ВНЕОЧЕРЕДНАЯ ПРОГУЛКА ПО УЛИЦЕ БОЛЬШОЙ

или по ту сторону проспекта Ленина

Почему обязательно «внеочередная»? Потому что, если бы она была очередной, мы бы опять ничего не заметили. А так зададимся целью в определенный момент, вопреки всем законам поведения пешеходного взгляда, задерем нос повыше и пошире раскроем глаза. Ух ты! Круто, правда? А казалось бы, чтобы увидеть что-то интересное вокруг себя, надо обязательно ехать за тридевять земель…


Мнения мариупольцев о своем городе можно выразить двумя репликами. Обе они принадлежат женщинам, но первая – менеджеру, а вторая – художнице. Что нам поведает менеджер: «Ты знаешь, этот город я себе не выбирала, и мне совершенно безынтересно, что там сверху, что снизу и вообще…» Заявление сделано глубокомысленным тоном, отчего становится еще более обидным. Но что скажет нам художница? «Если бы такую архитектуру, как у нас по проспекту Ленина, увидели, скажем, во Львове, все бы уже пищали и ахали, а для нас это стало уже обыденностью, мы этого совсем не замечаем». Вот так.

И действительно, если мы поступим, как писано в первом абзаце, то мы увидим там «сверху» очень много чего интересного. Балконы, башенки, лепнина, рельефы и т. д., и т. п. И это здесь, у нас! Как это возможно?! В нашем до боли индустриальном и пыльном, всеми заплеванном Мариуполе?! Вынужден Вас огорчить – ДА! Именно здесь. Надеюсь, теперь Вы понимаете, почему прогулка «внеочередная»?..

Пропустим всю ту историю, что неоднократно публиковалась на газетных полосах и несколько раз – в книгах, через себя. Исторический роман пишется для того, чтобы ощутить дух времени, а не увидеть скелет из дат и фактов. Попытаемся же сделать историю живой и даже немножечко злободневной, ибо история эта – новейшая.

Итак. Сажусь в автобус на Левом берегу. Около двадцати минут мучительного переезда по вечно ароматной Набережной под боком ржавого монстра —  Торговая и трест. Выходим… Теперь самое время перейти дорогу, чтобы очутиться возле двух замечательных построек – дом №3, в котором когда-то находилась гостиница «Россия», и музучилище.

Дом № 3 — бывшая гостиница «Россия»

Если бывшая гостиница еще отчаянно пытается покрасоваться окнами и вялым рустом (это те кирпичики, что выделяются на фасаде), то музучилище выглядит строгим и подтянутым. Очень академическое восприятие музыки послужит испытанием смелости тому, кто туда решает поступить («А смогу ли?»). И это в грозном коричневом цвете стен. От Торговой вверх поднимается самая торжественная часть проспекта (ул. Екатерининская). Торжественности придает здание бывшего треста «Азовстальстрой. Впечатляют колонны, рельефные таблички на стенах, форма окон. Сверху, на фронтоне – лепнина в форме некоего герба, из которого сюрреалистически торчит труба с проводами.

Вид на здания треста и дома №13, заключенный в одно фото, такой непривычно впечатляющий. Такое часто бывает, когда смотришь репортажи по телевидению: кажется, где же это так красиво? А когда понимаешь, что это те места, которые за энное количество прохождений по ним стали прозаическими, невольно рука тянется к затылку… Объяснить это можно просто – когда ты смотришь на улицы, то внимание распыляется, ты больше занят перелопачиванием своих домашних или еще каких-нибудь проблем. А когда смотришь на фотографию, где информация городского пейзажа сжата и поднесена тебе в концентрированном виде – удивляешься: разве это улица такая-то? Вот эта аллейка?!

