1918 год: Мариуполь в революционном вихре-5

(Эта статья первоначально была опубликована на сайте 17 декабря 2012 года)

Восстание фронтовиков-2

Уходя из города, Варганов увел и часть членов Исполнительного  комитета Советов рабочих и крестьянских депутатов, причем они всюду  на пути отступления распространяли ложные сведения, будто в городе Мариуполе разогнана советская власть белогвардейцами и гайдамаками,  что будто город горит и идет бой с моряками. С целью  освещения  действительного положения экстренно созванное городским самоуправлением  совещание выше перечисленных организаций разослало во все пункты телеграммы с опровержением ложных слухов, распространенных Варгановым, и с требованием его ареста за зверское убийств двух железнодорожных  рабочих.

29 марта упомянутое выше совещание, заслушав  заявление  оставшихся  членов Совета рабочих и крестьянских депутатов о действиях  Варганова по отношению к Советам, делегировало к Главковерху Егорову и комиссару Антонову представителей  Союза моряков с документами,  освещающими истинные  причины событий в Мариуполе. Кроме того, ввиду отсутствия полного состава Исполнительного комитета Совета рабочих и крестьянских депутатов, совещание это сконструировало Временный Исполнительный Комитет, который до  выборов нового Совета рабочих депутатов или возвращения прежнего облечен всей полнотой власти.

Объявляя об этом, Временный Исполнительный комитет просит всех  граждан и товарищей, все учреждения, организации и предприятия сохранять полное спокойствие, продолжать нормально  свою трудовую жизнь и  не верить разным нелепым слухам.

Временный Исполнительный Комитет, стоя на платформе Советской власти, принял все меры к возвращению уехавших членов рабочих депутатов.  В случае их невозвращения необходимо будет приступить к немедленным выборам  нового Совета» («Революционное слово», 16 апреля 1918 года).

Х Х Х

Решительные действия Временного Исполнительного  Комитета  получили поддержку трудовых коллективов. К примеру, общее собрание стоящих в Мариупольском порту 25 судов приняло следующую резолюцию:  «Общее собрание, обсудив вопрос о создавшемся  положении в Мариуполе в связи с действиями Варганова и его приспешников, постановило: считать  Варганова и его шайку изменниками революции и  узурпаторами власти Совета своими преступными действиями, и обращается к Центрофлоту за поддержкой вооруженной силой вырвать власть у отдельных кучек и банд и восстановить в священных правах Совет  в лице рабочих, солдат и крестьян. Со своей стороны мы, моряки торгового флота, примем все зависящие  от нас меры для достижения полного торжества советской власти». («Революционное слово», 16 апреля 1918 года).

Отправлена также была телеграмма  Гловковерху Егорову  и комиссару Антонову-Овсеенко. Ее текст был опубликован  в газете «Революционное слово». В телеграмме говорилось: «Оставшиеся члены Мариупольского  Совета рабочих и крестьянских депутатов на совместном заседании с городской управой, комитетами социалистических партий и представителями  рабочего контроля, союза моряков и союза железнодорожников, получив телеграмму от Главковерха о движении на Мариуполь, якобы для  подавления контрреволюции, бронированных поездов и эшелонов Красной Армии, постановили просить о немедленной отмене означенных распоряжений. В Мариуполе контрреволюционных и гайдамацких выступлений не было, все  поддерживают советскую власть и стоят на страже революции.

Бывшие военные комиссары Варганов и Вильклиш с преступной группой, организованной в местную гвардию и постоянно терроризировавшей население, зверски убили двух железнодорожников и четырех увели неизвестно куда. Рабочие,  крестьяне и солдаты восстали против безобразий  этой красной гвардии. Несколько лиц исполнительного комитета уехали  неизвестно куда во главе с Варгановым. Для выяснения событий в Мариуполе выслана к вам делегация с документальными данными».

В составе  делегации были и коммунисты, в том числе и Георгий Македон, комиссар печати, будущий руководитель подпольной партийной организации  в период оккупации города  австро-германскими войсками. В Таганроге  к информации мариупольской делегации отнеслись очень внимательно  и отлично поняли, кто прав и кто виноват.

