СОБОР СВЯТОГО ХАРЛАМПИЯ

Этот величественный храм являлся поистине жемчужиной в созвездии мариупольских православных церквей. На картах города он был обозначен как соборный (т. е. главный храм).

Первая церковь, основанная митрополитом Игнатием в честь святого Харлампия появилась в Мариуполе в 1782 году (ее воздвигли на месте современной пл. Освобождения).

По старому приданию, во время переселения греков в 1778-1779 гг. «в пути, во время болезни» по совету митрополита, они дали обет построить церковь и посвятить ее святому Харлампию, как целителю от повальных болезней.

Но уже к началу 1840-х годов старая Харлампиевская церковь обветшала и стала непригодной для богослужения. (В 1868 году ее заново освятят в честь св. Екатерины).

А вопрос о постройке новой церкви, носящий то же имя, обсуждался еще в 1820-х годах. Но только «благоговейным иждивением прихожан», как сказано было в описи 1849 г., заложен при протоиерее Феодосьеве, продолжал строиться при прот. Демьянове и окончен в 1845 г. при прот. Моторном новый, величественный, в византийском стиле трехпрестольный храм.

Главный престол освятили во имя священномученика Харлампия, правый придел — в честь чудотворной иконы во имя великомученика и Победоносца Георгия, а левый — во имя св. Николая, принимая во внимание, что «этот святитель очень чтится русскими прихожанами». Позже к храму пристроили колокольню, но и этой площади оказалось мало — воздвигли в начале 1890-х годов новую колокольню, которую (чтоб увеличить площадь) соединили с храмом. Этот храм стал самым большим в городе, вмещающим более пяти тысяч человек. (Он находился на месте дома бывшего ДОСААФа).

Из старой Харлампиевской церкви, стоящей неподалеку, в новый храм были перенесены «многие старые, вывезенные из Крыма иконы, сосуды, облачения и прочее». Такое редкое издание, как «Мариуполь и его окрестности» (1892 г.) доносит до нас список этих предметов: «Это серебряное блюдо с турецким клеймом 1732 г., Евангелие 1671 г., кадило 1714 г., Евангелие 1740 г., на нижней доске изображена икона св. Георгия, крест с Животворящим Древом 1767 г., две чаши 1775 г., и без обозначения года древние — четырехконечный крест с шариками, несколько лампад, кадило, две рапиды, большой патриарший крест, малый крест, кресло митрополита Игнатия» (сохранилось до наших дней).

Особенно почиталась в Харлампиевской соборной церкви икона св. Георгия, которая наравне с иконой Божьей Матери в Успенской церкви считалась исторической реликвией мариупольских греков.

Также в храме, в особом ковчеге хранились грамоты императрицы Екатерины II и императора Александра I.

Прихожанами Соборной Харлампиевской церкви (так писалось название храма в документах) в память посещения г. Мариуполя великим кн. Константином Николаевичем (1873 г.) «сооружена» икона св. царя Константина и в память «чудесного спасения Царствующей семьи 17 октября 1888 г. — хоругвь с изображением святых, празднуемых в этот день».

Купец Мачуков, в память чуда 17 октября, со своей стороны пожертвовал медное позолоченное облачение престола, верхняя доска его серебряная, весом 39 фунтов, работы Хлебникова, «заплочено 5500 р.», на задней стороне изображены святые царской семьи.

Прихожане, этот бескорыстный и богомольный люд, пожертвовали в свой грандиозный Харлампиеский собор следующее:

«1) риза на иконе св. Харлампия, она вышита в 1873 г. Сусанною Иордановой из жемчуга и драгоценных камней, которые пожертвованы прихожанами мариупольского собора;

2) купец Давид Хараджаев, в бытность его церковным старостою, пожертвовал 5000 р. в 1838 году, а в 1852 г. на свой счет построил иконостас на главный престол в 5150 р. — за то и другое ему объявлено благословение святейшего синода;

3) И.А. Чабаненко пожертвовал три паникадила, выписанные из Генуи, и ризы на несколько икон;

4) К.Д. Давидов — боковые иконостасы в 5000 рублей.».

Главный городской храм имел самый большой колокол — его вес составлял «303 пуда 30 фунтов» (около 5 тонн).

Первым настоятелем Харлампиевской церкви (имеется в виду еще первая, старая церковь св. Харлампия) был сподвижник митрополита Игнатия — Трифиллий Трандафилов. Затем после него в старой и новой Харлампиевской церкви настоятели следовали в таком порядке — Христофор Шаблинский, Михаил Демьяновский, Анастасий Феодосьев, Михаил Демьянов, Гавриил Моторный, Григорий Чернявский, Илья Леонтьев и Димитрий Текежи. Долгое время протоиереем являлся Павел Щербина, его мы встречаем уже в начале XX века (упоминается под 1910 г., под 1915 г.).

К харлампиевскому собору были приписаны Екатерининская домовая церковь при духовном училище, часовня, позднее причислили и кладбищенскую церковь во имя всех Святых. Причт храма насчитывал двух священников, диакона и двух псаломщиков. По данным за 1908 г. в приходе церкви насчитывалось 290 дворов, прихожан — 1162 мужчины и 1173 женщины (национальность прихожан — русские и греки). При храме работала церковно-приходская школа.

В «роковые» 1930-е годы прекрасный Харлампиевский собор был разрушен, как и все остальные храмы.

Дмитрий ЯНАТЬЕВ.

Рисунок автора.