ГОРОД НАЧИНАЕТСЯ С КРЕПОСТИ

ИЛИ: КОГДА ЖЕ И КТО ОСНОВАЛ МАРИУПОЛЬ?

До сих пор нет  точных ответов на очень важные для истории Мариуполя вопросы: когда и кем был основан город.

Кальмиусский сторожевой пост на рубеже XVI – XVII веков. Вариант реконструкции мариупольского художника В.А. Остапенко.

ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ?

Как и десятки лет назад историками и краеведами города горячо обсуждаются три основные версии его основания: греческая, официальная (российская) и казацкая (украинская).  Согласно первой Мариуполь основали в 1780 году греческие переселенцы из Крыма во главе с митрополитом Игнатием.

Официальная гипотеза придерживается документов, согласно которым Мариуполь (тогда — Павловск) был основан в 1778 году губернатором Азовской губернии В.А.Чертковым.

Казацкая версия утверждает, что город основали казаки Запорожской Сечи как крепость Кальмиус. С 1734 года она якобы стала центром огромной Кальмиусской паланки (этот год требует обоснования). В качестве варианта этой версии предполагается, что Мариуполь, опять таки как крепость был основан не позднее 1593 года. Именно к этому году относится грамота московского царя Фёдора Ивановича, в которой был упомянут «город Кальмиус» в устье реки Кальмиус (этот документ не опубликован, имеются только ссылки на него).

Если продолжить подход к основанию Мариуполя по национальному  признаку, то можно добавить ещё татарскую и еврейскую версии. А почему нет? Ведь слова Кальмиус и Адомахи (крепость — предшественница Кальмиуса) имеют соответственно тюрское и древнееврейское происхождение.

Фрагмент диорамы «Крепость Домаха-Кальмиус», XVII-XVIII века. (Донецкий областной краеведческий музей). Фото автора.

Лично я категорически против подхода к основанию города, исходя из национальных (читай – политических) пристрастий. Уверен, что как и любая наука, история должна строиться только на истинных, неоднократно проверенных фактах. Иначе это будет уже не история, а художественная литература (как правило, фантастика). Хорошо сказал Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже».

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ГОРОД…

Но прежде чем разбираться с каждой из перечисленных версий, необходимо определиться с термином «город». Академический словарь русского языка (Москва, 1957 год, 1-й том) даёт два основных значения этого слова. Первое — это привычное всем понятие: «Крупный населённый пункт, административный, промышленный, торговый и культурный центр». Второе — относится к истории и трактуется как: «Населённое место, огороженное и укреплённое стеной; крепость» (выделено мною – В.В.). Так же объясняет термин «город» в историческом контексте Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «Слово это издревле обозначало поселение, искусственно укреплённое оградою или валом и рвом для защиты от неприятельских нападений».

Каждый, интересующийся историей Мариуполя, представляет, что примерно так и выглядел город Павловск (он же крепость Кальмиус) до прихода сюда греков.  Чисто городская атрибутика появилась лишь в XIX веке. Городов, которые сразу бы создавались как «крупные населённые пункты» совсем немного. В качестве примера можно привести Санкт-Петербург, основанный Петром I. Правда, в советские времена «по решению партии и правительства», как грибы вырастали, так называемые, соцгородки (обычно при крупных предприятиях, шахтах или на месте разработки ископаемых).

Ясно, что когда речь заходит об основании более-менее старых городов, к каким относится и Мариуполь, слово «город» употребляется в значении, которое коротко можно определить как «крепость». Именно с возведения крепости (или с первого упоминания о ней) начинали свою официальную жизнь большинство городов бывшего Советского Союза. Например, в Донецкой области  как крепости основаны Славянск, Красный Лиман, Артёмовск (Бахмут – казачья сторожа с 1571 года). Статус же города они получили лишь сто — двести лет спустя после своего основания.

ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ И ОСНОВАНИЕ – РАЗНЫЕ ВЕЩИ

При таком подходе к понятию «город», в вопросе основания Мариуполя сразу же многое проясняется. Слава Богу, сегодня, (как и раньше) никто не отрицает (и не отрицал) существование крепости Кальмиус. Это автоматически опровергает как греческую, так и официальную версии основания города. Фактически обе они  построены лишь на переименовании крепости (города) Кальмиус сначала в Павловск в честь наследника престола Павла Петровича, а затем – в Мариуполь, видимо, с учётом мнения греков-переселенцев. Понятно, что переименование населённого пункта никак не тянет на его основание. Иначе бы наш город насчитывал не менее пяти оснований.

Переименование в 1778 году крепости Кальмиус в Павловск, вероятно, связано с ликвидацией (явно поспешной) в 1775 году Запорожской Сечи. Но и после официального запрета казачества люди, жившие в устье Кальмиуса, в том числе в крепости и вокруг неё, никуда не исчезли. Это подтверждает, например, епископ Феодосий (Макаревский) в «Материалах для историко-статистического описания Екатерининской епархии. Церкви и приходы прошедшего ХVIII столетия. Выпуск 1-й», Екатеринослав, 1880 год.

Он, в частности, пишет: «1776 года губернатор Чертков, обозревая свою Азовскую губернию, был, между прочим, и на Кальмиусе, нашёл здесь множество православного народа, каменную часовню и при ней Киевского Межигорского монастыря иеремонаха». Кстати, и административно крепость не была забытой, ею руководил секунд-майор Горленский. Так, что жизнь продолжалась. И люди обратились к губернатору не с какими-то шкурными запросами, а попросили вернуть в Кальмиус походную церковь со всей принадлежащей к ней утварью.

ГОРОД ПАВЛОВСК — ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ

В 1778 году крепость Кальмиус вместе с прилегающей к ней слободой была переименована в город Павловск. Под этим именем наш город просуществовал всего полтора года. Но и за этот короткий срок здесь было сделано немало. Это подтверждают факты, приведённые в книге, выпущенной в 2008 году городским краеведческим музеем «Мариуполь и его окрестности: взгляд из ХХI века». Так, за 1778 – 1779 годы было построено 55 домов и несколько торговых лавок. Причём строительство велось строго по плану. В своей брошюре «Из истории основания города Мариуполя» Р.И. Саенко приводит данные о числе жителей «в городовой Павлоградской округе», то есть на отведённой для Павловска территории. В марте 1779 года в городе и Кальмиусской слободе проживали 147 человек, в основном бывшие запорожские казаки. Кроме этого на рыбных промыслах в Павловском уезде официально было занято 382 человека.  В 1779 году в Павловске проходила хлебная ярмарка,

Но уже осенью 1779 года город получил новое имя – Мариуполь. Это, видимо, связано с переселением сюда более двух тысяч вышедших из Крыма греков во главе с митрополитом Игнатием. Можно согласиться с тем, что они как-то повлияли на официальное присвоение городу нового имени. Но, к сожалению, личный архив митрополита сгорел в одном из пожаров и теперь невозможно восстановить подробности переименования нашего города.

Претензии представителей современной греческой диаспоры на то, что именно переселенцы основали город Мариуполь, явно необоснованны. Ведь до прибытия греков, здесь уже два года жил полной жизнью город Павловск, выросший из крепости Кальмиус. Кроме этого рядом были многолюдная слобода и многочисленные зимовники (хутора).

ГРЕКИ НЕ ОСНОВЫВАЛИ МАРИУПОЛЬ

Г.И. Тимошевский, один из авторов книги «Мариуполь и его окрестности», которая издана в 1892 год и является настольной книгой всех мариупольских краеведов, сообщает следующее. «26 июля греки приняли или, лучше сказать окончательно заняли г. Павловск, и этот день можно считать началом Мариуполя на Кальмиусе. … центром послужила паланка или крепость, — в ней поселился митрополит и заложил соборную церковь; расселяться начали по плану, выработанному губернатором Чертковым для г. Павловска по направлению к Марии Магдалининской церкви по так называвшейся Большой, а теперь Екатерининской улице». Следует только добавить, что эту церковь ещё в 1778 году заложил лично губернатор.

