Почитаемые святые православного города

Эта старая,  добрая традиция почитания святых подвижников и мучеников православной церкви на Руси восходит к тем древним временам, когда их имена прославлялись в истории своими героическими подвигами,  чудесами и исцелениями.  В русской  церкви точно соблюдался обычай чтения житий святых во время церковного богослужения. Сквозь толщу веков звучали их имена. Нерушима была вера многих поколений,  воспитанных на «Домострое» и «Житиях святых».

Киот с иконой Божией Матери Одигитрией в Успенском соборе

Благочестивый град Мариуполь на северных берегах Азовского моря принес в целый регион Приазовья свои характерные  особенности, свои традиции,  свой колорит. Из далекого Крыма, где были покинуты 54 церкви — греки —  переселенцы  принесли  свое видение мира, искреннюю веру, образ жизни.

С чего же начать наш рассказ?  Может,  с тех забытых времен, когда почтенный старец митрополит Игнатий уговаривал свою паству двинутся на необжитые,  таинственные земли? Или, может, с того  момента,  когда  первый  камень лег в фундамент первых церквей в 1780-х годах?

Начнем, пожалуй,  с  самого почитаемого имени в Мариуполе на протяжении двух столетий,  имени, истоки веры в которое лежат в солнечной Тавриде — св. великомученика Георгия Победоносца.

икона «Святой Георгий с житием» 

В стародавние времена в числе заимствованных Русью из Византии святых, он был самым популярным. Сведущему человеку говорит о многом:  его носил основатель Москвы Юрий  Долгорукий; св. Георгий  стал  гербом  Москвы  и  эмблемой  Русского государства; это имя почиталось в Европе и  Англии;  всем  знакомы Георгиевские ордена  и  кресты.  Уроженец палестинского города Лидда, при императоре  Диоклетиане,  Георгий  Победоносец  был обезглавлен в Никодимии в 303 году нашей эры. С того времени и почитается как ангел и покровитель воинов.

Крымские греки  основали в его честь Балаклавский Георгиевский монастырь, по преданию — в 891 году. Этот монастырь был самым почитаемым не только христианами,  но и татарами. Там же находилась святыня будущих мариупольских греков  —  икона  св. Георгия, которую при переселении они взяли с собой и установили в Харлампиевской церкви.

В Мариуполе  не существовало церкви в честь св.  Георгия.

Правда, совершенно случайно нам удалось  обнаружить  под  1915 год домовую церковь св. Георгия Победоносца в мужском духовном училище. Это было единственное упоминание имени св.  Георгия в списках существовавших церквей Мариуполя до 1917 года.

В 1780-х годах идея митрополита Игнатия о постройке такого храма (вернее-монастыря) витала в воздухе, но не осуществилась. Только в Сартане (не в поселке при заводе, а в греческой Сартане), где  жил  преосвященный,  была построена церковь св. Георгия. Когда в 1845  году  освятили  великолепный  Харлампиевский собор,  один из приделов посвятили Георгию-Победоносцу.

День его памяти — 23 апреля.  существовала (и сейчас существует) в Мариуполе улица Георгиевская.

Другой высокочтимый в нашем городе святой — это священномученик Харлампий (Харалампий), епископ Магнисийский. Он пострадал за исповедание Христу,  115 лет от роду, в 202 году н.э.

Ему молятся о сохранении от внезапной смерти и о изобилии плодов земных.

В Крыму  в  честь этого святого церкви не было,  но,  как гласят придания,  этот глас народный, св. Харлампий не раз помогал грекам. Их XIX века доносится к нам голос мариупольского протоиерея о.Текежи,  который передает, что «греки, по преданию, в пути во время болезни, по совету митрополита, дали обед построить церковь и посвятить ее Харлампию,  как  целителю  от повальных болезней.»  Свое обещание усталые переселенцы выполнили. Одной из первых в Мариуполе была воздвигнута церковь св. Харлампия в 1782 году.  Когда она пришла в полную ветхость, ее имя дали новому храму  —  в  жемчужине  мариупольских  церквей вновь засверкало им.  св. Харлампия. День его поминовения — 10 февраля. Одна из улиц города — Харлампиевская — напоминает  об этом святом.

Св. Николай Чудотворец.  Это самый известный и почитаемый на Руси  святой.  Родился около 280 года н.  э.  Участвовал на первом Вселенском соборе 325 года,  в Никее. Был прославлен от Бога даром чудотворений.  Ему молятся о помощи в разных бедах, почитают его питателем вдов и сирот и призывают на  помощь  от потопления на водах.

В Мариуполе, принимая во внимание, что святитель Николай, русскими очень  чтится,  в Харлампиевском соборе посвятили ему левый предел. (Не стоит забывать, что в то время население города составляли практически одни греки).  В конце XIX столетия в морском порту св. Николаю был посвящен молитвенный дом. День поминовения святого  —  6  декабря.  Недалеко от центра города раскинулась улица Николаевская.

Св. великомученица Параскева. Жила в городе Иконии, Малой Азии.Пострадала за Христа при Диоклетиане (агрессивный император, давший миру множество святых). Имя свое, означающее в переводе с греческого пятницу, она получила потому, что родилась в этот  день,  посвященный  воспоминанию  страстей Христовых и чтившейся особенно ее родителями.  Ей молятся об исцелении детей.

