Жизнь Жданова: неизвестные факты- 1

Фигура Андрея Александровича Жданова и в наши дни вызывает ожесточенные споры. Его ненавидит и проклинает либеральная интеллигенция, поминают добрым словом коммунисты и многие пожилые жители Питера, а нынешние хозяева Смольного о нем предпочитают умалчивать.

Жданова можно назвать неразгаданным, неизученным сфинксом Ленинграда. Начинаем публикацию жизнеописания этого выдающегося исторического деятеля в нескольких главах. Автор — историк и публицист Алексей Волынец.

Прапорщик Жданов с невестой, г.Шадринск, 1917 г.


«ТОВАРИЩ АНДРЮША»

И сказал Господь: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе.
«Бытие» 18:1

Наш герой родился 26 февраля старого стиля 1896 г. в городе Мариуполе, в семье инспектора народных училищ. Вспомним, что ту же должность занимал отец Ленина при рождении будущего лидера русской революции. Но батюшка нашего героя был не только педагогом и чиновником – как ни странно, а, может, в чём-то и закономерно – отец будущего идеолога сталинского СССР изначально тоже специализировался на «идеологии». Ведь православие в те годы было именно официозной идеологией Российской монархии, а отец нашего героя – Александр Алексеевич Жданов – не только родился в семье сельского священника под Рязанью и закончил Рязанскую духовную семинарию, но в 1887 г. блестяще окончил высшее религиозное учебное заведение Российской империи – Московскую духовную академию. Обучаясь, а затем работая доцентом на кафедре Священного Писания Ветхого Завета, магистр богословия Александр Жданов и не подозревал, что через 60 лет его ещё нерождённый сын Андрей создаст в той же Москве аналогичное учебное заведение по идеологии. Только если в православной самодержавной монархии это была богословская академия, то в сталинском СССР аналогичное заведение будет называться Высшая партийная школа.

Отец А.А. Жданова — преподаватель Московской Духовной Академии.

Впрочем, первые ростки «партийной школы» проявились еще тогда – отец нашего героя не только стал одним из первых в России исследователей Апокалипсиса и создателем популярного в семинариях Империи цикла лекций по истории Ветхого завета, но и увлёкся идеями марксизма и социал-демократии. Что, кстати, тоже не удивительно: искренняя вера в божественную справедливость (а отец Жданова, несомненно, был искренне верующим православным) обязательно приведёт личность к поиску справедливости и на земле. Если, конечно, личность не победит конформист. Сын сельского священника и увлеченный революционными идеями магистр богословия Александр Жданов конформистом не был – из-за конфликта с церковной бюрократией и подозрений в «крамольных» идеях он был со скандалом изгнан из Духовной академии.

В юности Жданов-отец успел поработать учителем в сельской школе, а человек с высшим образованием в провинциях полуграмотной Российской империи был ценным кадром по определению. И покинувший Москву магистр богословия нашел должность в сфере «народного просвещения», тем более что тема его магистерской диссертации звучала «Сократ как педагог». Кстати, студенты Духовной академии на прощание подарили изгоняемому начальством преподавателю привезенную из Иерусалима библию на арамейском языке – потом эта библия всегда хранилась в семье секретаря Политбюро ЦК ВКП(б)…

Чиновничья служба на ниве просвещения занесла инспектора народных училищ Александра Жданова в город Мариуполь. В те годы этот уездный город по количеству иностранных консульств уступал только Санкт-Петербургу – бурно развивавшаяся в Российской империи современная промышленность большей частью принадлежала иностранному капиталу, а Мариуполь был не только одним из крупнейших центров металлургии, но и основным торговым портом для обширного промышленного района с заводами и шахтами Донбасса. Наш герой родился рядом с металлургическими заводами, принадлежавшими немцам, бельгийцам и американцам. Его матушка, урождённая Горская, так же происходила из семьи потомственных богословов и священнослужителей и, как шутили в семье, «состояла в родстве чуть ли не со всем Священным синодом» — среди рода Горских были и ректоры Духовной академии, и епископы.