Дом № 13

Дома 9/20, 13 и 14 – так называемые «сталинки». В книге «Мариуполь. Былое» Сергея Бурова я нашел формулировку «сталинский ампир». И стало мне как непрофессионалу в делах архитектуры интересно, что же это за стиль такой? Ведь мы все знаем, что из себя представляют «сталинки», но многие не знают, в чем конкретно их отличие помимо размера.

Ныряем в бездонный Интернет. Из Википедии получаем такую информацию:

Отличительные черты «сталинского ампира» (второе название «сталинский неоренессанс», широко применялся в 1933 – 1935 гг.): стилизация под начало XIX в., эпоху Наполеона, поздний классицизм или ампир (фр. ампир – империя).  Снаружи использовались желтая штукатурка, белые колонны, белая лепнина с обилием советской символики (пятиконечные звезды, серп и молот, барельефы рабочих). В интерьере для украшения использовались мраморные плиты, бронзовые лавровые венки с советской символикой, светильники, стилизованные под факелы. Также в оформлении использовались элементы барокко.

Присмотримся?

Видим множество рельефов с вышеупомянутой символикой. И смотрится это красиво, несмотря на местами плачевное полуразрушенное состояние. Лепка такая тонкая – каждый листик, каждое ребрышко звезды или цветка вылеплено точно, изящно, это не идет ни в какое сравнение с брутальной плоскостью и невыразительностью многих советских памятников или рельефов на более новых зданиях, где фигуры больше похожи на едва отесанные глыбы. Карнизы красиво обрамляют, подчеркивают рамку фасада. Еще впечатляют башенки на углах домов — эркеры. В строительном глоссарии сказано, что такие архитектурные элементы служат для увеличения внутреннего объема помещений и лучшей инсоляции – попадания прямого солнечного света в комнату. Находиться в таком эркере всегда классно либо за письменным столом, наблюдая вечерние улицы, либо в кресле с хорошей книгой под солнечными лучами.

В ходе ремонтов-реставраций домов, выдержанных в стиле ампир, лепнину часто сбивают, и дом теряет свою нарядность, становится более жестким и строгим в своих формах, отчего по стилистике съезжает в «голый» классицизм. А жаль, потому что в современных тенденциях строительства отсутствует та причудливость, что делала отдельные здания или архитектурные ансамбли неповторимо индивидуальными, насыщенными своей легендой не только в уме своих жильцов, но и во внешности собственных стен. Ведь как сюрреалистично выглядит погружение советской символики в романтические формы.

Датированы постройки 1958 г.

Что дальше?

Дом по адресу проспект Ленина, 19. В книге Сергея Бурова дому посвящен отдельный очерк. Ныне  в нем расположились редакции газет «Приазовский рабочий», «Привет, ребята!», «Мариупольская неделя», а также магазин «Книги». На строгой табличке у входной двери название «Привет, ребята!» смотрится почти курьезно.

Что особенного есть в этом домике?

Он особо выделяется ярким сочетанием бирюзового и белого цветов среди своих более строгих грязновато-бежевых соседей по обе стороны проезжей части. И когда глаз, привлеченный таким бодрящим цветом, останавливается на фасаде, первое, что заметно, — это ажурное оформление окон. Такие лепные украшения над ними называются «сандрики», рельефные рамки, в которые окна «забраны» — пилястры. Эти красивости привносят во внешность дома неоренессанс и барокко. Первый этаж более строгий, аскетичный – классицистический. Приятно сочетание белого пластика с белым цветом лепнины. В современности момент с пластиковыми стройматериалами остается больным местом архитектуры, потому что зачастую жильцы ставят пластиковые рамы более дешевого – белого цвета, мало заботясь о том, что фасад некогда величавого здания из-за этого превращается в нечто сродни пестрому балагану. Вот и дилемма – хочется единого мотива стилистики фасада, но на нее что у обывателя, что у городских властей, — всегда не хватает денег. Приходится терпеть. На решетке изящного балкончика дома прессы видны цифры «1902». Краеведы предполагают, что это год постройки. Здание в своем барочно-классицистическом сочетании остается одним из наиболее примечательных по бывшей Екатерининской.