Г.И. Тимошевский  пишет также о том, что на территории Кальмиусской паланки находился 61 зимовник. «Некоторые зимовники были богаты и обширны. Жители Гурзуфа (переселенцы — В.В.), например, заняли зимовник Степана Коваля даром. В его часовне, в молитвенном деревянном доме, митрополит Игнатий немедленно устроил церковь во имя Архангела Михаила и открыл в ней богослужение». При этом нужно отметить, что  Тимошевский глубоко уважал митрополита и вопреки фактам считал его основателем Мариуполя.

Не выдерживает никакой критики предположение председателя Приазовского эллинистического центра С.А.  Калоерова о том, что «Мариуполь в одночасье возник как новый город, причём город расположился в 300 саженях (640 м) от крепостной стены  строящейся крепости Павлограда» (газета Мариупольского общества греков «Хронос» №7 за сентябрь 2008 года). Тут явное недоразумение: строилась не крепость Павлоград, а город Павловск. Крепость носила название Кальмиус и она уже сыграла свою роль в истории.

Историкам и краеведам хорошо известно, что по распоряжению царского правительства все 55 жилых домов и торговые лавки в крепости и вокруг неё были переданы грекам (хозяева же этих домов согласно тому же распоряжению переселены в другие места). В одном из этих домов поселился митрополит Игнатий. Об этом, в частности, пишет в своём рапорте на имя графа Г.А. Потемкина губернатор Азовской губернии В.А. Чертков, посетивший переселенцев в сентябре 1780 года. (Копия рапорта приведена в книге «Мариуполь и его окрестности: взгляд из ХХI века»). Кстати, первое время, пока не были построены храмы Святого Харлампия и Успения Богородицы, митрополит проводил службу в Свято-Николаевской церкви, находившейся внутри крепости Кальмиус.

Не подтверждает «одночасья» возникновения Мариуполя и общероссийская перепись 1782 года. В названной выше книге  в связи с этой переписью приведены следующие данные. «В Мариуполе было зафиксировано 53 каменных дома и 20 «мазанок», в которых уже жили люди. По другим источникам построенных домов было немного больше: из дикого камня – 26, из земляного кирпича – 22, из дерева – 43». Следует признать, что в любом случае за два с лишним года построено немного, тем более, если учесть, что в указанном перечне находятся и 55 домов, переданных грекам жителями Павловска.

ИСТОРИЯ КРЕПОСТИ – ИСТОРИЯ ГОРОДА

Наш город, как почти все старые города, начинался с крепости. Год её создания и будет годом основания Мариуполя. Но выяснить эту дату совсем непросто. Нужны чёткие обоснования, а их пока явно недостаточно. Есть только предположения и более-менее серьёзные гипотезы.

О том, что крепость Кальмиус имеет весьма солидный возраст, подтверждает упоминавшийся выше Г.И. Тимошевский. Он пишет: «Основание, если не крепости, то казацкого посёлка относят к XVI ст., ко времени Преплава Ланцкаронского, одного из первых запорожских героев».

В Донецком областном музее размещена большая и красочная диорама «Крепость Домаха-Кальмиус. XVII – XVIII века». Над ней в 70-е годы прошлого столетия несколько лет работали историки и художники из Москвы и Киева. В 2006 году этот же музей издал фотоальбом «Ми з УкраЇни. Козацькі старожитності». Здесь помещена карта Южной Украины XVIII века (30-е  – середина 70-х годов), На этой карте указаны границы паланок, а в устье Кальмиуса отмечена крепость Домаха. Насколько достоверны диорама и карта судить специалистам.

