А строился ли город Павловск?

Сразу же после разгрома Запорожской Сечи Екатерина ll и подчиненная ей государственная структура  делали все возможное дабы, выражаясь словами императрицы, истребить  «на будущее  и название запорожских казаков». Как известно, сразу же после того, как Сечь была разрушена, власти немедленно упразднили ее административно-военные единицы – паланки, а вместо них  были образованны уезды. На территории бывшей  Кальмиусской паланки первоначально создали Кальмиусский уезд. Однако буквально  через несколько месяцев его переименовали в Павловский. Это произошло в 1776 году, когда, как писал епископ Феодосий в своих «Материалах для историко-статистического описания Екатеринославской епархии», В. Чертков только «озабочен был мыслью устроить в новой губернии город Павловск в честь и в память наследника престола Павла Петровича», а заложил его  лишь два года спустя.

Закладной камень памятника в Донецке в честь 500-летия Кальмиусской паланки

Как свидетельствует все тот же епископ Феодосий, губернатор Чертков, изыскивая «лучшее и удобнейшее для этого место, остановился первоначально мысленно на старинной  запорожской паланке – на Кальмиусе» и «в этой паланке при впадении реки  Кальмиуса в Азовское море, решился устроить новый город Павловск». Точнее место «построения города не укажешь: на месте паланки (по-татарски — крепости) и Кальмиусской слободы. Поэтому и заложил губернатор Марии-Магдалининскую церковь рядом с  Кальмиусской слободой. А это означало не что иное, как фактическое переименование Кальмиуса в город Павловск».

Сама церемония закладки Марии-Магдалинской церкви состоялась в день святой Марии Магдалины 22 июля (по старому стилю) 1778 года. Эта дата и считается датой основания города-фантома Павловска.

В том же году всего лишь два месяца спустя появляется составленная по  указанию губернатора «Карта, представляющая Азовскую и Новороссийскую губернии с показанием смежных земель», на которой «впервые нанесен г. Павловск в географической точке современного Мариуполя». О чем может говорить такое спешное появление этой картины? Только о том, что  напоминающее о казачьем прошлом название центра Кальмиусской паланки решено заменить названием города-фантома.

В пользу того, что на составленную в сентябре 1778 года губернской  канцелярией карту было нанесено имя города-фантома, говорит тот факт, что на ней он не назван городом, как другие. Не называет его городом и официальная «Ведомость, какое число по уездам всей Азовской губернии, как в прежних, так и вновь заведенных государственных, воинских помещичьих слободах состоит мужеска и женска полу душ прошлого 1778 года». В ней ведется речь лишь о «городовой Павлоградской округе», в которой  на 1 января 1778 года было «поселено купцов – 4 мужчины и 1 женщина, мещан – 11 мужчин и 5 женщин, цеховых (ремесленников) – 22 мужчин и 8 женщин, дворовых людей (слуг) 3 мужчины и 1 женщина».

Здесь для ясности надо сделать уточнение. Ключевое слово «округа» согласно академическому «словарю русского языка» означает не территорию, отведенную под  строительство города, а всего лишь «окружающую, прилегающую к чему-либо местность, окрестность». Следовательно,  «городовая Павловская округа» была ни чем иным, как окрестностью бывшего  города Кальмиуса. Это, во-первых. Во-вторых, следует  уточнить, откуда же взялись в устье Кальмиуса купцы, ремесленники и мещане, если в первые годы после разгрома Запорожской Сечи Екатерина ll раздавала земли  казачьих вольностей только своим приближенным, крупным помещикам и военным чинам. Да и те не слишком спешили заселять свои наделы. Все станет абсолютно ясным после знакомства с указом №1817 Азовской губернской канцелярии, продублировавшего ордер Потемкина. Там идет речь о том, что жившие в устье Кальмиуса могли записаться «в купечество или мещанство». Следовательно, и населением «городовой Павлоградской  округи» были местные казаки, жившие, скорее всего в прилегающих зимовниках, записавшиеся в соответствующие сословия.

