов. На этом заседании была принята декларация фракции большевиков о переходе всей власти в городе в руки совета. 17 октября Мариупольский совет избрал делегатами на 11 Всероссийский съезд советов большевиков Л.Б.Горхова и П.П.Московченко.

На этом же заседании была принята следующая резолюция: «Для спасения страны и революции… Совет рабочих и солдатских депутатов считает необходимым немедленный переход полноты власти в руки 11 Всероссийского Съезда рабочих и солдатских депутатов… Мариупольский Совет рабочих и солдатских депутатов вменяет своим делегатам на съезде отстаивать все пункты этой резолюции, в противном случае лишает их мандатов».

(«Приазовский рабочий», 24 августа 1966 г.)

Резолюция была телеграфом передана Центральному Исполнительному Комитету, Петроградскому Совету рабочих и солдатских депутатов и в редакцию газеты «Звезда».

Х         Х         Х

25 октября в Петрограде свершилась социалистическая революция. 11 Всероссийский съезд советов провозгласил советскую власть. Два дня спустя весть об этом дошла в Мариуполь.

Отношение различных партий и общественных организаций, жителей города к событиям в столице было неоднозначным.

29 октября «Мариупольское слово» на первой странице пометило тревожную информацию. В ней, в частности, говорилось:

«…В Петрограде революционный комитет без ведома и вопреки желанию всех центральных органов демократии распустил Совет Республики и арестовал министерства низложенными».

Далее следовало Воззвание городской думы, которая продолжала функционировать наряду с городским советом.

«Граждане города Мариуполя! Россия вновь переживает кризис власти! В дни государственных испытаний нужно полное присутствие духа, абсолютное спокойствие.

Вновь избранная населением города Мариуполя дума взывает к населению и объявляет во всеобщее сведение, что в Мариуполе образовался революционный комитет, в состав которого  входят представители социалистических партий и революционных организаций. Задача комитета — охранять порядок и спокойствие в городе, неприкосновенность граждан и целостности их имущества». («Мариупольское слово», 29 октября 1917 г.)

4 ноября 1917 года общее собрание Мариупольского совета рабочих и солдатских депутатов 47 голосами при 4 голосовавших против и 2 воздержавшихся приняло большевистскую резолюцию, в которой приветствовались решения 11 Всероссийского съезда советов.

В истории Мариуполя началась новая, послеоктябрьская глава. На пороге стоял «боевой восемнадцатый год», где предпочтение отдавалось не словам и убеждениям, лозунгам и программам, а силе и оружию, контрибуциям и реквизициям, обыскам и арестам, стрельбе на поражение… Но это тема уже другого повествования…

Павел Мазур, краевед.

10.01.2007 г.