В Украинской энциклопедии помещена такая биографическая справка о народном артисте Украины Петре Исидоровиче Ветрове: «Родился 29 июня1911 г. в г. Армавире, русский и украинский советский режиссер и актер, нар. арт. УССР (с1954 г.). После окончания в1935 г. Ленинградского театрального института работал в театре им. Ленинского комсомола (г. Ленинград), с1937 г. — в театрах Украины (Ворошиловград, Кировоград, Жданов). С1963 г. — с перерывами в Ворошиловградском украинском музыкально-драматическом театре. Поставил спектакли: «Макар Дубрава» Корнейчука, «Бесприданница» А. Островского, «Интервенция» Славина, «Слуга двух господ» Гольдони. Роли: Корчагин («Как закалялась сталь» по Н. Островскому), Фурманов («Мятеж» по Фурманову), Уриэль Акоста («Уриэль Акоста» Гуцкова). Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями». Попытаемся «оживить» сухой текст из энциклопедии воспоминаниями Тамары Александровны Щекатуровой — актрисы, многие годы работавшей вместе с Петром Исидоровичем в разных театрах, в том числе и в мариупольском.
«О Ветрове очень многое я узнала от своего мужа Алексея Михайловича Чернова. Они вместе в 30-х годах учились в институте, причем в одном из лучших, театральном в Ленинграде на Моховой. Они пришли туда в очень удачное время, когда там были и педагоги очень высокого класса, например, профессор Соловьев Владимир Николаевич, известный знаток западной классики, особенно Мольера, и талантливые студенты учились, многие из которых в будущем стали очень знаменитыми. В их группе учился Аркадий Райкин, а на параллельном киноотделе, который вел Сергей Аполлинарьевич Герасимов, овладевали актерским мастерством Евгений Самойлов, Георгий Жженов, Петр Алейников. Несмотря на сложности быта того времени, постоянное недоедание, холод, плохую одежду (донашивали то, в чем приехали из дому или демобилизовались из армии), жизнь бурлила и в аудиториях института, и в студенческом общежитии. В этом общежитии в ходу были веселые розыгрыши, там же готовились этюды и «капустники». Может быть, именно оттуда началась эстрадная деятельность Аркадия Райкина и именно там проявились режиссерские способности Петра Ветрова. Учащиеся института с жадностью брали знания у педагогов, учились друг у друга. Немаловажную роль в формировании их личностей как будущих деятелей театра и кино сыграли сам город, где они учились. Ленинград, его живая история, его архитектура, музеи и театры.
Учеба продолжалась до тридцать пятого года. Райкин ушел на эстраду, а Чернов, Ветров, его жена — тогда она еще была Семеновой — попали в Ленинградский театр Ленинского комсомола. Через год Евгению Ветрову и Нину Печковскую режиссер Михаил Кисиц пригласил в Украину, в театр юного зрителя; они поехали. Через какое-то время за ними отправились Ветров с Черновым и делая группа выпускников Ленинградского института. С той поры Украина стала до конца их дней родиной.
Первая роль у Ветрова на новом месте — Павел Корчагин. Только что, в тридцать шестом году, умер Николай Островский, и в память о нем поставили спектакль по роману «Как закалялась сталь». Петр Исидорович удивительно творчески подошел к этой роли. С этим спектаклем мы (я в то время уже работала в одной труппе с Ветровым и Черновым) были в Москве в тридцать восьмом году, в тридцать девятом были в Сочи. В Москве мы встретились с женой Островского Раей (по пьесе ее звали Ритой). Кстати, эту роль играла Ветрова. Когда приехали в Сочи, познакомились с матерью писателя, его сестрой и литературным секретарем, очень милой женщиной, Мать настолько была тронута исполнением Ветрова, что иначе, как сыночек, сыночек мой, его не называла.
Что надо отметить, Петр Исидорович, играя блестяще роли молодых людей, так же великолепно исполнял роли стариков. Он обладал прекрасной способностью перевоплощаться. Играет Фернандо в «Слуге двух господ» и тут же старика-отца в «Детях Ванюшина». Наряду с ролями, как принято говорить, положительных героев, он играл и личности отрицательные. Запомнился его Фаюнин в пьесе Леонида Леонова «Нашествие». Это такой склизкий предатель, фашистский холуй. Зрители просто ненавидели Ветрова в этой роли. Но больше всего талант Петра Исидоровича проявился в режиссуре. Уже на первую читку пьесы «за столом» приходил полностью подготовленным, он заранее умел выстраивать спектакль, излагая его содержание, вскрывал глубину темы, давал свою трактовку каждого образа. Вместе с тем он прислушивался к мнению других. Моментально, если что-то ему приходилось по душе, схватывал и развивал, порой внося существенные поправки к своему первоначальному решению постановки. С ним было очень интересно работать. Особенно артистам, склонным к творческому поиску, тяготеющим к ансамблевым спектаклям.
