Воссоздать историю по кирпичику

Открытой раной зияют в самом центре старого Мариуполя руины синагоги – одного из красивейших некогда зданий города, представлявшего его историческую и культурную ценность. Несколько десятилетий это культовое сооружение не знало хозяина и умирало у всех на глазах, пока, наконец, в позапрошлом году местная власть ни приняла решение о его безвозмездной передаче еврейской общине. Тогда-то у культурной общественности города появилась надежда на возрождение этого уникального памятника архитектуры. Уверенности должен был придать визит в Мариуполь в марте 2009 года Генерального консула Государства Израиль в Днепропетровске, директора Израильского культурного центра Кароль Елены Хаи, на встрече с которой раввин Мариуполя Менахем Мендель Коэн сообщил, что работы по расчистке территории синагоги уже начались. А мэр Юрий Хотлубей, хоть и не скрывал, что вследствие высокой степени разрушения желающих восстанавливать синагогу, а главное – финансировать работы не нашлось, тем не менее,  заверил гостью, что перспективы у синагоги есть.


— «А есть ли они на самом деле, и какие?» — с большой тревогой за судьбу архитектурного творения задается вопросом преподаватель кафедры украиноведения ПГТУ Игорь Боровков. Беззаветно влюбленный в свой город потомственный мариуполец, он вообще неравнодушен к его истории и с сожалением отмечает, что «она уходит». «Нас уверяют, что все прекрасно, что город расцветает, что еще чуть-чуть и здесь будет Европа. А город с его историей, неповторимостью, самобытностью, уникальностью исчезает. Как синагога. Его нужно отстаивать, защищать. У нас еще столько уникальных мест, где можно находить свидетельства прошлой жизни, познавать историю. Мариуполь еще хранит немало тайн. Его старые тихие улочки буквально сочатся остатками битой марсельской черепицы – гладкой, качественной, с гордыми именами производителей: Хараджаевъ, Ликаки, Никулинъ. И только здесь, среди мусора, песка и глины (а не на обезличенных улицах современного «города  N»), можно отыскать подлинное имя города, сложить его из фрагментов надписей на обломках добротной черепицы. И я этим занимаюсь: стараюсь сохранить историю города для потомков и рассказать о ней ныне живущим. Изучаю по разрозненным источникам, объединяю и систематизирую сведения об улицах, зданиях, стилях, присущих мариупольской архитектуре в разные периоды развития города, и хочу написать книгу», — поделился своими планами Игорь Владимирович.

Говоря о синагоге, историю которой Игорь Боровков изучает предметно, он разделяет мнение, что ответственность за ее разрушение лежит на местной власти. Понятно, что в советские годы невозможно было передать здание его первым хозяевам — еврейской общине, но, убежден Игорь Владимирович, сохранить его как культурное наследие, было необходимо. А это уникальное строение по прошествии ста лет так никто ни разу и не ремонтировал. В результате степень его разрушения достигла таких масштабов, что здание восстановлению не подлежит, оно потеряно. Если и можно будет его воссоздать, то только заново отстроить по эскизам, фотографиям, чертежам, если таковые сохранились. Разумеется, это очень дорого. Но сегодня по данному поводу голова должна болеть исключительно у местной еврейской общины, а, увы, не у нас – истинных мариупольцев. А тем временем здание продолжает исчезать, причем, на глазах у горожан, общественности, руководства города и сотрудников расположенного рядом краеведческого музея. И летом, и зимой объект открыт и подвержен разрушительному воздействию среды.

Еще каких-то лет двадцать назад, во всяком случае, до 1988-го точно, строение стояло и даже действовало. Здесь, в стенах бывшей синагоги располагалась школа юных моряков, в которой обучался Игорь. Он вспоминает, что функциональность здания в то время не поддерживалась. Не было отопления, занятия проходили в холодных классах, окна выбиты, щели и дыры в стенах и полу. Преподаватели работали на свой страх и риск. И, видимо, из-за того, что пребывание людей здесь стало крайне опасным, школу оттуда эвакуировали. Но здание спасать никто не бросился. И вот апофеоз: «Однажды проходил мимо этого места и не увидел бывшей школы, — печально сказал нам Игорь Владимирович. – Она буквально исчезла».

Историк по профессии и по призванию Игорь Боровков занялся исследованием объекта – того, что осталось и от синагоги, и от школы. Первой значительной находкой, которая лежала буквально на поверхности среди руин и мусора, был необычный кирпич — так называемый шамотный или огнеупорный, используемый для кладки печей (в то время, как известно, было печное, а не центральное отопление). Интерес к артефакту привлекло клеймо фирмы-изготовителя, свидетельствующее о том, что кирпич не отечественного производства. Спустя два месяца, в мае этого года, Игорь нашел еще один шамотный кирпич, но с клеймом другого изготовителя, также иноземного. По предположениям ученого, которые он в настоящее время проверяет, — либо английского, либо шотландского. На первом найденном свидетельстве прошлого значилось «FERGUSLIE PATENT», на втором – «HAMSAS». Поскольку доподлинно известно, что само здание синагоги было построено в 1882 году, то производство кирпичей датируется приблизительно этим же временем.

Надо ли говорить, что для историка-ученого любая подобная находка – настоящее открытие. Оно способно пролить свет на такие тайны из жизни предков, о каких мы и не подозревали. Например, всего два найденных Игорем Владимировичем артефакта, рассказавшие о том, что у мариупольцев середины-конца позапрошлого века были весьма неплохо налажены коммерческие связи с промышленниками и предпринимателями из Туманного Альбиона, могут стать отправной точкой в изучении целого исторического пласта жизнедеятельности Мариуполя и его граждан. Сама же кладка здания синагоги, по словам Игоря Боровкова, была из обычного кирпича. Однако из-за отсутствия каких-либо опознавательных знаков трудно судить о том, сделан ли этот кирпич в России, или так же за рубежом.

Игорь Владимирович убежден, что еще сегодня на месте разрушенной синагоги можно найти немало исторически ценных вещей, фактов. «Они там просто валяются на поверхности! А если еще и покопать?». Поэтому пока не поздно необходимо проводить расследования, раскопки. Есть ведь в Мариуполе квалифицированные специалисты, исторические кафедры, научные сотрудники музея, наконец. «Бережнее следовало бы относиться к памятникам архитектуры и истории. Тем более, имеющим огромную культурную ценность, — призывает Игорь Боровков. — Просто нужно любить свой город, беззаветно, сильно любить. А если этой любви нет, всех ждет участь синагоги. И нас предадут забвению так же, как это сегодня делаем мы по отношению к своим предкам, к своему городу, к своей истории».

Алиса ЛОЖКИНА.

2010 год.