При рождении нашего героя никто, конечно, и помыслить не мог, что город Мариуполь когда-нибудь будет называться Жданов, и в городе Жданове все заводы будут нашими, а не немецкими или американскими. Символично, что город потеряет это своё новое имя, когда мы потерям и нашу страну со всеми заводами, газетами и пароходами.

Православный богослов и русский социал-демократ Александр Жданов стал первым учителем своего сына, благо знания и педагогический опыт позволяли. Отец принадлежал к той исконной русской интеллигенции, которая вела своё происхождение от Ломоносова и классиков русской литературы. Владея древнееврейским, древнегреческим, немецким и французским языками, зная европейскую культуру, увлекаясь идеями марксизма и социализма, он, тем не менее – выражаясь более поздним языком его сына – не «низкопоклонствовал перед Западом» и был далёк от всяческого новомодного «декаданса».

У отца мальчик не только получил начальное образование, любовь к русской литературе и народным песням, но и знакомство с обеими идеологическими доктринами – с православием и революционными идеями. Александр Жданов умер, когда сыну было всего 13 лет, но заложенное отцом наследие будет проявляться в деятельности сына всю жизнь, даже когда он станет вторым человеком в иерархии сверхдержавы Сталина.

От матери, имевшей прекрасное музыкальное образование, мальчик научился нотной грамоте и игре на пианино, на всю жизнь восприняв вкус к классической музыке.

После смерти отца, семья – мать, Андрей Жданов и три его сестры – переехали поближе к родственникам, в Тверскую губернию. Там наш герой в 1910 г. поступил в Тверское реальное училище и впервые познакомился с местными социал-демократами. Через два года подросток Жданов уже попадет в сводки губернской жандармерии. Примечательно, что наш герой сразу, практически без колебаний примкнёт в революционном движении не просто к социал-демократам, а к их самой радикальной, большевистской фракции Ленина.

В 1915 г. Андрей Жданов закончил Тверское реальное училище (всё на отлично, включая «Закон Божий», с одной четвёркой по рисованию), с того же года исчисляется его партийный стаж в РСДРП(б). Подпольная партийная кличка у нашего героя в те годы – «Юрий», позже этим именем он назовёт своего сына.

Шла мировая война, и первокурсник Московского сельскохозяйственного института убежденный большевик Андрей Жданов активно поддерживал политическую позицию Ленина – бойня, в которой сотнями тысяч гибнут русские люди за интересы английского и французского капитала, должна стать прологом мировой революции.

Ни российская монархия, ни её армия к мировой войне были не готовы. Не хватало всего – от винтовок до младших офицеров (и то и другое в первую очередь массово терялось на поле боя). Но если винтовки еще можно было за горы золота купить в Японии или США, то офицеров нельзя были ни «купить», ни назначать из солдат: большинство солдатской крестьянской массы было либо неграмотно, либо едва умело читать. Поэтому на роль офицеров стали призывать кого угодно, лишь бы с достаточным образованием, а таковых в России «которую мы потеряли» было не так уж много.

Так «неблагонадёжный» студент Жданов в 1916 г. попал в армию. Сначала Царицынский студенческий батальон, где служили неблагонадежные элементы из образованных, затем 3-я Тифлисская школа прапорщиков, один из 15 созданных по всей Империи центров ускоренной подготовки младших офицеров. Здесь Жданов не только изучал стрелковое дело с тактикой, но и познакомился с Грузией и её культурой. С детства склонный к музыке, с отличным слухом и способностями к игре на разных инструментах от рояля до аккордеона, юнкер Жданов быстро освоил некоторые грузинские мелодии и народные песни. Тогда он еще не подозревал, что буквально через несколько лет судьба на всю оставшуюся жизнь сведёт его с грузинским большевиком Джугашвили. И на совместных посиделках они будут хором петь русские, украинские и грузинские песни, по мере употребления водки переходя к матерным частушками и блатным куплетам. Впрочем, хоровое пение и потребление горячительных напитков будет совсем не главным занятием этой компании…

