«Какая бы дурная погода ни была»

Страницы истории мариупольских евреев

Как сообщает одно старое печатное издание, «по словам евреев-старожилов (письменных данных, к сожалению, не сохранилось), поселение евреев в Мариуполе началось с 1820 года».

Первые поселенцы-евреи приезжали сюда с северных и юго-западных губерний России. По профессии они были в основном ремесленниками. Обустроившись, они списывались со своими земляками и приглашали их в Мариуполь, вот, собственно, почему контингент населения мариупольских евреев и составился из иногородних ремесленников. С 1859 года число их в Мариуполе начало значительно увеличиваться, так как, по разъяснению Министерства внутренних дел России, последовавшему на прошение мариупольских греков по поводу неприкосновенности дарованных им привилегий, иногородние получили право водворяться на жительство в Мариуполе, но только отдельно от греческого общества.

Переселенцы-евреи опекались греческими самоуправлениями и судом; взаимные отношения между ними и греками были довольно дружественными — это объясняется, вероятно, тем, что евреи-ремесленники не конкурировали с коренным населением в области промышленности и торговли.

Обратившись к сухим цифрам статистики, мы без труда сможем проследить, как росло еврейское население г. Мариуполя. Вот что сообщает нам географическо-статистический словарь П. Семенова (Спб., 1867, т. 111): «В 1864 году в Мариуполе было 7440 жителей обоего пола, из них 106 католиков и 393 еврея».

По начислению, сделанному И.Э. Александровичем, в 1884 году в процентном отношении во всем Мариупольском уезде проживало 3% еврейского населения на общее количество в 161044 человека. («Краткий обзор Мариупольского уезда», Мариуполь, 1884). А уже в 1896 году в Мариуполе проживало 7862 еврея, и в уезде еще 10488. («Энциклопедический словарь Брокгауза — Ефрона», С-Пб., 1896, т. 36).

По данным 1912 г., число жителей Мариуполя выросло до 57747 человек, из них — 15% евреи. (Адрес-календарь «Екатеринославская губерния», Екатеринослав, 1913 г.). В начале XX века евреи-колонисты в Мариупольском уезде владели 93921,5 десятинами земли.

Таким образом, мы можем констатировать, что еврейская колония в Мариуполе начала стремительно расти с 1860-х годов и в скором времени по своей экономической мощности и производительности не уступала другим национальностям. В связи с этим в 1867 году было основано первое еврейское кладбище, находящееся около с. Ново-Николаевки. Позднее появилось другое, новое, еврейское кладбище, для которого Мариупольская городская

дума «выделила в 5 верстах от города достаточное количество земли». В 1883 г. мариупольский еврейской общиной была сооружена ограда кладбища, стоившая по тем временам до 2000 рублей.

Сохранились сведения о постройке первых молитвенных домов для лиц «иудейского закона». Книга «Мариуполь и его окрестности» (1892 г.) сообщает нам интересный материал: «По своей малочисленности евреи долгое время не могли построить синагоги, а потому молились в нанимаемых помещениях и, между прочим, довольно долгое время в амбаре, находящемся во дворе Фомы Николаева на Итальянской улице, рядом с городскими домами. Но с увеличением контингента членов еврейской общины постройка синагоги явилась необходимым делом и тогда, по инициативе ремесленника Абрама Фреймана, был построен молитвенный дом (по собранным нами сведениям, в 1864 году) на том самом месте, на котором он ныне находится — на Харлампиевской улице. Никаким благоустройством эта синагога в первые годы основания не отличалась вследствие бедности еврейской общины.

Первая синагога Мариуполя

Только тогда, когда платежные силы членов ее увеличились, а стало быть, и доходность синагоги, ее «Духовное правление» обратило внимание на внутренний вид синагоги. Вот фамилии тех деятелей еврейской общины, которые способствовали благоустройству синагоги — уже после смерти основателя ее Абрама Фреймана: Бич, Самайлович, Огуз, Фалькевич, Купиц, Копелевич и Гольденберг. В синагоге был сооружен новый кийот для хранения в нем Торы, устроены скамьи для молящихся, эстрада для чтения на ней по субботам Священного писания и отделение для женщин».

