Помните у Абашидзе: «Эта дорога ведет к храму? Нет, эта дорога не ведет к храму! Кому нужна дорога, которая не ведет к храму?» Когда-то все мариупольские дороги вели к храму.
В городе было девять православных церквей, и венцом среди них возвышался Харлампиевский кафедральный собор. Вот он передо мной на старинных фотографиях. Творение византийского зодчества, главная достопримечательность города, гордо возвышается над ним. Построен на исторической площади в 1845 году на месте церкви, которую лично заложил в 1780 году святой мариупольский митрополит Игнатий. Многоярусную тридцатитрехметровую башню-колокольню было видно за несколько миль на подходе к городу с моря. Он был главной духовной святыней, символической душой города.
Но вот к власти пришли варвары, люди без чести и совести. Хотя назвать людьми их по большому счету нельзя. Нелюди им имя! Они вырвали у города душу и растоптали ее своими грязными ножищами.
Вот как описывает эту страшную мариупольскую трагедию краевед Аркадий Проценко, очевидец тех жутких злодеяний в своем рассказе «Тайна башенных часов».
«А вот событие, которое произошло в Мариуполе в конце тридцатых годов, запомнилось не только мне, но и моим сверстникам.
В весенний день 1938 года толпа людей собралась у базарной площади и с волнением наблюдала, как рабочие методично разрушали здание Харлампиевского собора. За три месяца до этого события были остановлены и разобраны старинные башенные часы, которые украшали центральную колокольню храма.
В городе к часам привыкли. Еще недавно они исправно несли свою службу, их башенный бой ежечасно слышали не только мариупольцы, но и люди, жившие в окрестностях города. В ту пору газета «Приазовский пролетарий» сообщала: «Горкомхоз начал работы по сносу здания бывшего собора…, собор этот не имеет ни архитектурной, ни исторической ценности. Обращают на себя внимание только башенные часы».
Базарная площадь, где стоял собор, — историческое место в Мариуполе. Здесь в 1780 году митрополит Игнатий заложил городскую церковь во имя священномученика Харлампия.
«22 апреля 1782 года, — говорится в книге «Мариуполь и его окрестности», — освятил ее и открыл в ней богослужение». Затем собор много раз перестраивался, и вот, в 1845 году, открыл свои двери новый, построенный в византийском стиле храм с каменной колокольней.
Многоярусная тридцатитрехметровая башня – колокольня была достопримечательностью города. Внутри башни на верхний ярус вела крутая винтовая лестница, башенные часы занимали весь четвертый и пятый этажи».
«По преданию и воспоминаниям очевидцев, на протяжении полутора столетий в соборе собирались иконы русских и греческих живописцев. Помимо произведений живописи в соборе имелись представляющие исторический интерес предметы прикладного искусства: кресло митрополита Игнатия, медные подсвечники и серебряные кадила работы мастеров ХIХ века и многие другие предметы культа.
В трагической судьбе собора немало тайн и недосказанностей.
Когда соборную Харламиевскую церковь разбирали, как говорится по кирпичикам, большую часть икон, по рассказам очевидцев, погрузили на подводы и перевезли в подвалы городского исторического музея краеведения. Остальные иконы и предметы культа разошлись по рукам. Где они сейчас? В запасниках городского музея нет ни одной иконы, поступившей с довоенного времени! Обстоятельства их исчезновения – только одна из загадок, которую надлежит решить».
Красавец храм, духовная святыня православных христиан рухнул под диким натиском «орды»
хамов и нехристей, которым он мешал творить свои темные делишки. Храм, своим величием
защищал город с востока от бед и напастей. Там, на левом берегу Кальмиуса «орда» начала возводить «южную магнитку», этот молох — пожиратель человеческих жизней. Он требовал
все новых и новых жертв-рабов, созданий бездуховных и безнравственных, строителей
«новой жизни». Чем обернулось это строительство для города, мы хорошо знаем. Десятки тысяч
безвинно убиенных и замученных Мариупольцев и ныне покоятся в расстрельных ямах без креста над могилой. Этот грех лежит на нас, ныне живущих и будет лежать на наших детях и внуках. Ибо все в этом мире взаимосвязано. И эта связь передается из поколения в поколение,
незримой нитью связывая всех живых и мертвых неупокоенных. И поэтому мы так мерзко живем, не понимая своего прошлого и не имея будущего. Если посмотреть на старую карту города и незримой нитью связать все православные храмы, то получится православный крест,
который покрывал кварталы старого города. Это был великий духовный замысел святителя земли Приазовской митрополита Игнатия. Защитить город от всех напастей и скорбей знамением Христовым на времена вечные. Ибо это было его дитя, его любовь на всю жизнь.
Колыбель христианства в Приазовье, столица уезда, который простирался от моря до Донецкого кряжа, город вольных казаков и греков переселенцев. Храмы были его украшением и защитой.
Нехристи знали об этом, поэтому, разрушая храмы, они разрывали эту духовную нить, развязывали руки для своих и будущих чудовищных преступлений и злодеяний. Им удалось это сотворить. И покрыл город мрак адского зла и бесчестия. Плоды этого зла мы пожинаем до сих пор. Оно стоит над городом зловонным смогом, проникает в жилища людей, лезет из экрана телевизора, с рекламных щитов, заполняя души людей собой. Кто и что может противостоять ему? Только возрождение духовности и понимание нашей пятивековой истории города!
