Неожиданное открытие. Поэт Серебряного века Георгий Шенгели – об Архипе Куинджи

В недавно вышедшем двухтомнике произведений выдающегося поэта Серебряного века Г.А. Шенгели (1894-1956) присутствует небольшое стихотворение под названием «Художник». Стихотворение, состоящее из двух частей, неоднократно публиковалось и ранее, впервые – в далёком 1997 году. Встречается оно и на просторах интернета. Что же в нём особенного? Отвечаю: вторая часть стихотворения посвящена художнику А.И. Куинджи. За прошедшие с момента первой публикации 20 лет никто не сумел или не счёл нужным уточнить этот факт.

куинджи-1

Дореволюционная открытка художника Калмыкова «Куинджи, кормящий голубей». Из частной коллекции автора статьи А.В. Маринина.

Обратив внимание на то, что части были написаны в разные годы и различаются стихотворным размером, у меня возник вполне резонный вопрос: одно ли это стихотворение или всё же их было два? Заинтересовавшись историей написания «Художника», я немедленно обратился за консультацией к В.А. Резвому – моему другу и составителю упомянутого двухтомника Шенгели. Забегая немного вперёд, могу утверждать следующее: поэт сумел запутать далеко не одного редактора, что уж тут говорить о простом читателе…
Шенгели написал два стихотворения: первое («Художник») – в 1943 году, второе («Куинджи») – годом позже. При составлении своих поэтических сборников, к сожалению не опубликованных при жизни, поэт по какой-то причине назвал оба стихотворения «Художник». Свидетельствует ли это о том, что Шенгели все жё написал одно стихотворение? Вроде бы всё логично: приступил к работе в 1943 году, забросил, вернулся к ней спустя год. На первый взгляд – обычная история, но как тогда объяснить иное название второй части и её отдельное включение в сборник «Лирика и поэмы» (оригинал состава хранится у автора), подготовленный самим Шенгели?
Владислав Резвый признаёт, что стихотворение, написанное в 1944 году, должно впредь публиковаться отдельно. Имея весомые основания, сделаю это впервые в своей же статье. Рассуждать о мотивах, побудивших Шенгели увековечить память известного мариупольца, наверное, не совсем уместно: мы о них не знаем, а строить предположения не имея для этого достаточной почвы – дело неблагодарное. Все же, не могу пройти мимо двух фактов, отдалённо связывающих Шенгели с Куинджи. Известно, что Шенгели был знаком с пейзажистом и графиком К.Ф. Богаевским – видным учеником Куинджи. В Мариуполе, вплоть до революции 1917 года, проживали некоторые родственники Шенгели по линии его матери…

куинджи-2

Художник Вильгельм Левик, портрет Шенгели конца 30-х годов.

Говоря о стихотворении 1944 года, допускаю, что сам Шенгели, будучи перфекционистом, критически отнёсся к тому, что у него в итоге получилось. Не по этой ли причине он отошёл от своего первоначального замысла назвать его «Куинджи»? О жизни и творчестве художника написаны многочисленные статьи и книги, снят короткометражный документальный фильм. Известный поэт рубежа XIX-XX веков К.М. Фофанов посвятил картине Куинджи «Лунная ночь на Днепре» стихотворение «Ночь на Днепре». Знаменитый художник В.М. Васнецов в 1869 году написал портрет Куинджи, ныне хранящийся в Государственной Третьяковской галерее. До настоящего момента пустовала условная графа «поэт Серебряного века о Куинджи». Теперь она заполнена.

ХУДОЖНИК

Ребристым золотом багеты облегли
Даль невесомую сияющей земли,
И воздух бисерный, и зарева, и розы
Закатной замшею затянутой березы.

Червонным золотом на чеках залегли
Червонно-круглые тяжелые нули, –
И тяжелела кисть, чье молодое пламя
Дымилось фосфором над лунными шелками.

Песочным золотом ссыпался к мигу миг
В пробирке Кроноса, и конусом возник,
Могильным горбиком, груз лет, ушедших даром, –
Но грустным человек казался, а не старым.

Ядреным золотом пшеницы и зерна
Он птиц приманивал на зымзу у окна,
И голуби, свистя, слетались и крылами
Касались лба его, как он холста мазками.

И было хорошо… Но стал вдруг людным дом
И был таким три дня. И траурным пером
Тряхнули лошади и потащили валко
Серебряный рокайль и громозд катафалка.

И зымза нищая звенела много дней
Под вереницами голодных голубей.

2.II.1944

Примечания

«Червонным золотом на чеках залегли…». Известный факт: художник был весьма состоятельным человеком.
«Дымилось фосфором над лунными шелками». Возможно, упоминается картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
«В пробирке Кроноса…». Подразумеваются песочные часы.
«…груз лет, ушедших даром…». В 1882 году художник принял твёрдое решение навсегда прекратить выставочную деятельность. Период «молчания» прервался только один раз: в 1901 году Куинджи решился показать новые работы своим ученикам и избранным друзьям. С точки зрения Шенгели годы «молчания» следует считать потерянными.
«Он птиц приманивал на зымзу у окна…». Куинджи питал слабость к птицам. Живя в Петербурге, он не только кормил слетавшихся на крышу его дома птиц, но и пытался лечить больных и ушибленных. Зымза – карниз.
«Серебряный рокайль…». Рокайль – элемент орнамента стиля рококо, напоминающий завитки морской раковины.

А.В. Маринин (Москва)

«Приазовский рабочий»
http://pr.ua/news.php?new=49688