Беру под козырек невидимым соратникам по делу пера (нынче больше уже клавиш компьютера), и иду дальше. Долго идти не приходится, потому что по адресу Ленина, 19а ютится помещение «Приватбанка». Вместе со старинным домом они образуют замечательный тандем, словно молодящийся старик и лихой такой парень из эпохи постмодернизма, постиндустриальной цивилизации и много еще чего «пост-». Стиль его – очередной из долгой череды «модернов». Ибо за недостатком терминов появляются в архитектуре всякие «псевдо», «нео», «квази» и прочие страшные звери. Множество пересекающихся плоскостей в формах, строгость доходящая до холодной жесткости, —  прекрасно отражают современный деловой мир экономики – мир, где нужно всегда быть на чеку и на гребне волны, иначе рискуешь остаться на обочине, а то и в кювете. Однако до вопросов банковского дела и архитектуры мы с Вами еще доберемся. А пока шагаем дальше.

Здесь такой минимально оформленный дом, отличающийся забавной палитрой: желтый фасад, белая окантовка окон и несущих частей ордера (считай – клетки здания, состоящей из несущих колонн, балки основания кровли (архитрав), карниза – полосой под самой кровлей, и фриза – места между первым и вторым). Первый этаж здания занят магазином «Березка» и аптекой, оформлен под серый мрамор. От этого фасад обретает впечатление некоего франта годов эдак 10-х, в желтом костюмчике и черных штиблетах. Диссонирует с ним висящее на балконах белье. Так центральная улица вспоминает о том, что скрывается за кулисами «красивой жизни», на чем она держится – на сохнущем белье. Потому что быть красивым в первую очередь значит – быть чистым. Выстиранным.

Сосед его в представлениях не нуждается. Но все-таки…

Гостиница «Континенталь», она же «ДК Азовстали» — нынче уже «бывший». Огромный склад архитектурного изящества. Стиль его охарактеризовали как «псевдорусский». Это из-за того, что в нем в сочетании с иными элементами преобладают формы, использовавшиеся в старорусской архитектуре: закругленные сандрики (маковки и луковички), тонкие пилястры. В свое время (в довоенные годы) над фасадом возвышался настоящий луковичный куполок. Пластика форм и ажур карнизов принадлежат барокко, от классицизма лепту вносят окна первого этажа, кусочек почти неоготики в вытянутых окнах левого крыла.

И все это великолепие (как в грубом анекдоте о слое жира) скрывается под слоем зеленой облупившейся пакли, нынче пустует по причинам туманным, и стекла в бывшем помещении магазина уже свидетельствуют о заброшенности. Из всех бесхозных зданий это вызывает особую обиду, ведь оно не только красиво внешне, в нем скрывается всем известный концертный зал, который длительное время пребывал под крылом людей, имеющих непосредственное отношение к делам культуры – коллективам азовстальского дворца. А теперь судьба здания неизвестна, все зависит от того, в чьих руках оно окажется. Остается надеяться на две вещи: либо на доброго хозяина, который приведет все в должный порядок, либо на рост общественного сознания. А пока остается только горько восхищаться творением былых зодчих.

Но что у нас далее? Жилой дом №22 напротив ДК также отличается своей особенной формой.

Да и цветом тоже. Мрачновато зеленое строение с полукруглыми эркерами, выступающими над кровлей арками – эклектика (использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей). Интересно то, что близнец этого дома стоял до войны напротив ДК Азовстали через улицу Харлампиевскую. Но в ходе боевых действий брат потерял брата. И теперь на его месте стоит двухэтажное здание с башенкой на углу, которая называется «бельведер». Коричневое и классически строгое, с минимумом оформительских причуд. Если его осветлить – оно было бы приятней на вид. Слишком уж мрачен фасад даже на солнце.