Пришло время собирать камни. Что мы построим из этих камней?
Так что же делать? С чего начинать?
Можно конечно на ворованные у народа деньги настроить новых храмов в новых, «удобных»
для власти местах, без покаяния и благословления. В честь Михаила, Юрия, Владимира, Александра и пр. Но будет ли в этих храмах божья благодать? Вряд ли. По крайней мере, я в эти храмы не пойду. Да и близкие мне по вере и духу люди тоже.
Начинать нужно с покаяния, всеобщего и искреннего! Нет покаяния, нет разумения.
А без разумения жизнь превращается в хаос и бессмыслицу.
Нужно открыть городские архивы и назвать всех, по именам и фамилиям, кто уничтожал и разрушал храмы, мучал и расстреливал во имя мифического «светлого будущего». И всех, кто был убит и замучен во имя этого. И всех захоронить с миром. И покаяться перед ними.
А затем начать возрождать храмы.
Храмы нужно возрождать, на тех местах, где они были заложены митрополитом и построены
всем миром. Только так мы сможем снять проклятие, которое висит над городом домокловым мечем. В храмах будет покаянная молитва. Вместе с покаянием прийдет и прощение.
Тогда и божье благословление заполнит души молящихся и кающихся, а значит и всю нашу жизнь. И все потихоньку наладится и образуется.
А места для возрождения храмов, Слава Богу, еще не застроены маркетами и забегаловками.
Значит, господь нам еще оставляет надежду на будущее. Так давайте ею воспользуемся.
Ибо это последняя соломинка для утопающих в море зла и всеобщего безумия!
Места, где святитель Игнатий заложил храмы, это Мариупольские святыни!
На месте собора сейчас стоит ДОСААФ. Здание без стиля и вкуса венчает начало главного проспекта города. Снести его вряд ли сейчас реально. Но рядом есть место для собора.
Сквер на месте Мариупольской Паланки и главный Собор рядом, как два символа вольного города! Два символа свободы и независимости, которая была дарована нашим предкам
царским указом и отнята у них «властью советов». Будут они венчать площадь, которая положила начало городу. Пусть Греческая община и Приазовское казачество объединяются и строят храм и придел к нему в былом своем великолепии. И вернуть в храм главную святыню,
икону «святой Георгий», памятник иконописи византийских мастеров ХI века.
А у здания ДОСААФа можно аккуратно снять три этажа и пусть стоит, как символ
безумного времени нашей многострадальной истории.
На месте Марии Магдалининской церкви построили театр, центр городской культуры.
Если вместо пустыря и автомагазина возродить церковь в былом виде, то будет опять символическое единение культуры и духовности. А театральную и соборную площадь соединить аркой, которая была когда-то перед театром, как символ этого единства.
Пусть городская власть находит деньги и возрождает храм. Не все ж им разрушать и маркеты
с ганделыками строить.
Было в городе два храма в честь Пресвятой Богородицы.
На месте церкви Рождества Богородицы стоит 11 школа. Но чуть выше есть площадка, которую Савчук бесплатно получил в довесок к прокатно-штамповочному заводу. Зияет пустыми глазницами окон вот уже много лет. Пусть здесь Савчук построит новую церковь Рождества Пресвятой Богородицы и облагородит площадь. И закажет список чудотворной Космо-Димиановской иконы, которая была безвозвратно утеряна в смутные времена.
Ведь здесь крестился и венчался наш выдающийся земляк Архип Иванович Куинджи!
А ниже через квартал, перед автовокзалом нужно возродить церковь Успения Пресвятой Богородицы. И поместить туда копию обретенной греками – переселенцами в Крыму, реликвии ХVI века, икону «Одигитрия» Божьей Матери, прославившейся знамениями и чудесами в давние времена. Да возродится чудотворная сила святыни Мариупольской!
Возродить на старом городском кладбище церковь во имя Всех Святых и привести в порядок
само кладбище. Ибо нет будущего у того, кто не чтит память своих предков! Пусть рыночные торговцы возьмут на себя эту миссию. Не все ж торговать на городской земле и не отдавать
дань ей.
Ну и конечно Константино-Еленинская церковь на Слободке. Справа от вокзала есть заброшенный сквер, мусорник сейчас там. Поднять на метр площадь сквера и заложить там церковь в былом виде. Чтобы гости нашего благодатного края видели, что тут живут люди, а не нехристи.
Прочтет читатель мою писанину и скажет, ну размечтался. Тут есть нечего, а он храмы
возрождать надумал.
Да разрушать очень легко. Решение Мариупольского окружного совета и толпа ринется все крушить и сравнивать с землей. А вот строить, нужны мозги и воля божья на то.
Так давайте же мы, наконец поумнеем. А то скоро все привратимся в «амсторов» и «обжор» с «великой дырявой кишеней» вместо головы. «Хлеба и зрелищ», как того нам желает впарить власть недостаточно, чтобы быть человеком. Чтобы быть, им, нужно Божье благословление и воля, и душа открытая ему и друг другу! Да хранит Вас Господь от всякого зла и напасти!
Евгений ДРЮЧИН
15.02.2008 г.