Весьма вероятно, что крепость (сначала сторожевой пост) возникла в устье Кальмиуса сразу после 1746 года. В этот год указом императрицы Елизаветы Петровны была определена граница между донскими и запорожскими казаками по реке Кальмиус. Это предположение высказано в книге «Мариуполь и его окрестности: взгляд из ХХI века».

Серьёзным документом, подтверждающим важное значение крепости Кальмиус как административного центра одноимённой паланки, является  «Архів Коша Нової Запорожскої Січі. Корпус документів 1734 – 1775», Київ, 1998 р. Кальмиусская паланка была самой большой среди других (занимала почти всю территорию современной Донецкой области).

С «Архивом Коша…» я  ознакомился в библиотеке Мариупольского краеведческого музея. В этом четырёхтомнике мне не удалось найти точной даты строительства Кальмиусской крепости. Хотя косвенно можно предположить, что она (и церковь при ней) существовала уже в конце ХVII века. Такой вывод можно сделать, прочитав рапорт полковника Кальмиусской паланки Андрея Порохни на имя кошевого атамана Данилы Стефанова от 16 мая 1754 года. В документе изложена просьба предоставить необходимые строительные материалы для возведения новой церкви, так как существующая «в крайней обветшалости состоит». Чтобы так обветшать, церковь должна простоять не одно десятилетие.

Карта юга Украины. XVIII век, 30-е – середина 70-х годов и печать Кальмиусской паланки, 1760 год. Фотоальбом «Ми з УкраЇни. Козацькі старожитності». (Донецкий областной краеведческий музей).

Немало интересного о Кальмиусской крепости и вообще о казачьем периоде в истории нашего города, можно почерпнуть в статьях краеведа П.И. Мазура «Кальмиусская паланка: не легенда, а реальность», опубликованным в нескольких номерах газеты «Україна Козацька» за февраль-июнь 2008 года, а также к книге Н.Г. Руденко «Приазовье – колыбель казачества», изданной в Мариуполе в 2005 году.

Приведу лишь несколько фактов из названных работ.

Так, П.И. Мазур, считает, что гарнизон крепости составлял 500 человек. Казаки укомплектовывали на вверенной им территории промежуточные  станции  на Кош и на Дон, обеспечивали безопасность тракта: крепость Петровская (Бердянск) – крепость Святого Дмитрия Ростовского (Ростов-на-Дону). Кроме этого содержались почтовые станции над Белосарайским лиманом (район нынешней Ялты) и на переправе через Кальчик  (в черте современного Мариуполя). Сюда ежедневно направлялись по восемь ямщиков с лошадьми. Казаки крепости  обеспечивали также переправу через Кальмиус в районе современного посёлка Сартана. Выполнялись также следственные, судебные и прочие действия, предусмотренные писаными и неписаными законами Запорожской Сечи…

Н.Г. Руденко уверен, что в XVII веке крепость  Кальмиус выполняла важную роль в период походов запорожцев против татар и турок, в  частности, в 1615, 1616, 1617, 1620, 1622, 1624 и 1630 годах. Она обеспечивала запасной выход по Днепру – Самаре – Волчьей – Кальмиусу в Азовское и Черное моря. Таким же образом казаки возвращались в Кош, если основной путь по Днепру был перекрыт врагами. Кстати, этот запасной  путь был освоен ещё киевскими князьями во время походов на Византию. Не исключено, что в тот период его контролировала в устье Кальмиуса крепость с другим названим – Адомахи.

Рапорт полковника Кальмиусской паланки Андрея Порохни кошевому атаману Даниле  Стефанову. 16 мая 1754 года. «Архив Коша Нової Запорозької Січі» (Мариупольский краеведческий музей).

Крепость на Кальмиусе являлась также удобным местом для соединения запорожских и донских казаков в период совместных походов против общих врагов. Как пишет Н.Г. Руденко, такие походы против турок и татар были в 1630, 1631, 1632, 1640 и 1641 годах.