Уточнения требует и утверждение сторонников чертковского Павловска (Павлограда) о том, что его жители «за два лета (1778-79 гг.)… успели построить 55 домов». Так ли это? Итак, давайте разбираться, сколько «за два лета» погожего для строительства времени было у жителей «городовой Павлоградской округи». Поскольку день Святой Марии Магдалины, когда была заложена церковь, приходился на 22 июля 1778 года. Следовательно,  строительные работы в 1778 году можно было вести, как минимум, полтора и, как максимум,  три месяца, если октябрь был тогда сухим и теплым, и к тому же если под рукой были необходимые строительные материалы. Да и в 1779 году строительные работы могли вестись всего лишь 6-7 месяцев. Следовательно, десятки жителей «городовой  Павлоградской округи» не могли построить 55 домов  «за два лета», если  учесть что почти три тысячи греков-переселенцев в течение более  длительного времени (с 26 июля 1780 года по 1782-й включительно) успели построить 53 каменных дома и 20 мазанок. При этом греки были в значительно более выгодном положении. Им по велению Екатерины ll и Потемкина  дозволялось получать строительный лес из казенных угодий в Таганроге, Александровском и Бахмутском уездах, тогда, как их  предшественники должны были добывать такие позволения персонально каждый, а потом рубить самим деревья и своим коштом доставлять строительный лес в устье Кальмиуса.

К тому же следует дать обоснованный ответ: а была ли у 57 жителей «городовой Павлоградской округи» нужда строить 55 домов, как это утверждают сторонники существования вновь построенного города Павловска. Ведь жилье для себя строят семейные люди. А из архивных документов вытекает, что в «городовой Павлоградской округе» жили только 15 женщин. И если допустить, что к тому времени все они без исключения  были замужними, то выходит, что в округе насчитывалось 15 семей и, следовательно, им нужны были всего лишь 15 домов, а не 55.

Итак, суммируя все сказанное выше, следует отдать предпочтение  мнению С. Кальерова, который в статье «Известна точная дата основания Мариуполя – 1780, и не о чем спорить», опубликованной 26 января 2002 года, писал, опираясь на архивные данные, что 55 домиков  принадлежали жителям Кальмиусской слободы. А это означает, что задуманный  Чертковым город «в честь и в память наследника престола» так и не начинал строиться. В противном случае существовали бы в архивах документы, свидетельствовавшие хотя бы о заготовке лесоматериалов, без которых строительство домов невозможно. Да и стоит ли вести речь о строительстве фантомного Павловска-Павлограда, если даже заложенный В. Чертковым Марии-Магдалининский храм был достроен и освящен лишь 4 июля 1791 года.

В защиту своей позиции сторонники Павловска, якобы находившегося в стадии строительства могут заявить: а как же быть с документами Российского госархива древних актов, в которых идет речь о том, что в Павловске в 1779 году проходила хлебная  ярмарка и что «по разработанному для Новороссийской и Азовской губернии плану в строящемся г. Павловске на устье реки Кальмиуса  предполагалось размещение одного батальона войск». Эти аргументы опровергаются очень легко…

Дело в том, что подобные хлебные торги проходили здесь и в казачьи времена. Чумаки привозили сюда хлеб и на вырученные деньги покупали рыбу, соль и меха. Купцы же привозили на подобные торги спиртное, мануфактуру, табак, предметы хозяйственного обихода. А поскольку, согласно переписи 1779 года, кроме 57 жителей так называемой «городовой Павлоградской округи» и 72 жителей Кальмиусской слободы еще числилось «в заброде», то есть на рыбной ловле 328 человек, то такое  количество занималось ловлей рыбы и торговлей ею с целью обеспечить средства для существования, как это было до разгона Запорожской Сечи и после него. Что же касается  размещения батальона войск, то в Кальмиусе – Павловске непосредственно в укреплении имелось помещение для личного состава.

Николай РУДЕНКО.