Пока же прапорщик Жданов был направлен командиром взвода в 139-й запасной пехотный полк в уездный городок Шадринск огромной, охватывавшей весь Урал, Пермской губернии. В истории России этот затерянный на южном Урале город прославился только «картофельными бунтами» в середине XIX века, когда чиновники Николая I заставляли казённых крестьян переходить с зерна на картошку и слёзно писали начальству: «картофку, окаянные, не берут для посадки…» Тёмные крестьяне сочли насильственную посадку неведомой «картофки» одним из признаков начинающегося конца света, Апокалипсиса (того самого, что изучал отец нашего героя в Духовной академии). Среди крестьян пошли раскольничьи слухи, что «картофель есть отрождение того заветного яблока, за которое лишился блаженства первоначальный человек, и что когда оно с проклятиями было брошено на землю, то от него родился картофель и, следовательно, семя сие есть антихристово»… Крестьян тогда просветили в ортодоксальном богословии при помощи войск, многих отправили просвещаться дальше на каторгу.

Заметим, что к 1917 году основная масса сельского населения, как оставшегося в деревне, так и одевшего солдатские шинели, в своём развитии недалеко ушла от своих бунтовавших против апокалиптического картофеля дедушек. На этом фоне начитанный московский студент и тифлисский прапорщик Жданов был не только высокообразованным человеком, но и безусловным авторитетом, способным убедить слушателя цитатами хоть из Маркса, хоть из Библии. При этом молодой прапорщик не сторонился солдат, здоровался с ними за руку, обращаясь «Товарищ!» В том строго сословном обществе, с извечным делением на «голубую кровь» и прочее быдло, это было смелым и эпатирующим шагом. «За унижение чести русского офицерства» прапорщика Жданова исключили из полкового офицерского собрания. Исключавшие Жданова командиры запасного полка не могли знать, что этот странный 20-летний прапорщик со временем получит золотые погоны генерал-полковника, вынесет самую страшную городскую осаду в истории человечества и маршалы сильнейшей армии мира будут первыми отдавать ему честь.

Но накануне 1917 г. прапорщику искренне не улыбалось отправляться на фронт погибать за интересы русского царя, британского короля и французского президента – и он вёл антивоенную пропаганду среди крестьян-солдат запасного полка. Впрочем, нелегальная политика была далеко не единственным увлечением 20-летнего парня. Он достаточно быстро познакомился с немногочисленной интеллигенцией уездного Шадринска, а вскоре стал публиковать свои статьи и заметки в единственной местной газете «Исеть». Её редактор – Николай Здобнов – был на несколько лет старше нашего героя, тоже отучился в одном из московских институтов и был нелегальным социалистом-революционером.

Эсеров Андрей Жданов не любил, на первом курсе Московского сельскохозяйственного института он был единственным социал-демократом среди поголовно сочувствовавших эсерам студентов. Но в Шадринске эсер Здобнов являлся одним из немногих, с кем можно было поговорить и поспорить «за политику». К тому же у жены эсера была подруга по шадринской гимназии Зинаида Кондратьева, дочь ссыльного, и ей не на шутку увлёкся наш молодой прапорщик. Провинциальная гимназистка из революционной семьи ответила взаимностью московскому студенту.

Влюбленный прапорщик Жданов при первой возможности прибегал из полка в редакцию газеты «Исеть» и развлекал её сотрудников и свою возлюбленную пением, а также организовывал любительские театральные спектакли. В ту «доисторическую эпоху», когда даже патефоны были роскошью, а радио еще воспринималось как элемент научной фантастики, людям приходилось развлекать себя собственными силами. И тут поющий и играющий на рояле прапорщик был вне конкуренции.