В Мариуполе в прошлом веке была известна  икона  св.  Параскевы, которая находилась в церкви Рождества Пресв.  Богородицы. Любопытно,  что празднование в честь этой святой в нашем городе было  8 августа (по церковному календарю ее день 28 октября). Связано это со следующим  событием.  Во  время  холеры (1840-е годы) одна женщина видела сон, что нужно икону св. Параскевы обнести вокруг прихода. обнесли- и холера прекратилась.

Случилось это  как  раз  8 августа,  и с тех пор этот день был посвящен св.  Параскеве. В церкви бывали только женщины, и панаиры, празднуемые в этот день, называли женскими.

Св. великомученица Екатерина. Жила и пострадала за Христа в Александрии (Египет), при Максимине. Известны ее дискуссии с философами о тщетности мирской мудрости.  Ей молятся при трудных родах.

В Мариуполе имя св. Екатерины почиталось наравне с именами других известных святых.  Вся начальная история города связана с известной императрицей Екатериной II,  приложившей свою руку к  возникновению Мариуполя и дарованных ему щедрых льгот.

Мариупольцы не одного поколения отождествляли св.  Екатерину с всесильной императрицей.  Когда  вновь  освятили бывшую старую Харлампиевскую церковь в 1868 году, в память о Екатерине Великой, принявшей  переселенцев под свое покровительство,  благодарные греки назвали церковь в честь нее —  Екатерининской.  Это единственная церковь,  богослужение в которой велось сугубо на греческом языке.  День поминовения св.Екатерины — 24 ноября. В старом Мариуполе  центральная улица носила до революции название Екатерининской.

Почиталась в  нашем городе и другая ценная святыня мариупольских греков наравне с иконой св.Георгия — это икона Божией Матери Одигитрии. Она была вывезена переселенцами из Успенского скита и находилась в церкви Успения  Пресв.  Богородицы.  В дни храмового  праздника  (14-23  августа) многие тысячи богомольцев приходили лицезреть эту святыню и отвешивали  ей  свои  земные поклоны.  Приезжали даже потомки соседей греков по Крыму,  нахичеванские армяне. Икона Божьей Матери считалась чудотворной, и,  как в случае с иконой св.Параскевы,  во время холеры1848 г. ее обносили крестным ходом вокруг города, прося защиты от напасти.

Этим, конечно,  не исчерпываются почитаемые  святые  православной церкви в Мариуполе.  Во многих семьях хранились тщательно сберегаемые семейные реликвии — иконы,  которые  считались чудотворными при разных болезнях.  Горожане знали, у кого и в какой семье есть чудные иконы и поэтому обращались  к  ним за помощью в любое время суток.

Известно, что у потомков митрополита Игнатия Хранилась  в серебряном ковчеге частица мощей св. Георгия. Кто из семейства собирался в дорогу,  брал эту святыню с собой — она была призвана охранять  путешественника от болезней.  Иконы Усекновения Главы Иоанна Предтечи,  исцеляющие от лихорадки,  хранились  у Кокеева и  Хараджаева.  У  другого  мариупольца икона с тем же святым снимала зубную боль.  Роженицы молились иконе,  которая принадлежала Франтову,  владельцу  типографии,  где печаталась известная книга «Мариуполь и его окрестности».(1892 г.)

В качестве  завершающего  штриха,  заглянем в сухие цифры статистики количества православного люда в дореволюционном Мариуполе.

Они наглядно показывают,  что верующие всегда  составляли большую, значительную часть населения:  в 1795 году православных насчитывалось 2623  человека  (собственно,  все  население тогдашнего города).  В1864 г. — около 7000 из 7440 человек.

В 1895 г.  — 21887 человек из общего количества — 30992.

И незадолго до революции,  в1912 г., из 57747 человек единое, почти 30 — тысячное православное сердце билось в такт  с  остальными жителями богомольной Руси.  Вся жизня мариупольцев была пронизана и осенена религией, церковью, христианством — от колыбели и до гробовой доски.

Мариуполь тех милых сердцу,  незамысловатых времен… Как будто о нашем старом городе строки неизвестного поэта:

В нашем городе спокойном

Жизнь струилась, как река.

Были очень богомольны

Люди в прежние века.

Несся над толпами верующих запах ладана,  осеняли их  чудотворные иконы  с ликами святых,  звонко били колокала церкви Успенияна Марьинке и собора св.  Харлампия, отмеряя неторопливое мариупольское  время в истории.  Уездный город,  как будто дремавший в самоварном дыму, в сиреневых садах городского парка и тополиного пуха за покосившимися дощатыми заборами,  торговал арнауткой и таранью,  пылил старым чумацким  шляхом,  по которому в праздничные церковные дни громыхали мужицкие образы и стекались богомольные христиане со всех окрестных  сел.  Все это смыли волны революционного прибоя 1917 года, которые докатились и до стен мариупольских храмов.  В стремительном потоке лет этих  эпохальных  перемен  смешалось все:  декрет о земле, святые угодники,  ликбезы,  комбеды,  партия,  церковь, батько Махно, НЭП,  пятилетка.  И  как-то незаметно было утрачено одно-единственное, главное слово — вера.

Последние отголоски девятого вала революционного прибоя в начале 1930 — х годов накрыли православный Мариуполь…

1995 год

Дмитрий ЯНАТЬЕВ

 

2004  ( с 30)