Еще одно свойство Ветрова. Он был блестящим организатором. Когда Петр Исидорович приехал в Мариуполь, кроме него в театре были еще два режиссера: Владимир Моисеевич Крипец и Александр Петрович Коженовский, способные такие режиссеры, хорошо образованные и умеющие работать. Было два хороших художника. Это Раиса Матвеевна Сутормина — жена режиссера Крипеца и Иван Яковлевич Бондарев. Был профессиональный актерский коллектив, причем актеры разного возраста, разных амплуа.
Но Ветров думал о будущем, и он вскоре после приезда организовал молодежную студию, в которой собрал одаренных молодых людей, многие из которых, к слову сказать, в будущем посвятили жизнь служению искусству. Это Виктор Грамматиков, Ольга Бурцева, Светлана Кабо и другие. Студийцы, да и другие молодые актеры — Кор-шок, Компанией, Губский, — которые считали Петра Исидоровича своим учителем, называли его за глаза «батей». Пока Петр Ветров занимался творческими проблемами, новый директор театра Владимир Раввинов укрепил технические цехи за счет привлечения выпускников специальных театральных училищ. Кажется, если не изменяет память, среди них была и Верочка Агеева, талантливая художница-бутафор. Теперь она, конечно, уже Вера Ивановна и заведующая бутафорским цехом.
Итак, под сводами новенького, с иголочки, театрального здания собрались три режиссера, два театральных художника, труппа, позволяющая укомплектовать артистами любой спектакль как классического, так и современного репертуара, крепко сколоченная техническая часть. Людей много.
Что делает Ветров? Он строит так работу театра, таким образом, чтобы весь состав был занят, так как не секрет, что безделье в творческих коллективах порождает нездоровую атмосферу, это с одной стороны, а с другой — большой репертуар и частое его обновление привлекает большее количество зрителей, что является основой для стабильного финансового положения театра.
По предложению Ветрова выпускали десять спектаклей в год. По три на каждого режиссера и один ставил режиссер-дипломник — к нам тогда приезжали на преддипломную практику студенты театральных вузов Киева и Харькова. Выпускали один-два масштабных спектакля, таких, например, как «Порт-Артур», «Одеты камнем», две сказки к школьным каникулам, один-два -к праздникам, две, так сказать, камерные постановки. Поэтому у всех актеров были роли. Правда, тяжеловато было художественно-постановочной части, но задор и энтузиазм молодых в сочетании с опытом мастеров со стажем позволяли преодолевать трудности.
Большой репертуар давал возможность успешно эксплуатировать постановки не только на основной сцене, но и на выездах в городах и районных центрах Донецкой области. Все это приносило хорошие доходы, хватало не только на заработную плату, но и на премии. Вскоре даже отказались от дотаций, что вызвало неудовольствие наших коллег из других театров. Первые годы большинство наших постановок, не говоря уже о премьерах, шло у нас с аншлагом. Немаловажную роль сыграла большая работа, которая проводилась со зрителями на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях. Здесь действенную помощь оказывали нам городские власти. Дела шли у нас очень хорошо.
В шестьдесят втором году мы поехали на гастроли в Киев и работали там два месяца, что, вообще говоря, для провинциального театра большая редкость. В это же время там был и Московский театр имени Ермоловой. И нужно сказать, мы довольно успешно выдерживали конкуренцию. Более того, вот мы — провинция, а нас испугались. В театре имени Ивана’Франко шла пьеса А. Коломийца «Фараоны». Когда кое-кто из руководства киевского театра узнал, что и в нашей гастрольной афише тоже есть «Фараоны», приняты были меры, чтобы их не показывали киевлянам. Но Раввинов приложил весь свой дипломатический талант, и нам разрешили играть два спектакля. В зале был сплошной хохот: Петр Исидорович, актеры максимально использовали литературную основу, главным образом, ее комическую сторону, По стечению разных обстоятельств в шестьдесят третьем году Петр ^сидорович покинул наш театр и город.
Последний раз он был в Мариуполе в 1980 году. Он приехал на лэбилей своего многолетнего друга Алексея Михайловича Чернова. Его спутниками были Кленов, Позднякова, другие актеры, которые тогда, в шестьдесят третьем, вместе с Ветровым перебрались из нашего города в Луганск. Юбилей прошел очень хорошо, как-то по-студенчески весело, Кленов играл на гитаре, пел, было много шуточных поздравлений, добрых таких, идущих от сердца. Потом все разъехались, а Ветров остался еще на несколько дней. Он ходил по городу и не узнавал его. Как-то вернулся после прогулки и говорит: «Боже мой! Каким же большим, красивым стал город. Как я жалею, что уехал отсюда».
Провожая Ветрова домой, в Луганск, мы пообещали, что будем встречаться чаще. Через месяц Петра Исидоровича не стало».
Записал Сергей БУРОВ