Особенно радуют глаз на проспекте два соседних дома №35 и 37. В одном из них расположился «Укргазбанк», в соседнем — мебельный магазин-салон “LUX”. Чем эти дома примечательны? А тем, что они превосходно отреставрированы находящимися в них фирмами. Каждый элемент сохранен и приведен в «товарный вид». В таких зданиях, солидных своей стилистикой, полной красоты, престижнее находиться различным учреждениям вроде банков, магазинов или фирм. Холод стеклянно-бетонных модернистских форм отталкивает клиентов, прижимая и стесняя своими плоскостями, вселяет ощущение дискомфорта. Старое здание обладает домашней атмосферой, особенно если его отремонтировать, чтобы на тебя смотрели «здоровые» окна и стены, а не больные трещинами старики. Вот об этом стоило бы задуматься банковским предпринимателям: стоит ли строить что-то новое, если за те же деньги можно отреставрировать старое, утвердив тем самым всеобщее благо?

Старинный кинотеатр «Победа» и здание городского банка, используемое по его исконному назначению известны всем. Выглядят они достойно и красиво, смело беря на плечи годы. Особенно старый дом «Укрсоцбанка». Справа от него приютился еще один подправленный с фасада старичок – дом «Правексбанка».

Такие ходы, как ремонт одного лишь фасада, когда торцы зияют старым темным кирпичом или отверстиями – не совсем приятен. Внешне, быть может, и пойдет, но внутренность все равно останется с прорехами. Если уж лечить, то лечить причину, а не замазывать следствия.

Завершают прогулку дома на перекрестке проспекта и улицы Греческой. Один из них – это дом адвоката Юрьева.

По сведениям краеведов, сие место облюбовывали то редакция «Мариупольского информационного листка» (одной из первых городских газет), то один из первых кинотеатров, а впоследствии — силовые структуры держав тоталитарных – НКВД, Гестапо. Наверное, так пересеклись энергетические потоки, как сказали бы эзотерики. А сам по себе дом приятен сочетанием пилястр с фронтонами (торец кровли между фризом и архитравом) и спрятанными в них вазонами. Здесь снова встречаются барокко и ампир. Напротив него, через улицу Греческую, стоит строгое красное здание, сочетающееся своей краснотой с отделом обслуживания клиентов мобильной сети “life:)”.

Как много всего можно найти при рассмотрении внимательном в таком обычном и безынтересном по мнению менеджера Мариуполе… И это только часть современного проспекта, без учета многих других шикарных мест. Да, быть может, с точки зрения обывательской они мало что из себя представляют под слоем пыли и времен бесхозности, но если уж мы стремимся быть такими же крутыми, как европейцы, стоит задуматься над тем, как стать ценителями и творцами своего места обитания. Для этого не нужно сильно напрягаться, важно только почувствовать окружающую красоту, а после этого уже не захочется ее терять, захочется сохранить ее и приумножить. И она гораздо ближе, чем кажется…

Большую благодарность хочется выразить Божко Раисе Петровне, чья консультация направила разрозненные мысли и знания Вашего покорного слуги в нужное русло, снабдив необходимой информацией, Котовой Татьяне – за разбор архитектурных элементов в определении стиля постройки и открытие замысловатой архитектурной кухни. Если материал хорош – благодарить нужно этих замечательных людей, ежели нет – винить во всем автора.

Максим ХОЛЯВИН.

фото автора

2008 год

ВНЕОЧЕРЕДНАЯ ПРОГУЛКА ПО УЛИЦЕ БОЛЬШОЙ: 2 комментария

  1. Спасибо, большое, очень интересно и познавательно. И без этого люблю Мариуполь, а сейчас тем более

  2. Замечательный репортаж, написано с любовью к родному городу. Жаль только, что не показали фото здания, где мебельный магазин-салон “LUX”.

Обсуждение закрыто.