В 1880 году на здании синагоги был возведен купол. В примыкавшем к синагоге флигеле располагалось бесплатное еврейское женское училище. В настоящее время от синагоги сохранилась только часть фундамента и арочные ворота, а в бывшем здании еврейского женского училища сейчас размещается вечерняя школа рабочей молодежи N 1.  (Сегодня в этом здании находится частная школа «Привилегия». — ред.)

Бывшее здание еврейского женского училища

Вторая синагога появилась в Мариуполе в 1882 году и размещалась она в доме торговца Антона Чабаненко на Георгиевской улице (бывшая 1 Мая). Со временем она стала Хоральной, т. е. главной. Одним из выдающихся инициаторов открытия синагоги был И.И. Авербах, отец знаменитого академика М.И. Авербаха, одного из создателей и первого директора Института им. Геймгольца, врача Ленина. Сейчас здание бывшей Хоральной синагоги пришло в полную ветхость и сохранились только голые стены без крыши. (Прямо возле Мариупольского краеведческого музея).

Вторая, Хоральная, синагога Мариуполя.

Позднее была построена третья синагога на Итальянской улице, но сведений о ней практически не сохранилось.

В середине 1890-х годов против Хоральной синагоги стараниями «Духовного правления» и в особенности старосты А.А. Хмельницкого, было построено двухэтажное здание, предназначенное для открытия в нем на верхнем этаже Талмуд-Торы (низшее учебное заведение для бедных еврейских детей) и на нижнем этаже — миквы (баня, предназначенная для религиозных целей).

Считаем уместным привести краткую историческую справку о Мариупольской Талмуд-Торе, которая помещалась во 2-й синагоге (или во 2-м молитвенном доме).  Основана она бывшими деятелями Мариупольской еврейской общины М.А. Огузом и раввином Дином  в 1870 году. В школе преподавали еврейский язык, Библию, русскую грамоту и первоначальную арифметику. Заведовал Талмуд-Торой раввин Грунин. Попечителями в разное время состояли: доктор Г.О. Авербах с 1889 г., провизор И.А. Гринберг с 1889 г., мещанин И.Р. Кабе с 1889 г. и Б.А. Лившиц с 1886 г. На содержание училища отпускалось из коробочного сбора 1250 рублей, плата за обучение взималась в размере от 5 до 10 рублей с каждого учащегося.

В первый год существования училища всех воспитанников насчитывалось 20, а к началу 1990-х годов более 80 человек. Обучающимся в Талмуд-Торе бедным детям на собираемые ежегодно членами попечительского совета пожертвования давали одежду и обувь.

На рубеже XX столетия еврейское общество уже прочно обосновалось в Мариуполе. Деятельность его членов касалась различных сторон городской жизни, — это и торговля, и промышленность, и служба в госучреждениях местного самоуправления. Познакомимся с еще одним аспектом жизни еврейского населения Мариуполя — это благотворительная деятельность общества. Мы уже упоминали, что между коренным греческим населением и еврейской колонией существовали довольно дружественные и доброжелательные отношения.

Сочувственно относилось еврейское общество и к благотворительности, типично российской черте характера.

В еврейской мариупольской общине существовало Погребальное братство, основанное братьями Фрейманами в 1847 году. Это братство имело особую книгу «Пинкус», куда старшины вносили приходы, поступающие от членов и евреев, погребаемых братством. После смерти какого-либо члена еврейской общины служка (шамес) Погребального братства, с кружкой в руках, обходил всех евреев с возгласом: «благотворение спасает от смерти», и каждый еврей бросал в кружку монету. Затем к покойнику являлись старшины Братства и, если он бедный человек, хоронили за счет братства; если же он богатый – по получении от родственников известного гонорара. Погребальное братство обмывало покойников и, по облачении их в саваны, уносило на кладбище, где и погребало. Таковы были основные цели погребального братства.