«Революционное слово» поместило следующую телеграмму  из Таганрога: «Прибывшая от вас делегация заседает вместе с Народным Секретариатом, который принимает все меры к мирному разрешению вопроса. Варганов и его шайка по распоряжению Народного Секретариата арестовывается…».

А тем временем в Мариуполь  прибыл бронепоезд  № 4 и 2-й революционный батальон Южного фронта. Состоялись переговоры членов Временного Исполнительно Комитета и представителей социалистической партий с командованием частей Красной Армии. В итоге переговоров был составлен и подписан мирный договор, текст которого «Революционное слово» опубликовало 16 апреля. В  договоре, в частности говорилось:

«1) Власть в городе должна безусловно принадлежать Совету рабочих, крестьянских, матросских, солдатских депутатов…

2) Временно до сконструирования Советов власть должна принадлежать Временному Исполнительному Комитету….

3) Временный Исполнительный Комитет должен на первом же своем заседании выделить комиссию с представителями из социалистических партий по одному с самыми широкими полномочиями для расследования  всего, связанного с последними печальными событиями в городе Мариуполе и его окрестностях…

4) Охрана порядка в городе поручается местным морякам и всем, за кого они могут поручиться…».

На следующий день, 17 апреля, «Революционное слово» опубликовало объявление: «При Временном Исполнительном Комитете г. Мариуполя открыла свои  действия Следственная Комиссия для  расследования  последних событий в городе. Всех товарищей и граждан, все  общественные организации,  могущие дать какие-либо  свидетельские показания о деятельности военных комиссаров Варганова и Вильклиша (об арестах  реквизициях и убийствах) и о последствиях и имеющие какие-либо документальные данные, прошу явиться в Следственную Комиссию, гост. «Континенталь», 19, для дачи показаний.

Начальник военного контроля Штаба Верховного Главнокомандующего Николаенко».

А тем временем Варганов, поняв, что ему предстоит держать ответ за содеянное, решил бежать, сначала в Ейск, потом в Калугу. Говорят, что при этом он не забыл прихватить с собой и полковую кассу. Фронтовики же в Мариуполе решили отметить свою победу и наметили на 25 апреля общегородской праздник – «День фронтовика».

25 апреля «Революционное слово» вышло со статьей, посвященной этому празднику. В статье, в частности, говорилось: «… И чем бы ни закончился последний переворот, одно для нас несомненно: народ, разобравшийся в преступной политике мародеров революции, сумевший отличить друзей от врагов, понявший, что власть личного режима  неизбежно ведет к единодержавию, и, наконец, сумевший не только это понять, но и сбросить произвол, доказал свою жизнеспособность и политический рост…

Фронтовики явились лишь наиболее действенным элементом, как люди, которые не раз стояли лицом к лицу со смертью. В этом сказалась их большая отвага. Слава же вам, давшим нам право не только умирать, но и жить! Слава вам, освободившим нас от кровавых кошмаров и расстрелов!».

Х Х Х

Все время, когда я готовил этот материал к печати, меня не покидал вопрос: «Знал ли автор «легенды» образца 1966 года о  существовании архивных документов, опровергавших его ложное толкование апрельских событий в Мариуполе? Конечно же, знал, ведь все эти документы  были, как и сегодня, доступны.  Более того,  вырывая из этих документов  отдельные фразы, он «лепил» свою «историю», руководствуясь  рукописными «воспоминаниями» Варганова, сочиненными им в 1957 году для областного партархива.

И по  сей день эта «история» все еще живет! Листаю солидное издание «Весь Мариуполь. путеводитель», изданный в 2003 году. Книга  открывается «Исторической хроникой». На странице 82 сообщается: «8 апреля 1918 года в Мариуполе произошло антисоветское восстание «фронтовиков». Приостановлена деятельность Совета рабочих и крестьянских депутатов». И эти  исторические «страшилки», эти унизительные  кавычки к слову фронтовики – не исключение!»

В этой связи хочу еще раз отдать должное краеведу Льву Яруцкому, так рано ушедшему от нас, который первым, еще в 1998 году, решился сказать правду о восстании фронтовиков.

Еще раз, внимательно прочитав текст первой части  исторической хроники 1918 года, несу  его в редакцию газеты «Вечерний Мариуполь». Она расположена в одном из домов по улице Варганова. Вот так-то…

Павел МАЗУР, краевед.