Тем временем, ранняя весна 1917 г. принесла товарищу Жданову не только взаимную любовь, но и не менее долгожданную революцию. Как только вести о февральских событиях в Санкт-Петербурге достигли Шадринска, Жданов откликнулся на них статьей в «Исети» от 15 марта 1917 г. «Перспективы рабочего движения». Это была, пожалуй, первая программная и идеологическая работа нашего героя – позднее он будет их писать сотнями, и вся большая страна будет внимательно вникать в его строки. Пока же большевик Жданов и его приятель эсер Здобнов в марте 1917 г. устроили в Шадринске «комиссию по организации митингов для разъяснения революции». В те далёкие времена редкостью были не только патефоны, но даже газеты были дефицитом и продуктом весьма сложной для тех лет техники, не говоря уже о том, что большинство неграмотного и малограмотного населения либо не могло их прочесть вовсе, либо просто не врубалось в прочитанное по слогам. Поэтому народные митинги были единственным всем доступным «средством массовой информации». Именно на этих солдатских и крестьянских митингах весны 1917 г. Андрей Жданов научился публично говорить с массами людей. Позднее все очевидцы, даже недоброжелатели, будут высоко отзываться о Жданове как об ораторе.

Наш герой был лидером маленькой группки большевиков в уездном городе. «Мещанское болото, — говорил он в 1917 г. о Шадринске, — засели здесь эсеры и меньшевики, а брехуны они несусветные…» Провинциальной революцией «рулили» эсеры – вскоре друг Жданова эсер Здобнов стал председателем Шадринской городской думы (на выборах эсеры получили 31 место из 33). Жданову приходилось много и безрезультатно спорить с другом и политическим соперником Здобновым.

Тем временем революция продолжалась, и к концу ноября 1917 г. в Шадринск пришли вести об октябрьских событиях. Большевик Жданов был в восторге. Но Октябрь в уездном городе обернулся так называемой «пьяной революцией».

В годы Первой мировой войны в России действовал «сухой закон». В условиях, когда самогонный аппарат был для большинства очень сложным техническим устройством, обычная прозрачная водка стала для масс населения, особенно для одетых в солдатские шинели мужиков, жутким дефицитом и предметом несбыточных мечтаний. А в Шадринске на местной винокуренной фабрике скопились огромные запасы спирта, предназначенного для отправки на военные заводы. Февральская революция и так сломала армейскую дисциплину, а уж после того как в Питере мало кому известные большевики скинули бессильное Временное правительство, мобилизованные солдаты сочли, что пора разъезжаться по домам. Но перед этим многие самовольно демобилизованные из многочисленных учебных полков решили заехать в Шадринск за вкусным спиртом… В итоге в конце ноября 1917 г. город оказался в руках неорганизованной, пьяной и вооруженной винтовками толпы. Как писал очевидец: «После этого весь город был подвергнут пьянству почти полтора месяца… Жертвами этого погрома пало 86 человек».

Хотя позднее многие политические недоброжелатели будут обвинять Жданова в склонности к лишней стопке водки, в дни «пьяной революции» главный в провинциальном городе большевик сохранял трезвую голову и вместе с председателем городской думы Здобновым организовал «Комитет общественного спасения». Основные запасы спирта успели вылить в воды реки Исеть. На языке вогулов «И сеть» — много рыбы. Подозреваю, в тот год рыбы в Исети стало поменьше.

Решительные действия бывшего прапорщика Жданова в ходе подавления «пьяной революции» фактически сделали его властью в уездном городе. В Рождественские праздники, когда Шадринск допивал последние остатки спирта, большевик Жданов совместно с анархистом Петровым «захватили» городскую типографию и провозгласили что в городе теперь вместо либерально-эсеровской газеты «Народная мысль» будет печататься анархо-большевистская газета. Не определились только с названием – то ли «Рабочий и крестьянин», то ли «Путь к коммуне». На следующий день в помощь Жданову из Екатеринбурга приехал матрос Хохряков с пулемётом «Максим», и исполнительная власть в Шадринске окончательно перешла в руки нашего героя… Кстати, этот балтийский матрос Хохряков был примечательной личностью – вскоре он застрелит при попытке к бегству задержанного в Екатеринбурге за антибольшевистскую агитацию двоюродного брата Ленина, затем поучаствует в расстреле последнего царя и погибнет в первых боях с белыми.

(Продолжение следует)

Алексей Волынец

http://www.apn-spb.ru