Еврейским обществом также был основан приют для бедных евреев, прибывающих в г. Мариуполь. Приют располагался в маленьком общественном домике напротив синагоги на Харлампиевской улице. В этом приюте неимущие евреи пользовались правом бесплатного ночлега и пребывания, питались по запискам старосты приюта у зажиточных земляков.

Время сохранило для нас имя человека, известного в прошлом веке своей неутомимой деятельностью. Звали его Шая Сегаль. По воспоминаниям современников, он еженедельно, по пятницам, «какая бы дурная погода ни была», обегал с кружкой в руках всех евреев и собирал деньги в пользу неимущих, больных (ежегодно до 600 рублей) и был поэтому в большом почете у членов Мариупольской еврейской общины.

В начале XX века на углу Итальянской и Больничной улиц, в доме Потихонова правлением Общества Пособия бедным евреям г. Мариуполя была открыта общественная мацепекарня, которая изготовляла мацу высшего качества. И, что интересно, изготовляла в таком количестве, что могла обеспечить все еврейское население города и его окрестностей. (О любопытном эпизоде писала газета «Мариупольская жизнь» в феврале 1911 года).

Действовала в Мариуполе и Еврейская больница, находящаяся напротив городского сада. Там был известен врач Очаковский М. Н., который являлся и Председателем Общества пособия бедным евреям. Известно также было и Общество всепомоществования ремесленникам иудейского вероисповедания. (Размещалось по Итальянской улице при 3-м молитвенном доме, председатель Г.С. Рысс).

Добрые дела мариупольских евреев оставили свой след в истории, и не стоит этого забывать. Правдивости ради следует отметить, что не все бывало ладным в отношениях к евреям в Мариуполе и уезде. Конечно, до погромов дело не доходило, но многие помнили лихие наезды батьки Махно со своим воинством.

Перелистывая подшивку «Мариупольской жизни» за 1911 год, я встретил небольшую заметку, проливающую свет на предвзятое отношение к евреям: «Корреспонденты сообщают: Пушинскому, единственному еврею, служащему десятки лет в управлении Екатерининской железной дороги предложено подать в отставку».

Роковые 30-е годы затронули и еврейское население Мариуполя. Вместе с русскими, украинцами, греками многие из них были расстреляны и репрессированы. В 1933-1934 гг., когда громили городские церкви и храмы, некоторые молитвенные дома уцелели, их не разрушили, а просто закрыли или отдали другим учреждениям города. Много имущества молитвенных домов было уничтожено. Практически все свитки известной Торы также бесследно исчезли. В 1930-х годах один святок Торы попал каким-то чудом в городской краеведческий музей, где хранится и поныне…

Дмитрий ЯНАТЬЕВ.

«Какая бы дурная погода ни была»: 4 комментария

  1. Дякую, Дмитро, дуже цікава стаття.
    Але, на мій погляд, не вистачає точної адреси кожного з будинків, про які Ви розповідаєте. Хотілось би подивитися на їх вигляд в наш час, але куди йти, не зрозуміло :)

  2. Олена!
    На фотографиях, которые в статье, вы можете увидеть, как выглядят эти здания сегодня (точнее, пару недель назад :) )
    Нет только фотографии первой синагоги (см. рисунок), но она находится за бывшим зданием еврейского женского училища, во дворе, там очень мало места и не получается сфотографировать «во весь рост». Здание в хорошем состоянии, немного перестроенное.
    А вот большой синагоге не повезло….
    Точный адрес бывшего училища, если не ошибаюсь — Харлампиевская, 6. Соответственно и первой синагоги. А адрес хоральной синагоги обязательно узнаю и напишу, впрочем, она буквально за углом от первой.
    Олена! Приглашаем вас зайти на форум, где можно обсудить любые вопросы по истории Мариуполя. И не только по истории)))))

  3. Если кто — то владеет информацией о подземных туннелях или катакомбах под Мариуполем или может более подробно предоставить информацию о статье размещенной по этой ссылке http://moyinternet.jimdo.com/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BC/ , прошу написать мне на мой электронный адрес. Меня интересует эта тайная часть истории Мариуполя.

Обсуждение закрыто.