О том, как молодое искусство кинематографа сделало в Мариуполе первый робкий шаг, мы бы, наверно, никогда не узнали, если бы не корреспонденция Александра Серафимовича в «Приазовском крае». Первый в городе киносеанс состоялся при несколько комических обстоятельствах. Он не столько удовлетворил любопытство зрителей, сколько подтвердил справедливость поговорки о первом блине, который, как правило, получается комом. Тем не менее история кинопроката в городе начинается именно с него.
Дело было в 1897 году, на пасхальную неделю, которая прошла в Мариуполе шумно и весело: работал театр, не мог вместить всех желающих цирк, большим успехом пользовались скачки, лихо кружились карусели и под меланхолические звуки оркестра разыгрывались призы среди желающих показать свое искусство лазания по шесту. Местные благотворители устроили спектакль, и самодеятельные актеры, поминутно спотыкаясь, мучительно ловили шепот суфлера («Роли нужно получше заучивать, господа!» — замечает им в своей корреспонденции Серафимович).
В этой праздничной суете не прошло, однако, незамеченным появление в городе некоего Шишкина. Он снял на некоторое время театр, выставил свой фотопортрет и объявил себя управляющим, посланным для демонстрации «синематографа». «Афиша была так хитро составлена, — пишет Серафимович, — что публика, не вчитывающаяся обыкновенно в объявления, вообразила, что это доверенное лицо Люмьера (хотя прямо это не было сказано, но впечатление такое оставалось у публики), — и в театр народ повалил».
Дальнейшие события развернулись с поистине кинематографической стремительностью: «Осветили экран, появились на нем какие-то странные тени, поворочались они, потом все потухло и из-за экрана послышалось: «Ну вот и все, господа, больше ничего не будет». Публика возмутилась: «Ах ты, идол! Стой, подавай деньги!» Господина Шишкина — за шиворот, отобрали деньги и раздали публике».
Несмотря на конфуз, которым закончился первый киносеанс в Мариуполе, вряд ли незадачливый Шишкин был авантюристом: скорее всего его подвела несовершенная техника. Но поражает другое: не прошло и двух лет после того, как братья Люмьер обнародовали свое изобретение, а оно уже успело докатить до города, который часто называли захолустным — заслуженно и незаслуженно.
Еще не успели в городе забыть забавный случай с пионером кинопроката Шишкиным, как здесь уже появились первые кинотеатры. Уже отсчитывал время новый век, двадцатый, поэтому естественно, что одному из них дали название «XX век». Но самым первым кинотеатром в Мариуполе был «Иллюзион».
В те времена мариупольцы имели обыкновение называть магазины, мастерские, фабрики и пр. именами их владельцев: магазин Пыхтенко, фабрика Псалти, завод Сойфера, типография братьев Гольдрин и т. д. И зрелищные предприятия не избежали этой участи. Так, в самом близком соседстве с театром Уварова (где сейчас магазин «Руслан») появился «Иллюзион» Подольного.
А. С. Подольный не очень изобретательно назвал свой кинотеатр. Поначалу, когда еще не возник термин «кино», новорожденное искусство называли иллюзионом. Так что назвать кинотеатр «Иллюзионом» — это все равно что сказать масло масляное. Но Подольный был личностью, по-видимому, незаурядной. На маленьком пятачке в центре города, кроме упомянутых «Иллюзиона» и «XX века», возникли и «Колизей», и «Ампир», и все они принадлежали Подольному.
Судя по всему, организатором, кинопрокатчиком он был отменным. Когда при советской власти национализировали кинотеатры, Подольный долгое время продолжал ими руководить, но теперь уже в качестве директора.
«XX век» находился там, где сейчас обувной магазин (угол проспекта В. И. Ленина и улицы Карла Маркса), а «Иллюзион» — где нынешняя «Победа».
В середине 20-х годов Леня Луков и Женя Помещиков, «чтобы смотреть бесплатно фильмы и, конечно, ни одного из них не пропускать, носились как угорелые с коробками из одного кинотеатра в другой, обеспечивая демонстрацию одного и того же фильма на двух экранах».
Но очень скоро в «Иллюзионе», переименованном в «Гигант», стали демонстрироваться фильмы, начинавшиеся с титров: режиссер-постановщик Леонид Луков — «Итальянка», «Я люблю», классическая «Большая жизнь», а позднее, когда кинотеатр уже назывался «Победа»: «Два бойца», «Александр Пархоменко», «Рядовой Александр Матросов», «Олеко Дундич», «Разные судьбы», «Две жизни».
«Мне кажется, — напишет Александр Корнейчук, когда Лукова уже не будет в живых, — что нельзя по-настоящему идти вперед в советском искусстве кино, не изучая глубоко огромное, неповторимое наследие выдающихся мастеров многонациональной кинематографии, среди которых творчество Леонида Лукова занимает одно из первых мест».
А Евгений Помещиков стал кинодраматургом, и по его сценариям сняты такие фильмы, как «Богатая невеста», «Трактористы», и многие другие.
Будем самокритичны и признаем, что название «Гигант», которого удостоился старый «Иллюзион», было по-провинциальному претенциозным и, мягко говоря, не совсем соответствовало действительности. Располагался «Гигант» в нижнем этаже двухэтажного здания, верхний этаж которого состоял из жилых квартир. Зрительный зал вмещал лишь 280 человек. Фойе было настолько крошечным, что в ожидании сеанса зрителям приходилось стоять на улице. Кроме этого чисто символического фойе, никаких других подсобных помещений не было.
Но трудно переоценить роль, которую сыграл этот маленький «Гигант» в духовной жизни мариупольцев. Тысячи горожан смотрели здесь «Броненосец «Потемкин» и «Чапаев», фильмы Всеволода Пудовкина, Александра Довженко, Сергея Герасимова…
Когда-то московские студенты называли Малый театр своим вторым университетом. Для мариупольцев «Гигант» был их первым университетом. Здесь распахивалось окно в широкий мир, ковалось их мировоззрение, воспитывался художественный вкус.
Лев Яруцкий
«Мариупольская старина»
хорошая статья, очень легко и красиво написано, а главное информативно