Если, учесть, что уже в начале XVII  века крепость Кальмиус (Домаха) играла важную роль на северном Приазовье, то вполне логично будет предположить, что построена она вероятно в XVI веке. Ведь недаром её появление связывают с гетманом Предславом Ланцкоронским, жившим именно в этот период. Да, и московский царь Фёдор Иванович упоминает город Кальмиус в шестнадцатом веке (1584 и 1593 годы).

Этот период основания нашего города подтверждает и Украинская Советская Энциклопедия» (Киев, 1980 год), том 3, стр 541. «Жданов (до 1948 года – Мариуполь) … основан запорожскими казаками в начале 16-го века как крепость Кальмиус (от реки Кальмиус). В 1778 году переименован в Павловск. В 1780 году по ходатайству греческих переселенцев переименован в Мариуполь (Марианополь».

ВЫВОДЫ И ПОЖЕЛАНИЯ

Дело чести мариупольских краеведов найти документы, подтверждающие дату основания крепости Кальмиус (Домахи). Но для этого потребуется большая кропотливая работа в архивах Запорожья, Днепропетровска, Києва, Москвы, Санкт-Петербурга, а возможно,  Варшавы, Стамбула и других городов. И, конечно, здесь не обойтись без помощи городских властей и меценатов, для которых дорога истинная история Мариуполя.

Одновременно возможно удастся прояснить и историю предшественника Кальмиуса – древнего города Адомахи. Ведь, недаром же все старые энциклопедические словари упорно утверждают, что на месте Мариуполя «в древности был город Адамахи» (например, Русский энциклопедический словарь, 1875 год). Кстати, уже упоминаемый выше Н.Г. Руденко в своей книге «Приазовье – колыбель казачества» считает, что Адомахи могла быть столицей или крупнейшим опорным пунктом бродников, которые населяли наш край в ХII-XV веках. Именно их он называет предшественниками донских и запорожских казаков. Нужно сказать, что доводы Николая Григорьевича очень убедительны.

Кстати, в последнее время появились и новые источники, подтверждающие реальность Адомахи. Летом 2008 года в городских газетах «Приазовський рабочий» и «Вечерний Мариуполь» была опубликована информация о том, что в адрес молодёжного движения «МОДОС» пришло письмо от главы  Госкомархива Украины А.А. Удода. Он подтверждает, что согласно выписки из Летописи Екатеринославской учётной комиссии «Уездный город Мариуполь построен на том самом месте, где был древний город Адомахи, на берегу Азовского моря, по правой стороне устья реки Кальмиус». Будет здорово, если ребята из «МОДОСА» не успокоятся на этом и найдут документы, проливающие хоть какой-нибудь свет на таинственную Адомахи.

Хотелось бы пожелать представителям греческой диаспоры перестать претендовать на основание Мариуполя. Давайте не будем пятиться назад, а вместе устремимся вперёд, в данном случае – вглубь времён, чтобы лучше узнать историю нашего общего дома – любимого Мариуполя. Ведь никто не умаляет заслуг греческих переселенцев в развитии города и всего северного Приазовья.

Виктор Вереникин,

член национального союза журналистов Украины, краевед.

Думается, настало время издавать Альманах по истории нашего города, скажем один раз в квартал. Здесь могли бы высказывать своё мнение не только профессиональные историки, сотрудники музеев, но и краеведы, в том числе и начинающие. Конечно, для подобного издания потребуются средства. Возможно, кто-то знает, где их найти.

Было бы неплохо, если кто-нибудь (например, краеведческий музей или кафедра истории МГГУ) взялся за организацию научно-практических конференций на тему: «Мариуполь: история и перспективы». Ведь последняя была шесть лет назад. Неужели краеведы и историки так и будут заочно общаться между собой, путём публикаций в газетах?